Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-06/59-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения индивидуальным предпринимателем <_> наружной рекламы гриль-бара BarBQ, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие заявителя <_>, извещенного надлежащим образом,
в присутствии:
представителя ООО "Гриль-Фест" - <_> (доверенность N 1 от 12.10.2018),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <_>,
УСТАНОВИЛА:
В Омское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 8164э от 19.09.2018) по факту распространения наружной рекламы гриль-бара BarBQ c признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В целях рассмотрения заявления специалистом Омского УФАС России 25.09.2018 был зафиксирован факт распространения на рекламной конструкции (щит 3х6), расположенной в районе ТОЦ "Festival City" (г. Омск, ул. 70 лет Октября, 19), информации следующего содержания: "Гриль BarBQ ГЛАВНЫЙ ПО МЯСУ 92-79-70 grill55.ru ООО "Гриль-Фест" ИНН 5504233941 ОГРН 1125543047520".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная информация по своему содержанию, способу распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к гриль-бару BarBQ и его продукции, то есть в полной мере обладает всеми признаками рекламы.
Согласно словарю С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. (Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: "А ТЕМП", 2004) термин "главный" означает: "1. Самый важный, основной. 2. Старший по положению, а также вообще возглавляющий что-н.".
В пунктах 28 - 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что рекламодатель вправе выбрать любую форму, способ и средства рекламирования своего товара, при условии соблюдения обязательных требований к рекламе, установленных Федеральным законом "О рекламе". При этом информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Рекламная информация должна быть изложена таким образом, чтобы потребитель был правильно проинформирован и имел возможность свободно и осознано осуществлять свой выбор среди схожих на рынке товаров и услуг разных продавцов и/или производителей.
Использованное в рекламе утверждение "главный по мясу" в отношении гриль-бара BarBQ и его продукции создает у потребителей рекламы представление об отличии продукции данного производителя от продукции иных производителей, поскольку слово "главный" (учитывая его лексическое значение) подразумевает, что объект рекламирования обладает более высокими достоинствами и преимуществами перед другими хозяйствующими субъектами. При этом обоснование данного утверждения в рекламе отсутствует.
Таким образом, отсутствие в вышеуказанной рекламе существенной для потребителя информации, обосновывающей утверждение "главный по мясу", может способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламным предложением, что противоречит положениям части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с требованиями нормы части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Определением от 28.09.2018 по факту распространения вышеуказанной рекламы Омским УФАС России было возбуждено дело N 06-06/59-2018 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "Гриль-Фест".
На определение о возбуждении дела ООО "Гриль-Фест" были представлены письменные пояснения (вх. N 8943 от 15.10.2018), в которых указано:
"_ООО "Гриль-Фест" сообщает, что не является заказчиком данной рекламы, не является рекламодателем или рекламораспространителем.
В июне 2018 года ООО "Гриль-Фест" действительно заказывало подобный макет у дизайнера, однако добровольно отказалось размещать его в свободном доступе для привлечения неопределенного круга лиц.
В конце июня 2018 года в ООО "Гриль-Фест" обратился ИП <_>, который знал о том, что данный макет нами использован не был, взял на электронном носителе у руководителя ООО "Гриль-Фест" исходный файл с данным дизайнерским макетом и получив разрешение на его использование, видимо забылизменить выходные данные о заказчике рекламного щита, произвел его монтаж на стене ТОЦ Festival City_
Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются заключенным договором N787-СА от 01.07.2018 между ИП <_> и ООО "Сибирь Аутдор" - производителем баннерного щита на его изготовление, актом выполненных работ, актом демонтажа рекламной конструкции, платежными документами_
_ИП <_> добровольно прекратил противоправную деятельность и демонтировал рекламный щит, нарушающий ФЗ "О рекламе".
На основании изложенного, в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела ИП <_> определением Омского УФАС России от 17 октября 2018 года срок рассмотрения дела N 06-06/59-2018 был продлен, дело назначено к рассмотрению на 31 октября 2018 года в 16:30 часов, ИП <_> привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.
На определение о продлении срока рассмотрения дела ИП <_> представлены пояснения (вх. N 9342 от 26.10.2018), из которых следует, что рассматриваемая реклама была размещена ИП <_> в рамках договора N 787-СА от 01.07.2018, заключенного между ИП <_> и ООО "Сибирь Аутдор".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила следующее.
1. Учитывая пояснения лиц, участвующих в деле, а также положения Договора N 787-СА от 01.07.2018, Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о том, что ООО "Гриль-Фест" не являлось рекламодателем вышеуказанной рекламы гриль-бара BarBQ, соответственно, в действиях ООО "Гриль-Фест" отсутствуют признаки нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, производство по делу N 06-06/59-2018 в отношении ООО "Гриль-Фест" подлежит прекращению в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия в действиях ООО "Гриль-Фест" факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что действия по размещению рекламы гриль-бара BarBQ на рекламной конструкции, расположенной в районе ТОЦ "Festival City" (г. Омск, ул. 70 лет Октября, 19), были допущены ИП <_>, который в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является рекламодателем, соответственно, несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, при рассмотрении дела N 06-06/59-2018 Комиссией Омского УФАС России установлен факт нарушения ИП <_> требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при размещении рекламы гриль-бара BarBQ "Гриль BarBQ ГЛАВНЫЙ ПО МЯСУ 92-79-70 grill55.ru ООО "Гриль-Фест" ИНН 5504233941 ОГРН 1125543047520".
Учитывая пояснения ИП <_> о том, что в настоящее время ненадлежащая реклама демонтирована, что подтверждается представленными актами о демонтаже рекламно-информационных материалов от 06.10.2018, Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ИП <_> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Прекратить производство по делу N 06-06/59-2018 в отношении ООО "Гриль-Фест" в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия в действиях ООО "Гриль-Фест" факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать рекламу "Гриль BarBQ ГЛАВНЫЙ ПО МЯСУ 92-79-70 grill55.ru ООО "Гриль-Фест" ИНН 5504233941 ОГРН 1125543047520", размещенную ИП <_> на рекламной конструкции (щит 3х6), расположенной в районе ТОЦ "Festival City" (г. Омск, ул. 70 лет Октября, 19), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
3. Не выдавать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушения в добровольном порядке.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 31 октября 2018 г. N 06-06/59-2018 (ключевые темы: закон о рекламе - антимонопольный орган - несоблюдение требований - неопределенный круг лиц - индивидуальный предприниматель)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.11.2018