Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России), Бугаев Денис Васильевич, рассмотрев протокол от 04.10.2018 об административном правонарушении по делу N 03-06/17-2018 и иные материалы дела об административном правонарушении N 03-06/17-2018, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Индивидуального предпринимателя Рожкова Владимира Викторовича (ОГРНИП <...>, ИНН <...>, дата рождения - <...>; место рождения -<...>; адрес регистрации по месту жительства - <...>; адрес места проживания - сведения не представлены; адрес для направления почтовой корреспонденции - <...>; сведения о документе, подтверждающем личность - паспорт гражданина Российской Федерации серия <...> N <...> выдан <...> Управлением внутренних дел г.Северодвинска Архангельской области, код подразделения <...>; место работы, должность - индивидуальный предприниматель; контактный номер телефона <...>; адрес электронной почты - <...>; семейное положение - <...> расторгнут брак с <...>, <...> рождения; лица, находящиеся на иждивении - <...>, <...> года рождения),
УСТАНОВИЛ:
Ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России Футоран Н.А. 04.10.2018 составлен протокол об административном правонарушении в отношении Индивидуального предпринимателя Рожкова Владимира Викторовича (далее - ИП Рожков В.В.), извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.
Дело об административном правонарушении N 03-06/17-2018 рассмотрено в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу N 03-06/17-2018 об административном правонарушении - ИП Рожкова В.В., - надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении; ходатайств и отводов не заявлял; в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с учетом следующего.
Архангельским УФАС России при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 15.02.2018 и 23.04.2018 выявлены следующие информации:
Конструкция N 1, монтируемая и располагаемая на внешней стене дома по адресу: город Архангельск Архангельской области, пр. Обводный канал, д. 54, со стороны проспекта Обводный канал, справа от входа в заведение "Дом пивовара", - в виде баннера с широкоформатной печатью с информацией следующего содержания: "ДОМ ПИВОВАРА ХОЛОДНОЕ ЖИВОЕ ПИВО - САМЫЕ ВКУСНЫЕ ЗАКУСКИ В ГОРОДЕ - КВАС - СПОРТИВНЫЕ ТРАНСЛЯЦИИ". Текстовая информация на конструкции выполнена четким шрифтом, расположенным в 9-ть строк. Конструкция оснащена подсветкой. Конструкция не содержит знака безалкогольной продукции (пиктограммы).
Конструкция N 2, монтируемая и располагаемая на ином конструктивном элементе здания - ограждении входной группы на крыльце заведения "Дом пивовара", размещенного по адресу: город Архангельск Архангельской области, пр. Обводный канал, д. 54, со стороны проспекта Обводный канал, - в виде баннера с широкоформатной печатью с информацией следующего содержания: "ХОЧЕТСЯ ПИВКА? У НАС САМАЯ ВКУСНАЯ ЦЕНА! РАЗЛИВНОЕ от руб. за 0,5 л* *цена указана без стоимости тары". Текстовая и цифровая информация на конструкции выполнена четким шрифтом. Конструкция не содержит знака безалкогольной продукции (пиктограммы).
Решением Комиссии Архангельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 08.08.2018 по делу N 03-05/11-2018 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Материалы дела N 03-05/11-2018 являются неотъемлемым приложением к материалам настоящего дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе", реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.
Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем понимается любое лицо, к которому адресуется реклама, или которая может достичь его, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торговым клиентом или пользователем.
Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.
Рассматриваемая информация распространена посредством размещения баннеров с широкоформатной печатью на внешней стене дома по адресу: город Архангельск Архангельской области, пр. Обводный канал, д. 54, со стороны проспекта Обводный канал, - и на ином конструктивном элементе здания (ограждении входной группы на крыльце заведения "Дом пивовара"). Информация на Конструкциях NN 1 и 2 (далее - реклама):
- адресована неопределенному кругу лиц (посетителям заведения "Дом пивовара" и прохожим);
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - "ДОМ ПИВОВАРА ХОЛОДНОЕ ЖИВОЕ ПИВО - САМЫЕ ВКУСНЫЕ ЗАКУСКИ В ГОРОДЕ - КВАС - СПОРТИВНЫЕ ТРАНСЛЯЦИИ", "ХОЧЕТСЯ ПИВКА? У НАС САМАЯ ВКУСНАЯ ЦЕНА! РАЗЛИВНОЕ от руб. за 0,5 л* *цена указана без стоимости тары",
- формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и его продвижение на рынке,
- не является обязательной, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом,
то есть, отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе".
Факт распространения рассматриваемой рекламы ИП Рожковым В.В. не оспаривается.
Материалами дела N 03-05/11-2018 подтверждается, что в заведении "Дом пивовара", расположенным на 1-ом этаже дома по адресу: город Архангельск Архангельской области, пр. Обводный канал, д. 54, - розничная продажа пива производилась Индивидуальным предпринимателем Рожковым Владимиром Викторовичем (ОГРНИП <...>, ИНН <...>).
Нежилое помещение, в котором размещено заведение "Дом пивовара", расположенным по указанному адресу, принадлежит на праве собственности Индивидуальному предпринимателю Немченя Владимиру Леонидовичу, что подтверждается материалами дела N 03-05/11-2018, в том числе свидетельством о государственной регистрации права от 25.07.2014 N 29-АК 975339, пояснениями ИП Немченя В.Л. вход. 30.07.2018 N 5332.
Исходя из акта приема-передачи нежилого помещения от 01.02.2018 и договора аренды нежилого помещения от 01.02.2018, ИП Немченя В.Л. предоставил Рожкову В.В., а Рожков В.В. принял во временное владение и пользование нежилое помещение, этаж 1, общей площадью 42,6 квадратных метров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Исходя из пояснений ИП Рожкова В.В. при рассмотрении 04.07.2018 дела N 03-05/11-2018, в заведении "Дом пивовара" о состоянию на 15.02.2018, 23.04.2018 им реализовывалось живое разливное пиво; в названном заведении основным реализуемым товаром является пиво "Жигулевское" с содержанием алкоголя ~ 5,4 %.
Таким образом, объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является алкогольная продукция - "ДОМ ПИВОВАРА ХОЛОДНОЕ ЖИВОЕ ПИВО", "...ПИВКА? _ РАЗЛИВНОЕ от руб. за 0,5 л* *цена указана без стоимости тары".
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В нарушение указанной нормы реклама алкогольной продукции размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения - конструкций NN 1 и 2, - монтируемых и располагаемых на внешней стене и ином конструктивном элементе здания (ограждении входной группы на крыльце заведения "Дом пивовара") по адресу: город Архангельск Архангельской области, пр. Обводный канал, д. 54, со стороны проспекта Обводный канал, что подтверждается материалами дела N 03-05/11-2018, в том числе актами от 15.02.2018 и 23.04.2018, фототаблицами от 15.02.2018 и 23.04.2018, фото - приложением к предписанию Департамента градостроительства Администрации Муниципального образования "Город Архангельск" от 01.03.2018 N 043/1794/191-10.
Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В нарушение указанной нормы реклама алкогольной продукции на Конструкциях NN 1 и 2 не сопровождалась предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, что подтверждается материалами дела N 03-05/11-2018, в том числе актами от 15.02.2018 и 23.04.2018, фототаблицами от 15.02.2018 и 23.04.2018, фото - приложением к предписанию Департамента градостроительства Администрации Муниципального образования "Город Архангельск" от 01.03.2018 N 043/1794/191-10.
Исходя из изложенного, реклама на Конструкциях NN 1 и 2 нарушают п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального Закона "О рекламе" ответственность за нарушение п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального Закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального Закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ИП Рожков В.В. по состоянию на 15.02.2018 и 23.04.2018 не осуществил демонтаж рекламных конструкций. Кроме того, учитывая, что объектом рекламирования наружной рекламы является алкогольная продукция - пиво, и ИП Рожков В.В. занимается продажей пива в заведении "Дом пивовара", на котором данная рекламная конструкция размещена, с помощью указанной рекламы к объекту рекламирования привлекается внимание потенциальных потребителей, а значит, присутствует личная заинтересованность в том, чтобы данная реклама продолжала размещаться на стене и ограждении входной группы названного заведения.
Лицом, осуществляющим распространение рекламы, является ИП Рожков В.В., следовательно, ИП Рожков В.В. является рекламораспространителем данной рекламы. Об этом свидетельствуют материалы дел NN 03-06/17-2018, 03-05/11-2018.
Собранные и исследованные по делу материалы позволяют квалифицировать деяние индивидуального предпринимателя Рожкова Владимира Викторовича, являющегося рекламораспространителем, как нарушение п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если названным Кодексом не установлено иное.
На основании изложенного:
Событием административного правонарушения является нарушение ИП Рожковым В.В. п. 5 ч. 2 и ч.3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", что влечет административную ответственность должностного лица, предусмотренную частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Время совершения административного правонарушения: 15.02.2018, 23.04.2018.
Место совершения административного правонарушения: город Архангельск Архангельской области, пр. Обводный канал, д. 54, со стороны проспекта Обводный канал.
Объектом административного правонарушения является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Объективная сторона административного правонарушения - нарушение законодательства о рекламе.
Субъектом указанного административного правонарушения является Индивидуальный предприниматель Рожков Владимир Викторович.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной в форме неосторожности. У ИП Рожкова В.В. отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации, но им не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соответствие рекламы требованиям Федерального закона "О рекламе", не осуществил должный контроль с целью недопущения нарушения законодательства о рекламе.
При таких обстоятельствах ИП Рожков В.В. признается виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Вина ИП Рожкова В.В. подтверждается материалами дел NN 03-06/17-2018, 03-05/11-2018, в том числе:
- акты от 15.02.2018 с приложением кассового чека;
- акт от 23.04.2018;
- фототаблицы от 15.02.2018 и 23.04.2018;
- предписание Департамента градостроительства Администрации Муниципального образования "Город Архангельск" от 01.03.2018 N 043/1794/191-10,
- пояснения Индивидуального предпринимателя Шахова Александра Михайловича вход. 01.06.2018 N 3876;
- пояснения Индивидуального предпринимателя Рожкова Владимира Викторовича от 22.06.2018 (вход. 22.06.2018 N 4413);
- пояснения Индивидуального предпринимателя Немченя Владимира Леонидовича вход. 30.07.2018 N 5332;
- свидетельство о государственной регистрации права от 25.07.2014 N 29-АК 975339, копия которого представлена ИП Немченя В.Л.;
- кадастровый паспорт помещения с кадастровым номером 29:22:040620:169, копия которого приобщена к материалам дела ИП Немченя В.Л.;
- план нежилого помещения 3-Н Архангельская область МО "Город Архангельск" г. Архангельск, округ Октябрьский пр. Обводный канал дом 54 1 этаж, - копия которого представлена в материалы дела ИП Рожковым В.В.;
- технический паспорт нежилого помещения по адресу: муниципальное образование - городской округ "Город Архангельск" населенный пункт - г.Архангельск, улица - проспект Обводный канал, дом 54, номер помещения - 3-Н, - копия которого приобщена к материалам дела ИП Рожковым В.В.;
- договор аренды нежилого помещения от 01.02.2018, копии которого представлены в материалы дела ИП Немченя В.Л. и ИП Рожковым В.В.;
- акт приема-передачи нежилого помещения от 01.02.2018, копии которого приобщены к материалам дела ИП Немченя В.Л. и ИП Рожковым В.В.;
- пояснения Индивидуального предпринимателя Шахова Александра Михайловича, данные 04.06.2018, 04.07.2018, 02.08.2018 и отраженные в протоколах заседания Комиссии Архангельского УФАС России по рассмотрению дела N 03-05/11-2018 по признакам нарушения законодательства о рекламе;
- пояснения Индивидуального предпринимателя Рожкова Владимира Викторовича, данные 04.07.2018 и отраженные в протоколе заседания Комиссии Архангельского УФАС России по рассмотрению дела N 03-05/11-2018 по признакам нарушения законодательства о рекламе;
- выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в части Рожкова В.В. по состоянию на 03.10.2018, 15.06.2018, 04.06.2018.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 17.10.2018 N ИЭ9965-18-1562151, Индивидуальный предприниматель Рожков Владимир Викторович (ИНН <...>) включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.02.2018, категория субъекта малого и среднего предпринимательства - "микропредприятие".
ИП Рожков В.В. впервые привлекается к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Лицо, в отношении которого возбуждено дело, о месте, дате и времени
рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом: определением от 04.10.2018 N03-06Ф/5145 о назначении времени и места рассмотрения дела N 03-06/17-2018 об административном правонарушении, протоколом от 04.10.2018 N 03-06Ф/5144 по делу об административном правонарушении по делу N 03-06/17-2018, полученными 04.10.2018; определением от 07.09.2018 N 03-06Ф/4569 об отложении составления протокола по делу об административном правонарушении N 03-06/17-2018 и рассмотрения дела об административном правонарушении N 03-06/17-2018, направленным заказными почтовыми отправлениями с уведомлениями (почтовые идентификаторы отправлений 16399207611418, 16399207611425), а также по электронной почте на адрес <...> 27.09.2018, врученным 01.10.2018 бармену заведения "Дом пивовара" для передачи ИП Рожкову В.В. по адресу: г. Архангельск, пр.Обводный канал, д. 54, - и врученным 04.10.2018 в 9 часов 55 минут ИП Рожкову В.В.
Руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 23.48, частью 1 статьи 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать Индивидуального предпринимателя Рожкова Владимира Викторовича (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
2. На основании статьи 4.1.1 КоАП РФ заменить административный штраф на предупреждение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
На основании части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункта 1 статьи 31.1. КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель Архангельского УФАС России Д.В. Бугаев
Копия настоящего постановления направлена заказным почтовым отправлением с уведомлением Индивидуальному предпринимателю Рожкову Владимиру Викторовичу по адресам: <...>; <...>.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 18 октября 2018 г. N 03-06/17-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.10.2018