Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "НАВИГАТОР-Т" (далее - Заявителя) на действия ФГУП "ОХРАНА" РОСГВАРДИИ (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку универсальных самоспасателей для нужд предприятия (реестровый N 31806832585) (далее - Запрос котировок),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения Закупочной документации Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком 27.06.2018 размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках), действующее на дату размещения извещения о проведении запроса котировок (далее - Извещение).
17.08.2018 в ЕИС опубликовано извещение с начальной (максимальной) ценой договора в размере 816 000,00 руб.
В соответствии с Извещением дата окончания подачи заявок - 29.08.2018, дата рассмотрения заявок - 30.08.2018, дата подведения итогов - 30.08.2018.
В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В приложении N 1 к Технического задания Заказчиком установлены необходимые технические характеристики к товару необходимому к поставке по условиям исполнения договора, в том числе капюшон самоспасателя для изоляции подмасочного пространства должен иметь внутреннюю систему самонатяжения оголовья, обеспечивающую плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья. Капюшон и фильтр (фильтры) самоспасателя при использовании не должны ограничивать подвижность головы и шеи. При движении головы в стороны фильтр (фильтры) не должны упираться в тело пользователя для предотвращения сдвига полумаски (снижения герметичности). Для этого самоспасатель не должен иметь боковое расположение фильтра (фильтров), для предотвращения упирания в плечо.
Также Заказчиком установлено, что время защитного действия должно быть не менее 0,5 час. при воздействии продуктов горения в концентрациях, установленных в ГОСТ Р 53261-2009.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно установлены такие требования к объекту закупки, что противоречит пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В свою очередь, Заявитель ссылается, что в ГОСТ Р 53261-2009, соответствие товара которому устанавливает заказчик, отсутствуют вышеперечисленные требования, в связи с чем, такие требования не подлежали включению Заказчиком в Закупочную документацию.
Комиссией на заседании установлено следующее.
Самоспасатели фильтрующие, используемые при пожаре, должны в обязательном порядке соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" 019/2011 (далее - ТР ТС 019/2011) и требованиям ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 53261-2009).
Пунктом 4.4.1 пункта 4.4 "Требования к капюшону" ГОСТа Р 53261-2009 определено: "Капюшон должен полностью закрывать голову человека. Примечание - В конструкцию капюшона рекомендуется включать полумаску или четвертьмаску, которые закрывают нос и рот человека, изолируя подмасочное пространство от остального пространства под капюшоном".
В Техническом задании установлено требование: "Капюшон для изоляции подмасочного пространства должен иметь внутреннюю систему самонатяжения оголовья, обеспечивающую плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья".
Пунктом 4.4.4 пункта 4.4 ГОСТа Р 53261-2009 установлено: "Капюшон при использовании не должен ограничивать подвижность головы, шеи, рук и туловища человека".
Заказчиком в Приложении N 1 Технического задания установлено требование: "Капюшон и фильтр (фильтры) при использовании не должны ограничивать подвижность головы и шеи. При движении головы в стороны фильтр (фильтры) не должны упираться в тело пользователя для предотвращения сдвига полумаски (снижения герметичности). Для этого самоспасатель должен иметь боковое расположение фильтра (фильтров)".
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление такого требования в Закупочной документации обусловлено, в первую очередь, целью исключения возможность сдвига полумаски, так как внутренняя система самонатяжения оголовья обеспечивает плотное прилегание полумаски к лицу независимо от внешнего оголовья, что в совокупности приводит к существенному улучшению показателей безопасности на пожарах и ЧС.
Таким образом, по мнению Заказчика, соответствующее требование продиктовано его объективной потребностью в обеспечении безопасности.
В связи с изложенным, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Относительно установления Заказчиком требования к времени защитного действия Комиссией установлено следующее.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ
"О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), 10.03.2009 Распоряжением Правительства Российской Федерации N304-р утвержден перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Закона о техническом регулировании. В пункте 164 перечня указан ГОСТ Р 53261- 2009.
Cогласно пункту 4.1.3 ГОСТ Р 53261-2009, самоспасатель, используемый при пожарах, должен обеспечивать защиту в течение 15 минут при воздействии на него следующих тест-веществ: монооксида углерода; водорода хлорид; водорода цианид; акролеина.
ТР ТС 019/2011 утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 в соответствии со статьей 14 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 (далее - Соглашение).
Указанное Соглашение имеет статус международного договора и ратифицировано Федеральным законом от 27.06.2011 N152-ФЗ.
Вместе с тем согласно подпункту 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 фильтрующий самоспасатель, используемый при пожарах, должен обеспечивать в течение не менее чем 30 минут защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека от продуктов горения - аэрозолей (дымов), паров и газов органических, неорганических кислых, неорганических основных веществ, а также от монооксида углерода.
Таким образом, требования ТР ТС 019/2011 обуславливают большую степень защиты, чем требования ГОСТ Р 53261-2009.
Кроме того, согласно пункта 2 статьи 5 Федерального Закона от 15.07.1995 N101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" нормы международного договора имеют приоритет перед национальным законодательством.
В части 4 статьи 15 Конституции РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Таким образом, ТР ТС 019/2011 имеет статус международного договора, в силу чего к сертификации ГДЗК по защите от продуктов горения применяются требования именно
подпункта 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011, а не требования ГОСТ Р 53261-2009.
В соответствии с разъяснениями Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, самоспасатели предназначенные для защиты органов дыхания людей при пожаре, наряду с требованиями подпункта 7-9, 14, 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53261-2009 по защите от воздействия открытого пламени, теплового потока, повышенной температуры окружающей среды и эргономики.
Все самоспасатели сертифицированные на соответствие ТР ТС 019/2011, отвечают требованиям подпункта 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011: обеспечивают защиту от продуктов горения включая монооксид углерода.
Следовательно, заказчиком правомерно установлено требование о том, что время защитного действия самоспасателя должно быть не менее 0,5 час.
Таким образом, установленные Техническим заданием требования не противоречат требованиям Закона о закупках, а также отвечают требованиям ГОСТ Р 53261-2009 и обусловлены потребностью Заказчика в закупке инновационной и высокотехнологичной продукции с целью обеспечения безопасности при использовании данного товара при определенных условиях.
Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика представил документы, подтверждающие, что под описание объекта закупки попадают несколько производителей ГДЗК, в частности, СФ "Зевс-У" производства ОАО "Сорбент"; СФ "Прометей" производства ООО "Прометей"; УФМС "Шанс"-Е производства ООО "НПК Пожхимзащита".
Более того, данные требования к товару применяется в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов иных участников, а также самого Заявителя, в связи с чем установление такого требования нельзя расценивать как ограничивающим конкуренцию.
Следовательно, любой участник закупки имеет возможность приобрести товар с необходимыми Заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного запроса котировок.
Между тем, Комиссия отмечает, что само по себе отсутствие в ГОСТ нормативной регламентации какого-либо параметра не свидетельствует о фактическом отсутствии значения такого параметра.
Таким образом, Заявителем ограничивающий характер данного требования в рассматриваемом случае доказан не был. Само по себе несогласие Заявителя с установленным требованием не может быть признано фактором ограничения конкуренции.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего правового подтверждения, в связи с чем жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НАВИГАТОР-Т" (ОГРН 1057747250285
ИНН 7736523644) на действия ФГУП "ОХРАНА" РОСГВАРДИИ (ОГРН 1057747117724
ИНН 7719555477) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку универсальных самоспасателей для нужд предприятия (реестровый N 31806832585) необоснованной.
2. Снять ограничение на размещение запроса котировок, наложенное письмом Московского УФАС России от 31.08.2018 N НО/42068/18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 сентября 2018 г. N 1-00-1539/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2018