Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>
при участии представителей: <...>
рассмотрев жалобу ООО "Группа "Корпус" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД", оператора электронной площадки АО "Комита" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 6811/ОАЭ-РЖДС/18 на право заключения договора на поставку масел и смазок (извещение N 31806974432) (лот N 5, N 6), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба "Группа "Корпус" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик), оператора АО "Комита" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 6811/ОАЭ-РЖДС/18 на право заключения договора на поставку масел и смазок (извещение N 31806974432) (лот N 5, N 6) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупках).
Извещение о проведении Аукциона, Документация о проведении Аукциона, Аукцион осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы (далее - ЕИС) и сайта АО "Комита", расположеного по адресу: http://www.etp.comita.ru/.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://utp.etp.comita.ru, регулируются Регламентом работы универсальной электронной торговой площадки для нужд ОАО "РЖД" (УЭТП), утвержденным генеральным директором АО "Комита" (далее - Регламент).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, Документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.09.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - лот N 5 - 67 413 999, 83 рублей, лот N 6 - 50 647 336, 73 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 22.10.2018;
Дата рассмотрения заявок - 24.10.2018;
Дата и время проведения Аукциона - 26.10.2018 в 10:30;
Дата подведения итогов - 26.10.2018;
На участие в Аукционе по лоту N 5 подано 4 заявки, по лоту N 6 подано 3 заявки;
Участие в Аукционе по лоту N 5 приняло - 2 заявки, по лоту N 6 - 3 заявки;
Достигнутая в ходе проведения Аукциона минимальная цена договора по лоту N 5 - 66 065 719, 83 рублей (снижение цены в % - 2 %), по лоту N 6 - 47 608 496, 57 рублей (снижение в % - 6 %).
По мнению Заявителя, при проведении Аукциона Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не была обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе по лотам N 5, N 6.
На заседании Комиссии ФАС России представители Оператора, Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Оператор, Заказчик действовали в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией, Регламентом.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках определяет, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 142 Положения о закупках Заказчика функционирование ЭТЗП осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и принятыми во исполнение его нормативными правовыми актами, правилами, действующими на ЭТЗП, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором, с учетом настоящего раздела Положения.
Из жалобы следует, что 19.10.2018 при попытке подачи через личный кабинет заявки и загрузки документов на участие в Аукционе по лотам N 5, N 6 в личном кабинете Заявителя была отражена информация, согласно которой "с 10.10.2018 участие в аукционе является платным и составляет 10 000 рублей за лот или 35 000 рублей за квартал". При этом, согласно материалам, представленным Заявителем, соответствующий счет на участие в Аукционе по лотам N 5, N 6 оплачен Заявителем 19.10.2018, однако доступ к участию в Аукционе по лотам N 5, N 6 Заявителю до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе (а именно 22.10.2018 в 09:30) Оператором не обеспечен, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе по лотам N 5, N 6.
Вместе с тем, представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений, подтверждающих, что Заявителю при проведении Аукциона обеспечена возможность подачи заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действие Оператора, не обеспечившего Заявителю возможность подачи очередного ценового предложения, противоречит пункту 142 Положения о закупках, нарушает требования части 1 статьи 2, части 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Группа "Корпус" (ИНН: 7713342313; ОГРН: 1037713018584) б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Комита" (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 6811/ОАЭ-РЖДС/18 на право заключения договора на поставку масел и смазок (извещение N 31806974432) (лот N 5, N 6) обоснованной.
Признать в действиях АО "Комита" нарушения части 1 статьи 2, части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 29.10.2018 N 223-ФЗ-793/18.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 октября 2018 г. N 223-ФЗ-793/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.11.2018