Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по проверке сведений, предоставляемых в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, в составе: заместителя руководителя управления А.Р.Б., специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов М.Д.К., специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Н.А.С. (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России" (далее - Заказчик, УФПС Самарской области) о включении сведений об ООО "Анима" в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с уклонением победителя от заключения договора по результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме на право выполнения работ по капитальному ремонту отделения почтовой связи 420087, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карбышева, дом 48 для нужд УФПС "Татарстан почтасы" - филиал ФГУП "Почта России" (извещение N 31806677173, http://zakupki.gov.ru) (процедура N sbr035-180014494200282, http://www.sberbank-ast.ru) (далее - Аукцион),
в присутствии представителей от УФПС Самарской области - филиала ФГУП "Почта России" - Б.О.С. (доверенность) (до перерыва), Б.Т.М. (доверенность) (до перерыва); от ООО "Анима" - Г.Р.Р. (паспорт) (после перерыва),
УСТАНОВИЛА:
12.10.2018 г. в Самарское УФАС России поступило обращение УФПС Самарской области о включении сведений об ООО "Анима" в РНП, в связи с уклонением от заключения договора по результатам Аукциона.
Данное обращение Заказчика направлено в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Правила).
Согласно доводам УФПС Самарской области, в регламентированный срок - 03.09.2018 г. 23:59 (по местному времени Заказчика) ООО "Анима" не направило оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" ни договор, подписанный усиленной электронной подписью, ни протокол разногласий.
Изучив представленные Заказчиком документы, содержащие сведения, предусмотренные пунктами 2-4 Правил, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения измененная Приказом N 367-п от 14.08.2017 г. редакция Положения о закупке УФПС Самарской области (N 1120001198) от 21.08.2015 г. размещена в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.zakupki.gov.ru, далее - ЕИС) 14.08.2017 г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
29.06.2018 г. Заказчиком в ЕИС размещено извещение N 31806677173 о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация (далее - Документация об Аукционе).
Согласно данному извещению заявки подавались до 23.07.2018 г. 09:00 по местному времени Заказчика. Дата и время рассмотрения заявок: 26.07.2018 г. в 14:00. Место рассмотрения заявок: ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", http://utp.sberbank-ast.ru/RussianPost.
26.07.2018 г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N б/н от 26.07.2018 г. (N 31806677173-01), согласно которому на участие в данном Аукционе было подано 2 (две) заявки, обе из которых по решению Закупочной комиссии были допущены и признаны участниками Аукциона.
03.08.2018 г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N б/н от 02.08.2018 г. (N 31806677173-02), согласно которому в процедуре рассмотрения вторых частей заявок участвовало 2 (две) заявки - ООО "Анима" (заявка N 2), ООО "СтройТоргКапитал" (заявка N 5). Обе заявки соответствовали требованиям Документации об Аукционе. На основании решения Закупочной комиссии победителем Аукциона признано ООО "Анима" (заявка N 2).
Как следует из пункта 19.9.2 Положения о закупке, пункта 9.1.2 Части I Документации об Аукционе заказчик в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в пункте 19.8.7 протокола направляет оператору электронной площадки без подписи Заказчика проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной участником аукциона, с которым заключается договор, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект договора, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
08.08.2018 г. Заказчиком был направлен оператору ЗАО "Сбербанк - АСТ" проект договора. Оператор электронной площадки направил проект договора без усиленной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор.
В соответствии с пунктом 19.9.4 Положения о закупке, пунктом 9.1.4 Части I Документации об Аукционе в течение пяти дней со дня получения проекта договора участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника аукциона, а также подписанный усиленной электронной подписью лица документ об обеспечении исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора или предусмотренный пунктом 19.9.5 протокол разногласий.
Согласно пункту 19.9.5 Положения о закупке, пункту 9.1.5 Части I Документации об Аукционе участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор, в случае наличия разногласий по проекту договора, направленному в соответствии с положениями настоящего раздела, направляет протокол указанных разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника аукциона, оператору электронной площадки. При этом участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор, указывает в протоколе разногласий положения проекта договора, не соответствующие извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об аукционе и заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме этого участника закупки, с указанием соответствующих положений данных документов. В течение одного часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки направляет такой протокол разногласий Заказчику.
12.08.2018 г. ООО "Анима" направило в адрес Заказчика протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника Аукциона, оператору электронной площадки.
Из пункта 19.9.6 Положения о закупке, пункта 9.1.6 Части I Документации об Аукционе следует, что в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки протокола разногласий участника открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор, Заказчик рассматривает данный протокол разногласий и без подписи Заказчика направляет доработанный проект договора оператору электронной площадки либо повторно направляет оператору электронной площадки проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания участника открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор.
14.08.2018 г. Заказчиком в адрес оператора ЗАО "Сбербанк - АСТ" был направлен повторно проект договора без усиленной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, с указанием в отдельном документе причин отказа учесть частично замечания участника открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор.
На основании пункта 19.9.8 Положения о закупке в течение трех дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 19.9.6 Положения о закупке и пунктом 9.1.6 Части I Документации об Аукционе, участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор, направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени этого участника аукциона, а также документ об обеспечении исполнения договора, подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора, или предусмотренный пунктом 19.9.5 протокол разногласий. В течение одного часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки направляет такой протокол разногласий Заказчику.
16.08.2018 г. ООО "Анима" направило в адрес Заказчика протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника Аукциона, оператору электронной площадки.
Как следует из пункта 19.9.9 Положения о закупке - в случае направления в соответствии с пунктом 19.9.8 Положения о закупке, пунктом 9.1.8 Части I Документации об Аукционе оператором электронной площадки протокола разногласий Заказчик рассматривает данные разногласия в порядке, установленном пунктом 19.9.6, в течение трех дней со дня получения такого протокола разногласий.
16.08.2018 г. Заказчиком в адрес оператора ЗАО "Сбербанк - АСТ" был направлен повторно проект договора без усиленной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, с указанием в отдельном документе причин отказа учесть частично замечания участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор.
16.08.2018 г. процедура закупки приостановлена в части заключения договора на основании принятия к рассмотрению Самарским УФАС России жалобы ООО "Посад-П".
31.08.2018 г. процедура закупки на основании Решения N 221-2515-18/7 Самарского УФАС России от 20.08.2018 г. возобновлена, в связи с признанием жалобы ООО "Посад-П" необоснованной, в связи с чем срок подписания участником Аукциона проекта договора до 03.09.2018 г. 23:59 по местному времени Заказчика.
В регламентированный срок - 03.09.2018 г. 23:59 победителем Аукциона ООО "Анима" не был направлен подписанный усиленной электронной подписью договор, протокол разногласий.
Согласно пункту 19.9.17 Положения о закупке участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор, признается уклонившимся от заключения договора в случае, если такой участник аукциона в срок, предусмотренный пунктами 19.9.4, 19.9.8 и 19.9.10, не направил оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект договора или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящим разделом, либо не направил подписанный усиленной электронной подписью указанного лица проект договора по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в пункте 19.8.7 протокола в случае, предусмотренном пунктом 19.9.10, а также подписанный усиленной электронной подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения договора при условии, что Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора.
В соответствии с пунктом 19.9.19 Положения о закупке если победитель открытого аукциона в электронной форме признан уклонившимся от заключения договора, а также в случае отказа от заключения договора с победителем открытого аукциона в электронной форме по основанию, предусмотренному пунктом 27.5, либо отстранения такого победителя от участия в аукционе в соответствии с пунктом 17.6, Заказчик передает договор для заключения участнику открытого аукциона в электронной форме, заявке которого присвоен второй номер.
05.09.2018 г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол об уклонении победителя открытого аукциона в электронной форме от заключения договора N б/н от 04.09.2018 г. (N 31806677173-02), согласно которому по решению Заказчика ООО "Анима" (заявка N 2) признано уклонившимся от заключения договора. Право заключения договора предоставлено участнику Аукциона, занявшему второе место - ООО "СтройТоргКапитал" (заявка N 5).
С участником Аукциона ООО "СтройТоргКапитал" (заявка N 5) заключен договор N 08/3484-18 от 17.09.2018 г. (N 57724261610180037430000).
Пункт 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. гласит, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Санкция по включения в РНП влечет для участника закупки значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, зачастую несоизмеримые с совершенной ошибкой, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах. Комиссией Самарского УФАС России установлено, что такая мера ответственности в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку действия участника не свидетельствовали о цели уклониться от заключения договора.
Исходя из пояснений, ООО "Анима" совершались приготовления к выполнению работ. В частности, участником Аукциона осуществлялся заказ оборудования, необходимого для выполнения работ по договору. Факт приобретения подтверждается копией представленного договора поставки N 89 от 18.08.2018 г. Также победителем направлялась заявка в банк для получения и оформления банковской гарантии для обеспечения исполнения договора.
При рассмотрении данного обращения Комиссией Самарского УФАС России установлено, что у участника Аукциона имелись обстоятельства, создавшие объективные препятствия для подписания договора в установленный срок. Подписанию договора ООО "Анима" воспрепятствовала техническая неисправность рабочего ноутбука, на котором настроено рабочее место, установлен сертификат электронной подписи, а также необходимое программное обеспечение для работы на электронных торговых площадках. Указанная неисправность носила существенный и технический характер, в связи с чем не позволяла участнику подписать договор на электронной торговой площадке. Данный факт наличия технической неисправности в ноутбуке участника Аукциона подтверждается справкой N б/н от 06.09.2018 г. из сервисного центра ООО "Элком Груп".
Также, представленные в пояснении ООО "Анима" сведения о деятельности данного общества подтверждают добросовестный характер действий участника Аукциона, а также положительную деловую репутацию.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "Анима" не совершены действия по уклонению от заключения договора по результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме на право выполнения работ по капитальному ремонту отделения почтовой связи 420087, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карбышева, дом 48 для нужд УФПС "Татарстан почтасы" - филиал ФГУП "Почта России".
Руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211, а также на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Самарского УФАС России,
ЗАКЛЮЧИЛА:
Основания для включения сведений об ООО "Анима" в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 октября 2018 г. N РНП63-39-18/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2018