Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от ООО "Ресурсы Для Вас" - <...> (по доверенности от 19.06.2018 N 1-20),
от ООО "ОСК "ИНФОТРАНС" - <...> (по довенности от 15.06.2018 N 131),
рассмотрев жалобу ООО "Ресурсы Для Вас" (далее также - Заявитель) на действия ООО "ОСК "ИНФОТРАНС" (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку картриджей и запасных изделий для оргтехники (реестровый N 31806517513) (далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком необоснованно ограничивается конкуренция.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представив письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев представленные на заседании сведения и материалы, признает жалобу необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт; ЕИС).
23.05.2018 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки, закупочная документация (далее - Документация). Дата окончания подачи заявок - 31.05.2018.
В рассматриваемом случае, закупочная процедура предусматривала в том числе следующие этапы ее проведения: объявление Закупки; прием заявок на участие, вскрытие заявок на участие; подведение итогов.
При этом Заявитель до окончания подачи заявок оспаривает излишние, по его мнению, требования Документации.
Как указывает Заявитель, Заказчик необоснованно установил неизмеряемые требования к участникам закупки, а именно требование об отсутствии негативного опыта.
Указанный довод не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку установленный пунктом 4.2 Документации критерий "Отсутствие негативного опыта работы с Заказчиком" является не требованием к участникам Закупки, а критерием оценки заявки участника, поэтому не может ограничивать право Заявителя либо иных третьих лиц на участие в Закупке.
Право Заказчика на установление данного критерия оценки и сопоставления заявок участников Закупки закреплено подпунктом 11 пункта 165 Положения о закупках.
Указанный критерий оценки носит объективный характер, применяется в равной степени ко всем участникам закупки.
В части доводов об установлении некорректной оценки критерия "Наличие опыта поставки" Комиссия отмечает следующее.
Право Заказчика на установление данного критерия оценки и сопоставления заявок участников закупки закреплено подпунктом 3 пункта 165 Положения о закупках.
Указанный критерий оценки заявки участника не является критерием, влияющим на допуск к участию в закупке, в связи с чем не может создавать преимущества для кого-либо из участников закупки.
Кроме того, как указывает Заявитель, Заказчик установил чрезмерно короткие сроки поставки товара, что ограничивает количество участников. В частности, по лоту N 2 срок поставки товара составляет от 2-х рабочих дней с даты получения заявки Заказчика.
При этом Заявителем не принято во внимание следующее.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целью регулирования данного закона является, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Сроки поставки товара были определены с учетом сроков исполнения обязательств Заказчика перед своими клиентами, прогноза потребности товара данной номенклатуры в период действия договора, сложившейся у Заказчика практики поставки данного рода товаров.
При этом письмо производителя о возможных сроках поставки товара, приложенное Заявителем, касается только 13-ти позиций номенклатуры лота 2, в то время как по всему лоту закупается 97 номенклатурных позиций.
Заказчик не обязан при формировании закупочной документации учитывать сроки поставки товара производителем, поскольку Заказчик заключает договор не с производителем товара, а с победителем Закупки. Внутрихозяйственные отношения, возникающие между победителем Закупки и производителем товара, являются самостоятельными, не освобождают победителя Закупки от ответственности перед Заказчиком в случае их нарушения по вине производителя, не обязывают победителя Запроса предложений закупать товар только у производителя и только на изложенных в письме условиях.
Возможность поставки товаров в указанный в документации срок подтверждается тем, что на участие в Запросе предложений по лоту N 2 было подано 2 заявки.
Как указывает Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.12.2010 N11017/10 по делу NА06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В настоящем случае Заказчиком предприняты должные меры для обеспечения конкуренции при проведении процедуры, а Заявителем не было доказано ограничение доступа к участию в Закупке, поскольку все оспариваемые требования относятся к исполнителю, и не запрещают потенциальным участникам участвовать в Закупке, а требования, указанные выше, необходимо выполнить на стадии исполнения договора.
Обозначенные сведения были доведены до участников Закупки посредством их размещения на Официальном сайте, а сами действия Заказчика соответствовали вышеуказанным условиям Документации, что не позволяет придти к выводу о наличии необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Закупки.
Принимая участие в публично-правовой процедуре, хозяйствующий субъект в силу статьи 8 ГК РФ конклюдентно соглашается с ее условиями и должен соответствовать требованиям Заказчика.
В свою очередь, Заказчик имеет право получить то, на что он рассчитывал, проводя конкурентную процедуру. Условия документации, которые, безусловно, должны соответствовать действующему законодательству и не ограничивать в правах участников, формируются Заказчиком в соответствии с его потребностями.
Вместе с тем установление вышеуказанных требований в данном случае не ограничивало потенциальных участников, так как при их отсутствии такие заявки не отклонялись.
В этой связи у Заказчика имелись правовые и фактические основания для установления указанных требований, в связи с чем Комиссия признает жалобу необоснованной.
При этом довод о противоречии проекта договора, включенного в Документацию, действующему законодательству не относится к компетенции антимонопольного органа, так как такой спор является гражданско-правовым, а споры по нему подлежат рассмотрению в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры.
Согласно части 1 статьи 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ресурсы Для Вас" (ИНН:9701073892;ОГРН:1177746440145) на действия ООО "ОСК "ИНФОТРАНС" (ИНН:7708316597; ОГРН:1177746447218) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.06.2018 N ИГ/28246/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июня 2018 г. N 1-00-1117/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.11.2018