Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
председатель Комиссии: <...> - заместитель руководителя Управления - начальник отдела,
члены Комиссии: <...> - начальник отдела контроля товарных рынков и органов власти; <...> - главный специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, <...> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, <...> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, <...> - старший специалист 2 разряда отдела контроля товарных рынков и органов власти,
в присутствии:
от Заявителя - <...> - представителя ООО "ДЭЙТОНА" по доверенности (доверенность от 15.10.2018 б/н);
от Организатора торгов - <...> - представителя Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия по доверенности (доверенность от 18.09.2018 б/н),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - ФЗ "О защите конкуренции", Закон N 135-ФЗ) жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДЭЙТОНА" (вх. N 4458 от 1510.2018) на действия организатора торгов - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия при проведении торгов в форме открытого аукциона (извещение на сайте www.torgi.gov.ru от 24.09.2018 N 240918/0503949/01) по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных и муниципальных нужд (лот N 1),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ДЭЙТОНА" (далее также - ООО "ДЭЙТОНА", Заявитель) (вх. N 4458 от 1510.2018) на действия организатора торгов - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее также - Организатор торгов, Минлесхоз РМ) при проведении торгов в форме открытого аукциона (извещение на сайте www.torgi.gov.ru от 24.09.2018 N 240918/0503949/01) по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных и муниципальных нужд (лот N 1).
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, статья 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
Жалоба ООО "ДЭЙТОНА" (вх. N 4458 от 1510.2018) подана в срок, установленный частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подготовлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 18.1 данного Закона.
Информация о поступлении жалобы на действия Организатора торгов размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.mordovia.fas.gov.ru 17.10.2018.
В связи с поступлением жалобы ООО "ДЭЙТОНА" (вх. N 4458 от 15.10.2018), Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" в адрес Заявителя и Организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. N 2202 от 17.10.2018).
Рассмотрение жалобы назначено на 19 октября 2018 года на 10 часов 30 минут.
Комиссией в рассмотрении жалобы ООО "ДЭЙТОНА" (вх. N 4458 от 1510.2018) в целях получения дополнительной информации трижды объявлялся перерыв. Резолютивная часть решения оглашена 24.10.2018.
Заявитель в своей жалобе указывает на следующее.
Организатор открытого аукциона, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, которое осуществляет функции продавца в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, разместило на сайте https://torgi.gov.ru извещение N 240918/0503949/01 от 24.09.2018 (открытый аукцион), лот N1 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Ранее Организатор торгов Приказом Минлесхоза Республики Мордовия от "21" сентября 2018 г. N 910 утвердил Документацию об аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - документация об аукционе, Документация).
Пунктом 1.2. Документации, как это следует из жалобы ООО "ДЭЙТОНА", утверждены ограничения для участника аукциона, у которого должны быть заключенные и действующие на дату проведения аукциона, государственные или муниципальные контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Данные действия организатора аукциона можно квалифицировать, как это следует из жалобы Заявителя, как действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов по нижеследующим основаниям.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции") запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Так, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;
Согласно данным, приведенным Заявителем, документацией об аукционе в пункте 1.1. указаны основания для его проведения.
Аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее также - аукцион) проводится в соответствие со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Мордовия от 13 июля 2009 г. N 61-3 "Об исключительных случаях заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия".
В настоящее время Закон Республики Мордовия от 13 июля 2009 г. N 61-3 "Об исключительных случаях заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия", по мнению ООО "ДЭЙТОНА", действует только для заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников (статья 2 закона).
Как пишет в своей жалобе (вх. N 4458 от 15.10.2018) Заявитель, в преамбуле данного закона прямо указано на то, что настоящий Закон, в соответствии с пунктом 8.2 статьи 29 и пунктом 4.1 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливает исключительные случаи заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия с целью заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд и заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников.
Пункт 8.2 статьи 29 Лесного кодекса РФ (редакция от 17.03.2009), которым предусматривалось осуществление заготовки древесины в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации утратил силу с 2015 года. В действующей редакции ЛК РФ (редакция от 01.10.2015 г.) статьи 8.2 не существует.
Статьей 2 Лесного кодекса РФ предусмотрено, как далее указывает ООО "ДЭЙТОНА", что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Организатор торгов утвердил условия участия в аукционе только для лиц, выполняющих государственные или муниципальные контракты по строительству, ремонту, реконструкции объектов капитального строительства, чем, по мнению Заявителя, создал дискриминационные условия для остальных его потенциальных участников, не выполняющих такие контракты.
В качестве обоснования своей позиции ООО "ДЭЙТОНА" указывает на следующее.
Документацией об аукционе в пункте 1.2. указаны правила проведения аукциона со ссылкой на соответствующий административный регламент:
Подача заявки на участие в аукционе означает согласие заявителя с Условиями Административного регламента Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия по исполнению государственной функции по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных в пределах земель лесного фонда, в исключительных случаях для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Указом Главы Республики Мордовия от 16 августа 2010 г. N 147-УГ (с изменениями и дополнениями от 6 сентября 2010 г., 13 мая 2011 г., 30 июля 2012 г.)
Приложением 1 к Административному регламенту Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия по исполнению государственной функции по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных в пределах земель лесного фонда, в исключительных случаях для государственных и муниципальных нужд утверждена форма Заявки на участие в аукционе.
Данной формой, дословно, предусмотрено лишь указание заявителем следующих сведений:
"Прошу Вас допустить меня к участию в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, который состоится
"___" _____________ 201_ г. по ______________ территориальному лесничеству по следующим предметам аукциона:
|Участковое |N предмета| N | N | N |Хозяйство|Площадь,|Запас,|
|лесничество|! аукциона |квартала!выдела|делянки| | га | куб |
Подпись: Дата подачи заявки
"___" __________201_г.
К заявке в соответствии с Приложением 1 к Административному регламенту должны быть приложены следующие документы:
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки;
- документы, подтверждающие факт внесения задатка.
В нарушение данных требований, как это указано в жалобе ООО "ДЭЙТОНА" (вх. N 4458 от 15.10.2018), в пункте 9.2 извещения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - Извещение) утверждена новая форма.
Так, согласно пункту 9.2. Извещения, форма заявки на участие в аукционе, а также инструкция по ее заполнению представлена в приложении N 1 к документации об аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Помимо сведений, указываемых участником аукциона в заявке, в соответствии с Приложением 1 к Административному регламенту, пунктом 6 новой формы заявки на участника аукциона возложена обязанность дополнительно указать сведения о заключенном, и действующем на дату проведения настоящего аукциона, государственном или муниципальном контракте на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд:
- дата и номер контракта;
- номер извещения о проведении закупки;
- срок действия контракта;
- наименование, ОГРН, ИНН, государственного или муниципального заказчика, с которым заключен контракт;
- цена контракта;
- объемы изделий из древесины, необходимых для выполнения данного государственного или муниципального контракта согласно проектной документации.
Кроме того, пунктом 10 новой формы заявки участник аукциона обязан подтвердить, что намерен использовать древесину, заготавливаемую на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по итогам данного аукциона, исключительно в целях исполнения государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, указанного им в пункте 6 настоящей заявки.
Таким образом, участник аукциона, как считает Заявитель, обязан использовать всю древесину исключительно на выполнение указанного им государственного или муниципального контракта: Общий объем заготовки древесины 3129,3 куб. метров, в том числе ликвидный объем заготовки древесины 2698,51 куб. метров.
Вышеупомянутым Законом Республики Мордовия от 13 июля 2009 г. N 61-3 "Об исключительных случаях заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия" в период его действия не устанавливалось такого ограничения как использование всего объема заготавливаемой древесины на выполнение конкретного государственного или муниципального контракта.
Из текста закона от 13 июля 2009 г. N 61-3 можно сделать вывод о существовавшей в период его действия поддержке подрядчиков, которые выполняют государственный контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, без ограничения целей использования этой древесины.
Из вышеуказанных подробных доводов подателя жалобы следует, что рассматриваемый аукцион проводится Минлесхозом РМ на основании закона субъекта Российской федерации от 2009 года, имеющего отсылку на утратившие силу статьи Лесного кодекса РФ, а также в нарушение норм Административного регламента Министерства, поскольку Организатором торгов утверждена новая форма заявки на участие в аукционе, возлагающая на его участников дополнительные ограничения, чем значительно сужается круг потенциальных участников аукциона.
Не согласившись с доводами Заявителя, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия представило в адрес антимонопольного органа мотивированный отзыв на жалобу (вх. N 4522 от 19.10.2018), обратив внимание на следующие обстоятельства.
Лесным кодексом РФ установлено, что в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Данное полномочие субъектов РФ, закрепленное Лесным кодексом РФ, остается неизменным, как в действующей редакции части 2 статьи 29.1, так и в части 8.2., действовавшей ранее до принятия Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений".
На основании данного полномочия был принят Закон Республики Мордовия от 13 июля 2009 г. N 61-3 "Об исключительных случаях заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия" (далее также - Закон N 61-3).
Статьей 1 Закона N 61-3 определено, что к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия относится заготовка древесины на лесных участках, не переданных в аренду для заготовки древесины, гражданами и юридическими лицами, заключившими государственные или муниципальные контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Данный Закон никем не обжалован, не опротестован, не отменен, и является действующим в настоящее время, несмотря на то, что в преамбуле закона указана ссылка на норму Лесного кодекса РФ, действовавшую на дату его принятия, так как непосредственно содержание самого полномочия не претерпело никаких изменений.
Довод заявителя о том, что в настоящее время действует только статья 2 Закона N 61-3, регулирующая исключительные случаи заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, является необоснованным.
Таким образом, действующее федеральное и республиканское законодательство не допускает заключение в Республике Мордовия договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами и юридическими лицами, не имеющими заключенных государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, необоснованным является довод Заявителя о том, что документацией об аукционе в пункте 1.2 утверждены ограничения для участников, у которых должны быть заключенные государственные или муниципальные контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Минлесхоз Республики Мордовия, утверждая данную аукционную документацию, не устанавливал никаких ограничений для участников аукциона, так как требования к ним уже были установлены действующим законодательством.
Исходя из вышеизложенного, также необоснованным является вывод Заявителя о том, что вышеуказанные действия организатора аукциона можно квалифицировать как действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.
В действиях Минлесхоза Республики Мордовия, по мнению Организатора торгов, отсутствуют дискриминационные действия, предусмотренные пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и Минлесхоз Республики Мордовия не осуществлял мероприятий, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, т.е. не принимал актов и (или) не осуществлял действий (бездействий), которые приводят или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При организации и проведении обжалуемого аукциона Минлесхоз Республики Мордовия исполнял действующее законодательство, не устанавливая никаких дополнительных требований к участникам аукциона.
Форма заявки на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных в пределах земель лесного фонда, в исключительных случаях для государственных или муниципальных нужд, установленная приложением N 1 Административного регламента Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия по исполнению государственной функции по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных в пределах земель лесного фонда, в исключительных случаях для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Указом Главы Республики Мордовия от 16 августа 2010 г. N 147-УГ, в настоящее время противоречит действующему законодательству, так как устанавливает дополнительные требования к участникам аукциона, в части представления ими документов, не предусмотренных статьями 78-80 Лесного кодекса РФ, это:
выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки.
документы, подтверждающие факт внесения задатка.
Согласно пункту 17 статьи 78 Лесного кодекса РФ для участия в аукционе гражданин или юридическое лицо подает только заявку на участие в аукционе. При этом представление вышеуказанных документов не требуется.
В связи с этим в аукционной документации была утверждена форма заявки на участие в аукционе, соответствующая действующему законодательству. В ней от участников аукциона не требуется представление документов, не предусмотренных Лесным кодексом РФ.
Заявитель в своей жалобе обращает внимание на пункт 10 формы заявки, согласно которому участник аукциона подтверждает, что намерен использовать древесину, заготавливаемую на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по итогам данного аукциона, исключительно в целях исполнения государственного или муниципального контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, указанному участником аукциона в пункте 6 данной заявки.
По мнению Заявителя в тексте Закона N 61-3 не устанавливалось такого ограничения как использование всего объема заготавливаемой древесины на выполнение конкретного государственного или муниципального контракта.
Минлесхоз Республики Мордовия не согласен с данным выводом, так как в статье 1 Закона N 61-3 прямо установлено целевое назначение использования древесины, заготавливаемой на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Она должна быть использована в целях исполнения государственного или муниципального контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Иное толкование Закона N 61-3, применяемое Заявителем в его жалобе, полностью лишает смысла в существовании данного Закона, так как если покупатель лесных насаждений по результатам аукциона будет использовать древесину не для обеспечения государственных или муниципальных нужд, случаи которых устанавливаются законом субъекта РФ, то какой смысл устанавливать эти случаи государственных или муниципальных нужд в конкретном субъекте РФ.
Тогда получится, что аукцион проводится на общих основаниях и без целевого назначения обеспечения государственных или муниципальных нужд, что не допускается действующим Лесным кодексом РФ, так как он допускает лишь следующие варианты заготовки древесины гражданами и юридическими лицами:
на основании договора (часть 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ);
на основании договора купли-продажи лесных насаждений:
а) в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд (часть 2 статьи 29.1. Лесного кодекса РФ);
б) при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса РФ (часть 3 статьи 29.1. Лесного кодекса РФ);
в) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства (часть 4 статьи 29.1. Лесного кодекса РФ);
г) граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд (статья 30 Лесного кодекса РФ);
Таким образом, законодатель четко регламентировал процедуру заготовки древесины и установил, что в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, заготавливаемая древесина должна быть использована для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд, установленных данными законами субъектов РФ (часть 2 статьи 29.1. Лесного кодекса РФ).
Согласно отзыву Минлесхоза РМ, в аукционной документации не содержится требование о наличии у участника аукциона лишь одного государственного или муниципального контракта на весь объем древесины, выставленной на торги. Данный довод Заявителя, по мнению Организатора торгов, также является ошибочным. В аукционной документации нет ограничений на представление участником аукциона нескольких государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Что касается довода о том, что Закон N 61-3 не действует из-за ссылки на старую редакцию Лесного кодекса РФ, то он также является несостоятельным, так как в настоящее время действует значительное количество федеральных нормативных правовых актов, имеющих отсылочные нормы на недействующие редакции федеральных законов, например, глава IV Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 октября 2015 г. N 445, которая отсылает к ранее действовавшей редакции части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. В то время как данные правоотношения в настоящее время регулирует часть 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ. При этом никем не ставится вопрос о недействительности данного нормативного правого акта.
Не согласившись с такой позицией Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, ООО "ДЭЙТОНА" представило возражения на мотивированный отзыв N 3472 от 19.10.2018 (вх. N 4529 от 19.10.2018), в котором сделано указание на следующее.
19.10.2018 Минлесхоз РМ представил в комиссию Мордовского УФАС России отзыв на жалобу ООО "ДЭЙТОНА" (вх. N 2202 от 17.10.2018). По существу в нем даны ответы на два довода жалобы.
Так, в отзыве указано, Закон Республики Мордовия от 13.07.2009 г. N 61-3 принят в соответствии с частью 8.2. статьи 29 Лесного кодекса РФ, утратившей силу, однако частью 2 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ вновь приняты положения, аналогичные по своему содержанию части 8.2. статьи 29 Лесного кодекса РФ. По мнению Минлесхоза РМ, как это указано в возражениях представителя ООО "ДЭЙТОНА" Карева А.В. (вх. N 4529 от 19.10.2018), в связи с этим Закон действует на основании статьи 29.1 ЛК РФ.
Вместе с тем представитель Заявителя указывает на то, что орган исполнительной власти не наделен законодательными функциями и правом трактовки законодательства, равно как не наделен он и полномочиями по разъяснению законодательства Республики Мордовия.
Далее представитель Заявителя делает ссылку на статью 86 Конституции Республики Мордовия, которой установлено, что законы Республики Мордовия принимаются Государственным Собранием Республики Мордовия большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами. Постановления Государственного Собрания Республики Мордовия принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Таким образом, по мнению представителя ООО "ДЭЙТОНА" <...>, Закон Республики Мордовия от 13.07.2009 г. N 61-3, принятый на основании утратившей юридическую силу части 8.2. статьи 29 Лесного кодекса РФ не подлежал применению.
Кроме того, представитель ООО "ДЭЙТОНА" в своих возражениях говорти о следующем.
В отзыве Минлесхоза РМ указано, что Административный регламент, утвержденный Указом Главы Республики Мордовия от 16 августа 2010 г. N 147-УГ (с изменениями и дополнениями от б сентября 2010 г., 13 мая 2011 г., 30 июля 2012 г.) в части утверждения формы заявки в настоящее время противоречит действующему законодательству, так как устанавливает дополнительные требования к участникам аукциона в части представления ими документов, не предусмотренных статьями 78-80 Лесного кодекса. В связи с этим Организатором торгов утверждена новая форма заявки.
Статья 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет, что государственная услуга это - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предписано, Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Пункт 1.2. Документации об аукционе также отсылает к Административному регламенту, утвержденному Указом Главы Республики Мордовия от 16 августа 2010 г. N 147-УГ (с изменениями и дополнениями от 6 сентября 2010 г., 13 мая 2011 г., 30 июля 2012 г.).
Административным регламентом в пункте 14 определен порядок подачи заявки. Так, для участия в аукционе заявитель обязан предоставить в Министерство заявку. Форма заявки приведена в приложении 1 к Административному регламенту.
Однако, как подтверждает организатор аукциона, государственная услуга по его организации осуществлялась не в соответствии с Административным регламентом. Таким образом, по мнению представителя ООО "ДЭЙТОНА", организатор аукциона утвердил Аукционную документацию и начал проведение аукциона в нарушение пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и пункта 14 Административного регламента.
22.10.2018 представителем Заявителя в Мордовское УФАС России представлены дополнения к доводам жалобы (вх. N 4549 от 22.10.2018), из которых следует, что Закон Республики Мордовия от 13.07.2009 г. N 61-3, на основании которого проводился аукцион, принят в соответствии с частью 8.2. статьи 29 Лесного кодекса РФ, о чем прямо указано в законе. Часть 8.2. статьи 29 Лесного кодекса РФ признана утратившей свою силу.
Часть 2 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ допускает осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Однако, как указывалось ООО "ДЭЙТОНА" ранее, Законов Республики Мордовия, разъясняющих конкретный порядок реализации положений именно части 2 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ до настоящего времени не принималось. В свою очередь в Закон Республики Мордовия от 13.07.2009 г. N 61-3 не вносились изменения, конкретизирующие основания для его применения со ссылкой на часть 2 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ.
Аукционная документация и извещение о проведение аукциона не имеют ссылок на часть 2 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ и указания на проведение аукциона с целью реализации положений именно данной нормы.
В связи с этим утверждение аукционной документации на основании Административного регламента (утв. Указом Главы Республики Мордовия от 16 августа 2010 г. N 147-УГ) и Закона Республики Мордовия от 13.07.2009 г. N 61-3 значительно ограничило, по мнению ООО "ДЭЙТОНА", круг участников аукциона. Так как участниками аукциона могут стать только лица, осуществляющие строительство, реконструкцию или ремонт объектов капитального строительства, что не предусмотрено частью 2 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ.
В свою очередь Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия представило в адрес Мордовского УФАС России дополнение к мотивированному отзыву на жалобу ООО "ДЭЙТОНА" (вх. N 4377 от 24.10.2018) из которого следует, что в соответствии с частью 13 статьи 78 Лесного кодекса РФ информация о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, включает извещение о проведении аукциона и подготовленную организатором аукциона документацию об аукционе.
Согласно пункту 9 части 15 статьи 78 Лесного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе. Содержание формы заявки на участие в аукционе в Лесном кодексе РФ не устанавливается.
Статьей 1 Закона Республики Мордовия от 13 июля 2009 г. N 61-3 "Об исключительных случаях заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия" определено, что к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия относится заготовка древесины на лесных участках, не переданных в аренду для заготовки древесины, гражданами и юридическими лицами, и заключившими государственные или муниципальные контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, действующее федеральное и республиканское законодательство не допускает заключение в Республике Мордовия договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами и юридическими лицами, не имеющими заключенных государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Вместе с тем, требование копий государственных или муниципальных контрактов Лесным кодексом РФ не допускается.
В связи с этим Минлесхоз Республики Мордовия с целью соблюдения действующего законодательства и недопущения совершения мошеннических действий недобросовестными участниками аукциона, установил форму заявки, в которой необходимо было, в том числе, указать сведения об имеющихся заключенных государственных или муниципальных контрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Исследовав жалобу ООО "ДЭЙТОНА" (вх. N 4458 от 15.10.2018), возражения на мотивированный отзыв (вх. N 4529 от 19.10.2018), дополнения к доводам жалобы (вх. N 4549 от 22.10.2018), дополнения (вх. N 4578 от 24.10.2018), мотивированный отзыв на жалобу ООО "ДЭЙТОНА" (вх. N 4522 от 19.10.2018), дополнение к мотивированному отзыву на жалобу ООО "ДЭЙТОНА" (вх. N 4577 от 24.10.2018), выслушав объяснения представителя ООО "ДЭЙТОНА" Карева А.В., представителя Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Черашева Р.В., а также рассмотрев представленные в материалы рассмотрения жалобы документы и материалы, Комиссия установила следующее.
21.09.2018 Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия издан приказ N 910 "О проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных или муниципальных нужд": "Лот N 1. Лесные насаждения, распложенные: Республика Мордовия, Зубово-Полянский муниципальный район, Виндрейское территориальное лесничество, Виндрейское участковое лесничество, квартал 167, выдел 10, делянка 10, квартал 176, выдел 5, делянка 1, квартал 125, выдел 2, делянка 1. Площадь 9,81 га. Общий объем заготовки древесины 2698,51 куб. метров, в том числе ликвидный объем заготовки древесины 2698,51 куб. метров.
Аукцион и прием заявок проводится в электронной форме на площадке Сбербанк АСТ: (utp.sberbank-ast.ru).
Извещение о проведении торгов N 240918/050394/01 в форме открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных или муниципальных нужд опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.torgi.gov.ru 24.09.2018.
Согласно извещению о проведении аукциона и аукционной документации:
- место, дата начала и окончания срока подачи заявок: электронная площадка Сбербанк АСТ с 28 сентября 2018 г. с 9-00 по московскому времени по 17 октября 2018 г. до 12-00 по местному времени;
- место, дата и время проведения аукциона: электронная площадка Сбербанк АСТ 22 октября 2018 г. в 10-00 по московскому времени.
Торги на право аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, проводятся в соответствии с положениями главы 8 Лесного кодекса РФ.
Деятельность Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия по проведению открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных и муниципальных нужд (лот N 1) не является услугой и не регулируется требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Ввиду изложенного, довод ООО "ДЭЙТОНА" о нарушении Организатором торгов пункта 1 части 1 статьи 6 данного Федерального закона является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1.1 Документации об аукционе аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных или муниципальных нужд проводится в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Мордовия от 13 июля 2009 г. N 61-З "Об исключительных случаях заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия".
Статьей 78 Лесного кодекса РФ регламентируется процедура подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 15 статьи 78 Лесного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о реквизитах решения о проведении аукциона;
3) о предмете аукциона;
4) о предполагаемых к продаже лесных насаждениях либо о предполагаемом к предоставлению в аренду лесном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере лесного участка, правах на лесной участок, об ограничениях этих прав), и подлежащих заготовке лесных ресурсах;
5) о видах и параметрах разрешенного использования лесов;
6) о месте, дате и времени проведения аукциона;
7) о начальной цене предмета аукциона;
8) о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"), размер которой не может превышать пять процентов начальной цены предмета аукциона;
9) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе. Срок подачи заявок на участие в аукционе должен составлять не менее чем:
а) тридцать дней в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
б) пятнадцать дней в случае проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений;
10) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка. Задаток устанавливается в размере от пятидесяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона;
11) о сроке аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды такого лесного участка. При этом срок аренды такого лесного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 72 настоящего Кодекса;
12) о сроке, в течение которого по результатам аукциона должен быть заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор купли-продажи лесных насаждений;
13) иные сведения, если необходимость включения таких сведений в извещение о проведении аукциона предусмотрена статьей 80 настоящего Кодекса.
Согласно части 16 статьи 78 Лесного кодекса РФ документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:
1) проектную документацию лесного участка;
2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении предполагаемого к предоставлению в аренду лесного участка;
3) проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений;
4) форму заявки на участие в аукционе, а также инструкцию по ее заполнению.
Статьей 79 Лесного кодекса РФ регламентируется непосредственно проведение аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Статья 80 Лесного кодекса РФ устанавливает требования к аукциону на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме.
Закон Республики Мордовия от 13 июля 2009 г. N 61-З "Об исключительных случаях заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия", на который также делается указание в пункте 1.1 Документации об аукционе, несмотря на то, что в нем дается ссылка на исключенный в настоящее время пункт 8.2 статьи 29 Лесного кодекса РФ, является действующим.
Положение, ранее закрепленное в пункте 8.2 статьи 29 Лесного кодекса РФ, в настоящее время содержится в пункте 2 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ и выглядит следующим образом: "В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений".
Статьей 1 Закона Республики Мордовия N 61-З установлено, что к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия относится заготовка древесины на лесных участках, не переданных в аренду для заготовки древесины, гражданами или юридическими лицами, заключившими государственные или муниципальные контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о правомерности установления Организатором торгов требования к участникам аукциона о наличии как минимум одного заключенного и действующего на дату проведения аукциона государственного или муниципального контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, в том случае, если Организатором торгов не будет установлено требование о целевом использовании древесины, заготавливаемой на основании договора купли-продажи лесных насаждений, в целях исполнения государственного или муниципального контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонт объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, не будет достигнута цель, предусмотренная частью 2 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ и регламентированная статьей 1 Закона Республики Мордовия от 13.07.2009 N 61-З "Об исключительных случаях заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия".
Довод Заявителя о невозможности объединения в один лот трех делянок, расположенных в Виндрейском участковом лесничестве, Комиссия также признает необоснованным ввиду отсутствия запрета на подобное объединение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Относительно довода ООО "ДЭЙТОНА" о том, что аукцион, пункт 1.2. Документации к которому делает отсылку на Административный регламент, утвержденный Указом Главы РМ от 16.08.2010 N 147-УГ, фактически был проведен Организатором торгов не в соответствии с данных регламентом, Комиссией установлено следующее.
При организации и проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных и муниципальных нужд (лот N 1) Организатор торгов был обязан руководствоваться и руководствовался требованиями действующего законодательства.
Частью 2 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ, как отмечалось выше, регламентировано, что в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли продажи лесных насаждений.
В свою очередь статьей 1 Закона Республики Мордовия от 13.07.2009 N 61-З установлено, что к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Мордовия относится заготовка древесины на лесных участках, не переданных в аренду для заготовки древесины, гражданами и юридическими лицами, заключившими государственные или муниципальные контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
С учетом изложенного, в случае проведения аукциона, в исключительных случаях заготовки древесины для государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, Организатором торгов к потенциальным участникам данной торговой процедуры в обязательном порядке должно предъявляться требование о наличии одного или нескольких ранее заключенных и действующих на момент проведения аукциона государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В случае не установления данного требования, принять участие в аукционе мог бы любой участник, и целевое использование лесных насаждений для выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, предусмотренное действующим законодательством, достигнуто не было.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода ООО "ДЭЙТОНА".
Необоснованным является и довод Заявителя о том, что заявка должна была подаваться участниками в форме, установленной в Приложении 1 к Административному регламенту. Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия по исполнению государственной функции по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных в пределах земель лесного фонда, в исключительных случаях для государственных и муниципальных нужд (утв. Указом Главы РМ от 16.08.2010 N 147-УГ) ввиду того, что действующее законодательство не устанавливает требования к форме такой заявке.
Согласно пункту 4 части 16 статьи 78 Лесного кодекса РФ Документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать форму заявки на участие в аукционе, а также инструкцию по ее заполнению. Данное требование действующего законодательства соблюдено Министерством в полном объеме. Так, в приложении N 1 к документации об аукционе содержится форма заявки на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных или муниципальных нужд, расположенных на территории Виндрейского территориального лесничества. В свою очередь в Продолжении приложения N 1 к документации об аукционе приведена инструкция по заполнению данной заявки.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДЭЙТОНА" (вх. N 4458 от 15.10.2018) необоснованной.
2) Передать материалы рассмотрения жалобы ООО "ДЭЙТОНА" на действия организатора торгов - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия при проведении торгов в форме открытого аукциона (извещение на сайте www.torgi.gov.ru от 24.09.2018 N 240918/0503949/01) по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в исключительных случаях для обеспечения государственных и муниципальных нужд (лот N 1) должностному лицу Мордовского УФАС России для решения вопроса о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 октября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2018