Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
"..." - заместителя руководителя;
членов Комиссии:
"..." - главного специалиста-эксперта отдела административных производств;
"..." - специалиста 1 разряда правового отдела;
в присутствии представителей:
от АО "РЖД": "..." по доверенности от 03.09.2018 N696-ДП;
от ООО "ИНТЕРИЯ": "...",
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения
ООО "ИНТЕРИЯ" от заключения договора с АО "РЖД" (далее - Заказчик) по результатам проведения открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции, кондиционирования воздуха и дымоудаления в зданиях, находящихся на балансе Административно-хозяйственного центра (реестровый N 31806364702) (далее - Закупка), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России 15.08.2018 поступило обращение АО "РЖД" (далее - Заказчик) (вх. N 41108/18) о проведении проверки факта уклонения
ООО "ИНТЕРИЯ" от заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции, кондиционирования воздуха и дымоудаления в зданиях, находящихся на балансе Административно-хозяйственного центра (далее - Договор).
21.02.2018 Заказчиком размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) Положение о закупке товаров, работ, услуг АО "РЖД" (далее - Положение о закупках, Положение), действующее на момент размещения извещения о проведении аукциона.
12.04.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении аукциона с начальной (максимальной) ценой договора - 49 406 600,00 руб.
Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи заявок
и дата вскрытия заявок - 08.05.2018, дата рассмотрения заявок - 23.05.2018, подведение итогов - 25.05.2018.
В соответствии с уведомлением Заказчика от 29.05.2018 подведение итогов аукциона было перенесено на 14.06.2018.
По результатам проведения закупочной процедуры, на основании протокола подведения открытого аукциона в электронной форме N 2867/ОАЭ-ОКТ/18/2
от 14.06.2018 победителем процедуры было признано ООО "ИНТЕРИЯ".
Согласно пункту 8.3.4 Аукционной документации договор заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями аукционной документации согласно приложению N 7 к аукционной документации в срок, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014
N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не более 20 (Двадцати) рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также в случаях, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуется в антимонопольном органе либо в судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня одобрения заключения договора органом управления заказчика, вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора. При этом договор не может быть заключен ранее 10 (Десяти) календарных дней с даты опубликования информации об итогах аукциона на сайтах.
Протокол подведения открытого аукциона в электронной форме N 2867/ОАЭ-ОКТ/18/2 от 14.06.2018 размещен в ЕИС 14.06.2018.
При таких обстоятельствах договор подлежал заключению не позднее 04.07.2018.
На основании пункта 8.1.3 Аукционной документации договор может быть заключен только после представления победителем или участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене), единственным участником, допущенным к участию в аукционе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником), обеспечения исполнения договора.
В силу пункта 8.1.4 Аукционной документации, если в установленные сроки не предоставлено обеспечение исполнения договора, победитель или участник, сделавший предпоследнее предложение о цене (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене), единственным участником, допущенным к участию в аукционе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником), такой победитель или участник признаются уклонившимися от заключения договора.
В соответствии с пунктом 8.3.2 Аукционной документации Заказчик направляет участнику аукциона, с которым заключается договор, проект договора в течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты опубликования итогов аукциона на сайтах.
На основании пункта 8.3.2 Аукционной документации 20.06.2018 Заказчиком в адрес победителя закупки, а именно ООО "ИНТЕРИЯ", был направлен проект договора посредством e-mail-сообщения на электронный адресinfo@interiaspb.ru указанный участником в качестве контактного адреса в составе заявки.
В силу пункта 8.3.3 Аукционной документации участник аукциона, с которым заключается договор, должен предоставить обеспечение исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в аукционной документации), иные документы, если документацией предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны договор не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты получения проекта договора от заказчика.
В соответствии с пунктом 8.3.1 Аукционной документации договор может быть заключен только после представления победителем или участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене), единственным участником, допущенным к участию в аукционе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником), обеспечения исполнения договора.
Таким образом, ООО "ИНТЕРИЯ" должно было направить в адрес Заказчика предусмотренный пунктом 8.3.3 Конкурсной документации комплект документов не позднее 25.06.2018.
21.06.2018 ООО "ИНТЕРИЯ" в адрес Заказчика был направлен для согласования проект банковской гарантии N 109236.
В этот же день, 21.06.2018 Заказчик направил в адрес ООО "ИНТЕРИЯ" письмо, согласно которому представленный проект банковской гарантии не соответствует требованиям пункта 6.9.2.1Аукционной документации.
На основании протокола N 2867/ОАЭ-ОКТ/18/3 от 12.07.2018 заказчиком было принято решение о признании ООО "ИНТЕРИЯ" уклонившимся от заключения договора.
Между тем, Комиссией установлено, что ООО "ИНТЕРИЯ" по состоянию на 04.07.2018 не направило в адрес Заказчика обеспечение исполнения обязательств по договору, а также подписанный договор.
Комиссия отмечает, что представление несоответствующего требованиям проекта банковской гарантии обусловлено действиями самого ООО "ИНТЕРИЯ", так как при формировании проекта банковской гарантии ООО "ИНТЕРИЯ" ненадлежащим образом ознакомилось с требованиями установленными Заказчиком к банковской гарантии.
Более того, в случае невозможности представления банковской гарантии ООО "ИМПЕРИЯ" могло воспользоваться альтернативным способом обеспечения исполнения договора, путем внесения денежных средств на указанный Заказчиком расчетный счет, что, в свою очередь, предусмотрено Аукционной документацией.
Таким образом, ООО "ИНТЕРИЯ" не было предпринято попыток направленных на заключение договора с Заказчиком.
Из вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что договор не был заключен в установленный Заказчиком срок в результате недобросовестных действий ООО "ИНТЕРИЯ".
В связи с чем, у Заказчика имелись правовые основания для признания ООО "ИНТЕРИЯ" уклонившимся от заключения договора.
В силу части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Таким образом, в действиях ООО "ИНТЕРИЯ" на этапе заключения договора наличествовало явное отклонение от правил и обычаев, а также, по сути, от требований публичного правопорядка, учитывая статус Заказчика и проведенную процедуру.
Пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусмотрено, что, в случае уклонения победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор, при уклонении победителя закупки от заключения договора, заказчик направляет сведения о таких лицах в ФАС России в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с вышеуказанным участником закупки или со дня истечения срока подписания договора.
В части 2 статьи 5 Закона о закупках установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Комиссия Управления пришла к выводу, что ООО "ИНТЕРИЯ" не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательств, что в итоге привело к незаключению договора, а следовательно, к нарушению нормального (обычного) режима функционирования Заказчика.
Комиссия, оценив фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе, учитывая ненаправление договора и обеспечения исполнения договора Заказчику, приходит к выводу об уклонении ООО "ИНТЕРИЯ" от заключения договора, что свидетельствует о наличии в действиях последнего признаков недобросовестности и является основанием для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 5 Закона о закупках, приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
Рекомендовать включить сведения об ООО "ИНТЕРИЯ" (ОГРН 1157847265113; ИНН 7804273378) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: Заключение Московского УФАС России может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: "..."
члены Комиссии: "..."
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 октября 2018 г. N 2-19-12706/77-18 (ключевые темы: заключение договора - аукционная документация - реестр недобросовестных поставщиков - обеспечение исполнения контракта - банковская гарантия)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.10.2018