Резолютивная часть решения оглашена 01 ноября 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено 01 ноября 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<>
Члены Комиссии:
<>
в отсутствие представителей ответчика - администрации Мглинского района, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N1-22 надлежащим образом (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 24199227417422),
рассмотрев материалы дела N 1-22 по признакам нарушения администрацией Мглинского района требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N381-ФЗ), выразившегося в бездействии при неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов в районной газете "Мглинские вести", издании "Муниципальный вестник", постановления администрации Мглинского района от 20.02.2016 г. N143 "О внесении изменений в постановление администрации района от 23.04.2013 г. N247 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Мглинского района", установила следующее.
В соответствии приказом Брянского УФАС России от 12 октября 2018 г. N236 в отношении администрации Мглинского муниципального района возбуждено дело N1-22 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения требований статьи 15 Федерального закона N381-ФЗ.
В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона N381-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 Федерального закона N381-ФЗ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, Федерального закона N 381-ФЗ Брянским УФАС России были сделаны запросы в администрацию Мглинского района Брянской области (исх. N7570 от 05.09.2018 г., исх. N 8299 от 09.10.2018 г.). В результате анализа материалов, представленных администрацией Мглинского района, установлено следующее.
Постановлением администрации Мглинского района от 23.04.2013 г. N247 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Мглинского района. 20.02.2016 г. утверждено постановление администрации Мглинского района N143 "О внесении изменений в постановление администрации района от 23.04.2013 г. N247 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Мглинского района".
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Как следует из постановления администрации Мглинского района от 23.04.2013 г. N247, схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена в целях создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения, соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность. Данные цели соответствуют части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Соответственно, содержащиеся в вышеуказанном постановлении правовые нормы направлены на урегулирование общественных отношений.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Пунктом 3.4 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24.11.2016 N 589, также предусмотрено опубликование в установленном порядке, размещение на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимых в нее изменений.
В соответствии с положениями статьи 47 Федерального закона N131-ФЗ (в редакции, действующей на момент издания постановления от 20.02.2016 г. N143) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Частью 9 статьи 8 Устава Мглинского района, с изменениями, внесенными решением Мглинского районного Совета народных депутатов от 04.03.2014 г. N4-664, установлено, официальное опубликование муниципальных правовых актов производится в районной газете "Мглинские вести", издании "Муниципальный вестник", являющихся официальными источниками их опубликования.
Согласно письму администрации Мглинского района от 13.09.2018 г. N2467-и постановления администрации Мглинского района, утверждающие схему размещения нестационарных торговых объектов, в официальных печатных изданиях не опубликовывались, были размещены только на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет www.mgladm.ru.
В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона N381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, бездействие администрации Мглинского района при неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а именно: в районной газете "Мглинские вести", издании "Муниципальный вестник", постановления администрации Мглинского района от 20.02.2016 г. N143 "О внесении изменений в постановление администрации района от 23.04.2013 г. N247 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Мглинского района", нарушает требования, установленные частью 5 статьи 10 Федерального закона N381-ФЗ и, как следствие, правила осуществления торговой деятельности, установленных федеральным законом Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, бездействие администрации Мглинского муниципального района, выразившееся в неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а именно: в районной газете "Мглинские вести", издании "Муниципальный вестник", постановления администрации Мглинского района от 20.02.2016 г. N143 "О внесении изменений в постановление администрации района от 23.04.2013 г. N247 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Мглинского района", содержит признаки нарушения статьи 15 Федерального закона N381-ФЗ.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела N1-22, в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N-220 (далее - Порядок анализа состояния конкуренции), проведен анализ состояния конкуренции при неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а именно: в районной газете "Мглинские вести", издании "Муниципальный вестник", постановления администрации Мглинского района от 20.02.2016 г. N143 "О внесении изменений в постановление администрации района от 23.04.2013 г. N247 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Мглинского района".
В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы материалы, полученные в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований антимонопольного законодательства, требований статьи 15 Федерального закона N381-ФЗ (документы, представленные администрацией Мглинского района вх. N2467-и от 13.09.2018 г., вх. N3319-и от 10.10.2018 г).
Настоящий анализ проводится после вступления в силу вышеуказанных постановлений.
Таким образом, временной интервал настоящего исследования определен с 20.02.2016 г. - даты подписания постановления главой администрации Мглинского района А.А. Пущиенко до 12.10.2018 г.
Географические границы товарного рынка - территория Мглинского района.
Продуктовые границы - торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.
Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.
Брянским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела N 1-22 от 24.10.2018 г., в связи с чем предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в Брянское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела N 1-22 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
В адрес Брянского УФАС России документов и доводов по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела N 1-22 от 24.10.2018 г., не поступило.
На основании изложенного, комиссией Брянского УФАС России по рассмотрению дела N1-22 в бездействии администрации Мглинского муниципального района установлено нарушение требований статьи 15 Федерального закона N381-ФЗ, в части неопубликования в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а именно: в районной газете "Мглинские вести", издании "Муниципальный вестник", постановления администрации Мглинского района от 20.02.2016 г. N143 "О внесении изменений в постановление администрации района от 23.04.2013 г. N247 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Мглинского района".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в бездействии администрации Мглинского муниципального района (юридический адрес: 243220, Брянская область, Мглинский район, город Мглин, площадь Советская, дом 6, ИНН: 3220001686, ОГРН: 1023201328237), выразившемся в неопубликования в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а именно: в районной газете "Мглинские вести", издании "Муниципальный вестник", постановления администрации Мглинского района от 20.02.2016 г. N143 "О внесении изменений в постановление администрации района от 23.04.2013 г. N247 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Мглинского района", нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
2. Выдать предписание администрации Мглинского муниципального района о прекращении нарушения требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившегося в неопубликования в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а именно: в районной газете "Мглинские вести", издании "Муниципальный вестник", постановления администрации Мглинского района от 20.02.2016 г. N143.
3. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель Комиссии: <>
Члены Комиссии: <>
Ответчик:
Администрация Мглинского
района
Советская пл., д.6, г. Мглин, Мглинский район, Брянская
область, 243220
ПРЕДПИСАНИЕ
ноября 2018 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<>
Члены Комиссии:
<>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "01" ноября 2018 года по делу N 1-22 о нарушении администрации Мглинского муниципального района (юридический адрес: 243220, Брянская область, Мглинский район, город Мглин, площадь Советская, дом 6, ИНН: 3220001686, ОГРН: 1023201328237) требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
администрации Мглинского муниципального района (юридический адрес: 243220, Брянская область, Мглинский район, город Мглин, площадь Советская, дом 6, ИНН: 3220001686, ОГРН: 1023201328237) в срок до "03" декабря 2018 г. прекратить нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившееся в неопубликования в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, постановления администрации Мглинского района от 20.02.2016 г. N143 путем опубликования вышеуказанного постановления в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а именно: в районной газете "Мглинские вести", издании "Муниципальный вестник",.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии: <>
Члены Комиссии: <>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 1 ноября 2018 г. N 1-22
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.11.2018