Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<_> - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аппарель" (далее - ООО "Аппарель", Заявитель) на действия акционерного общества "Дорожное ремонтно-строительное управление N 5" (далее - АО "ДРСУ N 5", Заказчик, Ответчик) при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг "Подъём и дефектация плавучих средств" (извещение N 31806916661 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - Запрос цен, Закупка).
при участии представителя ООО "Аппарель" - <_> (доверенность от 03.10.2018, б/н, личность удостоверена паспортом);
при участии представителя АО "ДРСУ N 5" - <_> (доверенность от 04.10.2018, N 523 личность удостоверена паспортом),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8430 от 27.09.2018) на действия АО "ДРСУ N 5" при проведении Запроса цен. Заявитель полагает, что Закупка проведена с нарушением Федерального Закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Закона о защите конкуренции.
В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.
13.09.2018 Заказчиком размещено извещение о проведении Запроса цен. В установленные сроки ООО "Аппарель" представило заявку на участие в Закупке.
В соответствии с протоколом N 31806916661-2ЗЦ рассмотрения и оценки ценовых заявок извещения N 31806916661 от 20.09.2018 (размещен в ЕИС 21.09.2018) закупочной комиссией было принято решение об отклонении заявки Заявителя на основании пп. 3 п. 3 статьи 56 Положения о закупке.
ООО "Аппарель" считает, что действия заказчика по отклонению его заявки на участие в Закупке являются неправомерными, так как все необходимые документы представлены, заявка Заявителя заполнена в соответствии с установленными требованиями.
По мнению ООО "Аппарель", Заказчик нарушил требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку Заказчик ограничил доступ Заявителя к торгам и создал преимущественные положения для других участников Закупки.
Заявитель также в жалобе сообщает, что в закупочной документации не указан вид работ - "спуск и передача плавсредств Заказчику по акту приема-передачи", предусмотренный проектом договора.
Заявитель указывает, что в протоколе N 31806916661-2ЗЦ рассмотрения и оценки ценовых заявок извещения N 31806916661 от 20.09.2018 указаны разные сведения относительно местонахождения ООО "СК "Иртышречфлот". Юридический адрес данного общества: 644073 Омская область, город Омск, ул. 8-ая Солнечная д. 31, при этом в выписке из ЕГРЮЛ указан адрес: 644036 Омская область, город Омск, ул. 8-ая Кировская 70.
Также Заявитель полагает, что ООО "СК "Иртышречфлот" и ООО "Бриз" являются взаимосвязанными лицами, так как руководитель ООО "СК "Иртышречфлот" <_> до 2017 года являлся коммерческим директором ООО "Бриз". В настоящее время директор ООО "Бриз" - <_> является номинальным директором, а вся деятельность осуществляется <_> .
На основании изложенного, ООО "Аппарель" просит антимонопольный орган аннулировать результаты Закупки, протоколы и провести проверку по фактам нарушения антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии 05.10.2018 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 01.10.2018 N 05-8416э Ответчиком представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.
На заседании Комиссии 05.10.2018 представитель Ответчика с доводами жалобы не согласилась, высказалась согласно возражениям на жалобу, отметив следующее.
Закупка проводилась в соответствии с главой 6 "Порядок проведения запроса цен" Положения о закупках товаров, работ, услуг акционерного общества "Дорожное ремонтно-строительное управление N 5", утвержденного Советом директоров АО "ДРСУ N 5" (далее - Положение о закупке). Запрос цен проводился не в электронной форме, прием заявок осуществлялся в печатной форме по адресу: 646532, Омская область, город Тара, улица Лихачева, дом 12, электронная площадка для осуществления Закупки посредством электронного документооборота не привлекалась.
Документацией к запросу цен на проведение подъема и дефектации плавучих средств в количестве четырех единиц, утвержденной временным генеральным директором АО "ДРСУ N 5" (далее - Документация), а именно приложением N 4 установлена форма заявки на участие в Закупке.
Заявитель представил заявку в форме, не отвечающей требованиям, установленным приложением N 4 Документации, что и послужило основанием для отказа ООО "Аппарель" в участие в Закупке.
АО "ДРСУ N 5" создало для всех участников Закупки равные условия для подачи заявок, не нарушило процедуру приема заявок на участие в Закупке, вскрытие конвертов проводилось в установленный день и час, участники могли присутствовать на вскрытии конвертов.
Представитель Ответчика также пояснила, что Документация отражает полный объем работ, который необходимо будет исполнить в рамках Закупки.
Закупка услуг по спуску плавучих средств может быть произведена только по результатам проведенной дефектации, а именно будет ли требоваться текущий или капитальный ремонт плавсредств, будет ли возможность осуществить ремонт исходя из финансовых возможностей Заказчика в ближайшее время или оставить плавсредства на отстой и докование, при этом, не нести дополнительные затраты по повторному подъему и спуску плавучих средств.
Участником Закупки - ООО "СК "Иртышречфлот" представлена заявка, отвечающая требованиям Документации. В ней (заявке) указаны адрес местонахождения: Омская область, город Омск, улица 8-ая Кировская 70 и почтовый адрес: 644073 Омская область, город Омск, улица 8-ая Солнечная, дом 31. Одновременно с наименованием и почтовым адресом победителя (ООО "СК "Иртышречфлот") были указаны его ОГРН и ИНН, что позволило верно идентифицировать победителя.
Довод ООО "Аппарель" о том, что между ООО "СК "Иртышречфлот" и ООО "Бриз" есть взаимосвязь носит предположительный характер. Законодательство не содержит прямого указания на запрет связанным компаниям участвовать в закупках, проводимых конкурентным способом. В организованной Заказчиком Закупке победила заявка с наиболее низкой ценой.
На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
3. Из представленных материалов и информации следует, что 13.09.2018 в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" (далее - ЕИС) были размещены документы и информация о Закупке, в том числе: извещение о проведении Закупки, Документация, техническое задание.
Согласно извещению N 31806916661 о проведении Запроса цен предметом Закупки является право заключения договора на оказание услуг "Подъём и дефектация плавучих средств".
Прием заявок на участие в Запросе цен осуществлялся Заказчиком с 13.09.2018 по 19.09.2018.
Дата начала рассмотрения заявок: 20.09.2018.
Дата подведения итогов Запроса предложений: 20.09.2018.
В соответствии с протоколом N 31806916661-2ЗЦ рассмотрения и оценки ценовых заявок извещение N 31806916661 от 20.09.2018 на участие в Закупке поступило три заявки (ООО "Аппарель", ООО "СК Иртышречфлот" и ООО "Бриз").
Заявки ООО "СК Иртышречфлот" и ООО "Бриз" допущены и признаны участниками Закупки. Заявка ООО "Аппарель" отклонена.
Согласно протоколу N 31806916661-2ЗЦ рассмотрения и оценки ценовых заявок извещение N 31806916661 от 20.09.2018 победителем Запроса цен признано ООО "СК "Иртышречфлот".
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной в части исходя из следующего.
4.1. В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При проведении Запроса цен АО "ДРСУ N 5" руководствовалось Положением о закупках товаров, работ, услуг акционерного общества "Дорожное ремонтно-строительное управление N 5", утвержденным Советом директоров АО "ДРСУ N 5" (протокол от 01.06.2018 N 8).
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В силу статей 55-56 Положения о закупке для участия в запросе цен участник закупки обязан представить заявку на участие не позднее даты и времени окончания срока подачи таких заявок, которые установлены в извещении.
Заявка на участие должна содержать установленные Положением сведения. Нарушение требований к оформлению заявки на участие в запросе цен является основанием для принятия комиссией решения об отказе участнику закупки в допуске к участию.
В соответствии с Документацией (требования к содержанию, форме, оформлению и составу ценовой заявки) участник запроса цен подает ценовую заявку в печатной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса цен, по форме, установленной приложением N 4 к Документации.
Комиссия Омского УФАС России, изучив представленную Ответчиком заявку ООО "Аппарель", установила, что она (заявка) не соответствует установленной Документацией форме, в связи с чем, действия закупочной комиссии, связанные с отказом в допуске Заявителя к участию в Запросе цен, являются правомерными.
4.2. В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Так, пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к характеристикам товара, работы, услуги.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе размещается, в том числе проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.
В соответствии с извещением о проведении Запроса цен предметом договора является проведение подъема и дефектации плавучих средств в количестве четырех (4) единиц.
Объем работ, подлежащих выполнению, установлен Заказчиком в техническом задании (приложение N 1 к договору), утв. генеральным директором АО "ДРСУ N 5".
Согласно данному техническому заданию в объем выполняемых работ входит подъем плавсредств, зачистка корпуса, трюмов, демонтаж, разборка, сборка и дефектация оборудования, устройств.
При этом, пунктом 3.3.10 проекта договора (приложение N 3 к Документации) исполнитель обязан произвести спуск и передачу плавстредств Заказчику по акту приема-передачи в сроки, предварительно оговоренные с Заказчиком, что не предусмотрено техническим заданием, а также заказом на проведение подъема, дефектации плавательных средств в количестве 4 единиц (приложение N 1 к Документации).
Таким образом, довод Заявителя о том, что п. 3.3.10 проекта договора противоречит закупочной документации, признается Комиссией обоснованным.
4.3. В части довода Заявителя о расхождении информации об адресе ООО "СК "Иртышречфлот", указанной в протоколе рассмотрения заявок, с информацией, содержащейся в выписке из ЕГРЮЛ указанного общества, Комиссия сообщает следующее.
Установлено, что в протоколе N 31806916661-2ЗЦ рассмотрения и оценки ценовых заявок извещение N 31806916661 от 20.09.2018 в сведениях об участнике закупке ООО "СК "Иртышречфлот" указан адрес данного общества, а именно: 644073 Омская область, город Омск, улица 8-ая Солнечная, дом 31.
В представленной Ответчиком в материалы настоящего дела ценовой заявке ООО "СК "Иртышречфлот" в разделе почтовый адрес указано - 644073, г. Омск, улица 8-ая Солнечная, д. 31, в разделе место нахождения указано - 644036, г. Омск, ул. 8-ая Кировская, д. 70. Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "СК "Иртышречфлот" от 17.09.2018 адресом место нахождения указанного общества является 644036, г. Омск, ул. 8-ая Кировская, д. 70.
Закон о закупках в части 13 статьи 3.2. устанавливает обязательные требования к содержанию протокола, составляемого в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки). Так, протокол должен содержать, в том числе сведения о количестве поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки (пункт 2). Требования об указании в протоколе адреса (юридического или фактического) участника закупки данная норма не содержит.
4.4. В части довода ООО "Аппарель" о взаимосвязанности двух участников Закупки - ООО "СК "Иртышречфлот" и ООО "Бриз", Комиссия отмечает, что действующее законодательство не содержит запрета связанным компаниям участвовать в закупках, проводимых конкурентным способом.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной в части жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аппарель" на действия акционерного общества "Дорожное ремонтно-строительное управление N 5" при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг "Подъём и дефектация плавучих средств (извещение N 31806916661)
2. Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
3. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 01.10.2018 N 05-8416э.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 октября 2018 г. N 05-04.1/87-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.10.2018