Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 16 октября 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела N 04-04-02/22-18 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
"..." - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"..." - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
"..." - специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство" (почтовое уведомление с идентификатором 80084127795021),
в присутствии генерального директора Открытого акционерного общества "Тувастрой" К.,
рассмотрев дело N 04-04-02/22-18, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство" (далее - ООО "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство", Общество) (ИНН 170102691058, ОГРН 316171900056524, юридический адрес: "..."), Открытого акционерного общества "Тувастрой" (ИНН 1701000610, ОГРН 1021700516430, юридической адрес: "...") по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведенного Тывинским УФАС России мониторинга наружной рекламы на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, распространяемых на территории г. Кызыла Республики Тыва, выявлено распространение рекламы медицинского центра "Домашний доктор" на баннере, установленном на ограждении здания "Тывастрой", находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76, следующего содержания:
"Лечебный массаж с применением современных методов воздействия на организм; - тибетский массаж "ку-нье"; - ваакуум терапия (баночный массаж); - стоун терапия; - моксотерапия; - звуковой массаж тибетскими "поющими чашами"; выезд на дом; запись по тел: 3-"..."; 8-"..."; ул. Красноармейская, 76. Здание Тывастрой, 1 этаж, учебный центр, кабинет массажа".
По результатам проведенного мониторинга составлен акт об осмотре наружной рекламы от 24.07.2018 года.
С целью установления рекламодателя рассматриваемой рекламы, Тывинским УФАС России был направлен запрос в адрес ОАО "Тувастрой" (от 08.08.2018 года исх. N 4-1004) о предоставлении сведений.
Согласно информации ОАО "Тувастрой" от 09.08.2018года (вх. N 3008) следует, что здание по адресу: г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76 находится в собственности ОАО "Тувастрой". Арендатором помещения на 1 этаже здания ОАО "Тувастрой", в котором предоставляются услуги массажа является ООО "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство", на основании договора аренды N "..." аренды нежилого помещения от "...".
В этой связи Тывинским УФАС России был направлен запрос ООО "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство" за исх. N 4-1072 от 22.08.2018 года о предоставлении сведений по факту распространения рассматриваемой рекламы.
Согласно представленным документам ООО "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство" от 31.08.2018 года (вх. N 3254) следует, что Обществом у ИП М. была заказана печать баннера с рассматриваемой рекламой, что подтверждается макетом рекламы, договором N 25 на выполнение работ от "...". Общество имеет лицензию N "..." от "..." года на осуществление медицинской деятельности.
По данному факту приказом Тывинского УФАС России N 275 от 11.09.2018 года возбуждено дело N 04-04-02/22-18 в отношении ООО "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство", ОАО "Тувастрой" по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Согласно письменных пояснений ООО "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство" от 28.09.2018 года вх. N 3650) следует, что договор на распространение с ОАО "Тувастрой" не заключался. Общество признает вину, поскольку вменяемое нарушение требований Закона о рекламе обусловлено незнанием указанного закона.
На рассмотрении настоящего дела 04.10.2018 года генеральный директор ОАО "Тувастрой" К. согласился с выявленным нарушением, устно пояснил, что согласия не давал на размещение рассматриваемой рекламы, реклама была распространена в его отсутствие. В целях контроля, в дальнейшем при заключении договора аренды, ОАО "Тувастрой" будут включены пункты о согласовании рекламных макетов, для соблюдения требований Закона о рекламе.
Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела N 04-04-02/22-18, изучив представленные документы, выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела. приходит к следующим выводам.
В статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Указанная информация, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на формирование и поддержания интереса к объекту рекламирования, а именно к медицинским услугам - лечебный массаж.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Целью размещения в рекламе предупредительной информации такого рода является обеспечение правильного получения медицинских услуг.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н (далее - Номенклатура медицинских услуг).
Номенклатура медицинских услуг, разделена на два раздела услуг "А" и "В".
Раздел "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В свою очередь раздел "А" также разбит на разделы, имеющие цифровые коды.
Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия) зарегистрировано под кодом 21.
Представление услуг лечебного массажа с применением современных методов воздействия на организм, следует квалифицировать как услуги по массажу.
В номенклатуру медицинских услуг включены следующие медицинские услуги, указанные в рассматриваемой рекламе: общий массаж медицинский (A21.01.001), вакуумный массаж кожи (A21.01.007).
В рассматриваемом случае рекламное объявление формирует интерес к услугам разных методов массажной техники и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Следовательно, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированное у потребителя такой рекламы. Отсутствие в рекламе существенной части информации о противопоказаниях и необходимости получения консультации специалистов приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе медицинских услуг, в нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Законом о рекламе определены понятия "рекламодатель", "рекламораспространитель".
В соответствии с пунктами 5 - 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно статьи 38 Закона о рекламе за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.
На основании материалов дела N 04-04-02/22-18 Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем, определившим объект рекламирования рассматриваемой рекламы, является ООО "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство", а рекламораспространителем - ОАО "Тувастрой".
При этом, следует отметить, что в материалах дела N 04-04-02/22-18 отсутствуют доказательства вины ОАО "Тувастрой", поскольку договор на распространение рекламы не заключался, следовательно, действия по распространению рассматриваемой рекламы ОАО "Тувастрой" не совершались.
Факт распространения рассматриваемой рекламы ООО "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство" подтвержден материалами дела и не оспаривается Обществом, в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-04-02/22-18 приходит к выводу, что действия ООО "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство" обусловили нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения рассматриваемой рекламы либо в приведении текста рекламы в соответствии с требованиями Закона о рекламе в материалы настоящего дела не представлено, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство", ОАО "Тувастрой" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года N 508, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать рекламу следующего содержания: "Лечебный массаж с применением современных методов воздействия на организм; - тибетский массаж "ку-нье"; - ваакуум терапия (баночный массаж); - стоун терапия; - моксотерапия; - звуковой массаж тибетскими "поющими чашами"; выезд на дом; запись по тел: 3-"..."; 8-"..."; ул. Красноармейская, 76. Здание Тывастрой, 1 этаж, учебный центр, кабинет массажа", распространявшуюся на баннере, установленном на ограждении здания "Тывастрой", находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать ООО "Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство", ОАО "Тувастрой" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
"..."
Согласно статьи 37 Закона о рекламе решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 4 октября 2018 г. N 04-04-02/22-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.10.2018