Резолютивная часть объявлена "17" июля 2018 г.
Полный текст решения изготовлен "24" июля 2018 г.
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: <_> - [должностное лицо]
Члены комиссии: <_> - [должностное лицо],
<_> - [должностное лицо];
рассмотрев дело N06-52/2018 по признакам нарушения МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан" и <_> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения антиконкурентного соглашения при предоставлении земельного участка с кадастровым номером <_> в аренду по предварительному согласованию в обход требований законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
в присутствии:
- представителя Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан Никитина Ю.А.,
в отсутствии:
- гражданки <_>, надлежащим образом извещена,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела в отношении МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан" и <_>, является поступившее в Татарстанское УФАС России обращение (вх.N24040/ж от 15.12.2017).
Договором N100 от 01.08.2016 земельный участок с кадастровым номером 16:27:070203:17 предоставлен в аренду на 20 лет по предварительному согласованию <_>. Извещение о предоставлении в аренду размещено в газете "Менделеевские новости". На сайте https://torgi.gov.ru/ извещение не размещено.
Согласно Публичной кадастровой карте, на вышеуказанном земельном участке объектов недвижимости не имеется.
В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 22 и 39.2 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1 ЗК РФ, среди основных принципов, на которых основывается земельное законодательство, являются:
- участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно статье 39.6 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, передаются в аренду, в том числе для целей строительства, а равно для целей, не связанных со строительством, на торгах, проводимых в форме аукциона.
Статья 39.18 ЗК РФ устанавливает, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесений изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов определен сайт www.torgi.gov.ru.
Вместе с тем, при предоставлении указанного земельного участка в нарушение действующего законодательства торги не проводились, публичное информирование о предстоящем предоставлении данного земельного участка не производилось на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", что противоречит ЗК РФ и Постановлению Правительства РФ от 10.09.2012 N909.
Подобные обстоятельства не согласуются с принципами публичности и открытости, закрепленными в земельном законодательстве, а также с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.
Непроведение торгов, отсутствие публикации извещения на официальном сайте www.torgi.gov.ru о предоставлении земельного участка лишает потенциальных приобретателей на равных правах принимать участие в распределении муниципальных земельных участков, препятствуя реализации цели выставления земельных участков на публичную продажу, ущемляет права и свободы неограниченного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков.
На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 11.04.2018 N01/154-к о возбуждении дела и создании комиссии по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан" и <_>, в части осуществления антиконкурентного соглашения при предоставлении земельного участка с кадастровым номером <_> в аренду по предварительному согласованию в обход требований законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В результате рассмотрения дела N06-52/2018 Комиссией были установлены следующие обстоятельства:
09 сентября 2015 года было подано заявление <_>. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Данное заявление было зарегистрировано МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан" только 09 сентября 2016 года под входящим номером N200.
Согласно п.1 ст. 39.18 Земельного Кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Однако, публикация о проведении торгов была размещена в газете "Менделеевские новости" N35 (7610) только 18 мая 2016 года, то есть на 254 день после поступления заявления. В соответствии с п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в извещении о предоставлении земельного участка должна указываться следующая информация:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Вместе с тем, при публикации извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <_> в районной газете "Менделеевские новости" N35 (7610) от 18 мая 2016 года, Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан не указана дата окончания приема заявлений.
Также на рассмотрении дела N06-52/2018, 26 июня 2018 года представитель Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан сообщил, что доказательства, подтверждающие публикацию извещения на официальном сайте www.torgi.gov.ru о предоставлении земельного участка не были представлены антимонопольному органу по техническим причинам, данные о размещении извещения на официальном сайте www.torgi.gov.ru в Палате имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан отсутствуют.
Согласно представленному акту муниципального контроля Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан от 24 мая 2018 года, на земельном участке с кадастровым номером <_>строения отсутствуют, земельный участок огорожен, насаждения отсутствуют. То есть, по состоянию на 24 мая 2018 года, данный земельный участок использовался не по назначению.
Таким образом, в действиях МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан" и <_> установлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции, в части заключения антиконкурентного соглашения при предоставлении земельного участка с кадастровым номером <_> в аренду по предварительному согласованию в обход требований законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела N 06-52/2018.
Письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела от МКУ "Палата имущественных и земельных отношений" и гражданки <_> не поступало.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 16, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Татарстанского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан" и гражданку <_> нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения соглашения при предоставлении земельного участка с кадастровым номером <_> в аренду по предварительному согласованию в обход требований законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан" предписание о прекращении нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4.Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 17 июля 2018 г. N 06-52/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2018