Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: |
<_>- заместителя руководителя-начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<_>- главного специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <_>- главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 67-08/2018, по факту размещения рекламы в г. Челябинске на зданиях, являющихся выявленными объектами культурного наследия с признаками нарушения части 3.1 статьи 19 Федерального Закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица по факту размещения рекламы "Чебуречной N 1" в г. Челябинске на выявленных объектах историко-культурного наследия.
С целью проверки фактов, изложенных в заявлении, специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр, о чем составлен Акт N 103-2018 от 16.08.2018. Установлено, что в г. Челябинске по адресу: ул. Карла Маркса, д. 113 расположено заведение общественного питания "Чебуречная N 1", с левой стороны входной группы которого присутствует конструкция, содержащая изображения продукции, реализуемой в данном заведении с указанием цен. Кроме того, в оконном проеме здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, 90 (88)/ул. К. Маркса, 72 со стороны ул. Кирова размещена конструкция со сведениями: "Чебуречная N 1", "Чебурек по локоть_ 30 см", изображением чебурека и указателя "Карла Маркса, 113". Аналогичная конструкция размещена на фасаде здания со стороны ул. Карла Маркса.
В заведении общественного питания с коммерческим обозначением "Чебуречная N 1" уголок покупателя (потребителя) отсутствует, что установлено специалистами Челябинского УФАС России в ходе осуществления осмотра. Вместе с тем, с целью установления лица, осуществляющего деятельность под коммерческим обозначением "Чебуречная N 1" осуществлена закупка, чек N 00008 (02345) от 16.08.18 12:23 приложен к Акту осмотра N 103-2018 от 16.08.2018. Согласно, сведениям, присутствующим на чеке, деятельность под коммерческим обозначением "Чебуречная N 1" по адресу: г. Челябинск, ул. Карла Маркса, д. 113, осуществляет Индивидуальный предприниматель <_> (далее - ИП <_>).
ИП <_> по рассматриваемому вопросу представил письменные пояснения, из которых следует, что на основании Договора б/н аренды нежилого помещения от 08.08.2017, заключенного с ИП <_>, ему в пользование для организации общественного питания - кафе "Чебуречная N 1" передано нежилое помещение.
По мнению ИП <_>, информация, присутствующая на здании в г. Челябинске по адресу: ул. Карла Маркса, д. 113, не является рекламой, поскольку не преследует рекламные цели, а содержит информацию о реализуемых в кафе услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора., в связи с чем ИП <_> считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Кроме того, в своих пояснениях ИП <_> указывает, что в апреле 2018 года Комитетом градостроительства и архитектуры города Челябинска (далее - Комитет) при проведении обследования фасада здания, расположенного в г. Челябинске по адресу: ул. к. Маркса, д. 113, на предмет соответствия нормам действующего законодательства, нарушений законодательства Российской Федерации не выявлено. А, поскольку, в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разращения на установку рекламной конструкции", утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска N 221-п от 10.10.2012 (далее - Регламент), Комитет является отраслевым органом, который участвует в согласовании возможности установки рекламной конструкции, ИП <_>, при отсутствии со стороны Комитета требований относительно конструкции, размещенной непосредственно на фасаде здания, также посчитал, что размещение указанной информации соответствует требованиям действующего законодательства.
Также ИП <_> пояснил, что владельцем конструкции, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, 90 (88)/ул. К. Маркса, 72, не является, договоров на ее изготовление, размещение и распространение не заключал, о лице, осуществившем указанные действия ИП <_> неизвестно.
Рассмотрение заявления и представленных материалов, приводит к следующим выводам.
В г. Челябинске по адресу: ул. Карла Маркса, д. 113 расположено заведение общественного питания "Чебуречная N 1", с левой стороны входной группы присутствует конструкция, содержащая изображения продукции, реализуемой в данном заведении с указанием цен.
В соответствии с частью 3.1 статьи 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия), с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 35.1 Закона об объектах культурного наследия, не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
В соответствии с Перечнем выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, расположенных на территории Челябинского городского округа, здания, расположенные в г. Челябинске по адресу: ул. Карла Маркса, 113 "Дом купеческий XIX в.", и по адресу: ул. Кирова, 90 (88)/ул. К. Маркса, 72 "Дом жилой XIX-XX вв." являются памятниками.
Таким образом, размещение рекламных конструкций на объектах культурного наследия регионального значения (памятниках), расположенных г. Челябинске по адресам: ул. Карла Маркса, д. 113; ул. Кирова, 90 (88)/ул. К. Маркса, 72, запрещено.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования Закон о рекламе понимает товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Закон о рекламе применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации (части 1 статьи 2 Закона о рекламе) и, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о рекламе, не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом (пункт 2), вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (пункт 5).
В соответствии с пунктами 12 и 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2007 N 1036, исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.
Таким образом, с учетом положений пунктов 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, меню организации общественного питания (кафе, ресторана и т.п.), размещенное на фасаде здания, в том числе на конструкции, размещенной на фасаде здания, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, рекламой не является, и требования законодательства о рекламе на информацию, размещенную в нем, не распространяются.
Конструкция, содержащая указание на наименование организации и меню, прейскурант, размещенная на территории, на которой в силу особенностей деятельности организации непосредственно происходит продажа товаров, оказание услуг, в том числе при обслуживании потребителей организации общественного питания на автомобилях, относится к размещенным в месте осуществления организацией деятельности и не подпадает под понятие рекламной конструкции. Указанная позиция также находит свое отражение в Письме ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама".
Присутствующие на конструкции, размещенной по адресу: г. Челябинск, ул. К. Маркса, д. 113, сведения о реализуемой в данной организации общественного питания продукции, представляют собой информацию об оказываемых ИП <_> услугах, реализуемых товарах, направлены на информирование посетителей (потребителей) указанного заведения о предлагаемом меню кафе "Чебуречная N 1".
С учетом изложенного, действия ИП <_> по размещению информации о меню заведения общественного питания с коммерческим обозначением "Чебуречная N 1" на здании по адресу: г. Челябинск, ул. К. Маркса, д. 113, являющемся выявленным объектом культурного наследия, в настоящем деле не подлежат рассмотрению на предмет соответствия Закона о рекламе.
Руководствуясь статьями 33 и 36 Закона о рекламе, и, в соответствии с пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Рассмотрение дела N 67-08/2018 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе прекратить.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 октября 2018 г. N 67-08/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2018