Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, в составе:
председателя комиссии: |
- Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля монополистической деятельности; |
членов комиссии: |
-Рыжковой Людмилы Михайловны, главного специалиста-эксперта Томского УФАС России; - Пятериковой Евгении Андреевны, специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, |
рассмотрев дело N 02-10/102-18, возбужденное по жалобе ООО "Сибресурс" (ИНН: 5403025455) (вх. N 6248 от 26.09.2018) на действия заказчика - ООО "Томскводоканал" (ИНН: 7017270664) о нарушении порядка проведения запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия (Извещение N 31806913890), в присутствии представителя ООО "Сибресурс" - Г. (доверенность ), представителей ООО "Томскводоканал" - Е. (доверенность), Б. (доверенность),
УСТАНОВИЛА:
26 сентября 2018 года в Томское УФАС России поступила жалоба ООО "Сибресурс" (ИНН: 5403025455) (вх. N 6248 от 26.09.2018) о нарушении порядка проведения запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия (Извещение N 31806913890).
Из жалобы следует, что при проведении запроса котировок заявка ООО "Сибресурс" необоснованно отклонена закупочной комиссией заказчика ввиду несоответствия требованиям, установленным в извещении. В нарушение п. 10.6.2 Положения о закупке заявителем не представлены данные по "Основности" (степени гидролиза), которая должна быть не менее 78%. Таким образом, заявка общества отклонена по основанию п. 10.6.2 Положения о закупке - отсутствие в составе заявки документов, определенных документацией о закупках, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки или о закупаемых товарах (работах, услугах). Вместе с тем, в заявке ООО "Сибресурс" указаны все необходимые параметры, а именно основность, которая выражена через атомное соотношение Al к Cl. Заявитель просит признать действия заказчика незаконными, отменить протокол N 104-18 рассмотрения и оценки заявок от 20.09.2018, обязать заказчика провести рассмотрение и оценку поданных заявок повторно. В полном объеме требования заявителя изложены в жалобе.
Представитель ООО "Томскводоканал" с доводами заявителя не согласилась, указав на их необоснованность ввиду следующего. В документации заказчика определены требования к качеству и техническим характеристикам товара, а именно предлагаемый к поставке товар должен соответствовать определенным параметрам, а именно основность (степень гидролиза) в перерасчете на оксид алюминия должна быть не менее 78%, при этом в составе заявки должны содержаться документы, подтверждающие данные параметры. ООО "Сибресурс" не предоставило документов, подтверждающих соответствие предлагаемого оксихлорид алюминия заявленным заказчиком требованиям. В представленном заявителем паспорте N 4184 оксихлорид алюминия (ОХА) марка "А" сведения об основности отсутствуют. В свою очередь, паспорта качества, представленные иными участниками запроса котировок, содержали требуемые заказчиком сведения об основности. Кроме того, обязанность предоставления документов, подтверждающих соответствие поставляемого товара, установлена в пп. 4 п. 8.6.2.2 Положения о закупке. В полном объеме доводы представителя заказчика изложены в письменных пояснениях по жалобе.
Комиссия, изучив доводы жалобы, пояснения участвующих в деле лиц, представленные документы и сведения, установила следующее.
4 октября 2018 года при рассмотрении дела N 02-10/102-18 Комиссией Томского УФАС России установлена необходимость получения дополнительных материалов и сведений по указанному делу, подтверждающих/опровергающих доводы жалобы заявителя, в связи с чем заседание Комиссии по рассмотрению дела N 02-10/102-18 отложено и назначено к рассмотрению на 5 октября 2018 года в 14:00 часов. Участвующим в деле лицам предложено представить в антимонопольный орган документы и сведения, определяющие измерение показателя основности (в том числе возможность выражения основности через атомное соотношение Al к Cl).
5 октября 2018 года представителем заявителя представлены дополнительные пояснения, разъясняющие порядок определения основности.
Комиссия, изучив доводы жалобы, пояснения участвующих в деле лиц, представленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
12 января 2017 года решением единственного участника ООО "Томскводоканал" от 30.12.2016 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО "Томскводоканал" (далее - Положение о закупке). Таким образом, ООО "Томскводоканал" при осуществлении закупок товаров, работ и услуг руководствуется Положением о закупке.
2 сентября 2018 года ООО "Томскводоканал" разместило на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) извещение о проведении запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия с начальной (максимальной) ценой договора 473 160 рублей с НДС 18% (Извещение N 31806913890).
20 сентября 2018 года Комиссия ООО "Томскводоканал" провела процедуру рассмотрения и оценки котировочных заявок. На основании протокола N 104-18 от 20.09.2018 на участие в запросе котировок было подано три заявки: 1) ООО "Сибресурс" с ценовым предложением 381 920 руб. 2) ООО "Химпродмаркет" с ценовым предложением 473 160 руб., 3) ООО "Метахим" с ценой договора 398 368 руб. Комиссия, рассмотрев котировочные заявки на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, оценила их и приняла на основании полученных результатов следующее решение: отклонить заявку ООО "Сибресурс" ввиду несоответствия требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно п. 10.6.2 Положения, не представлены данные по "Основности" (степень гидролиза), которая должна быть не менее 78%. Заявки ООО "Химпродмаркет" и ООО "Метахим" принять, признать ООО "Метахим" победителем в проведении запроса котировок N 104-18 на поставку полиоксихлорида алюминия и заключить договор.
В извещении о проведении запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия (Извещение N 31806913890) указана следующая информация о предмете договора: полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC или эквивалент (в соответствии со ст. 3 закона 223-ФЗ). Параметры эквивалентности: Массовая доля основного вещества в пересчёте на оксид алюминия (AL2О3) не менее 19%, Основность (степень гидролиза) не менее 78%.
Таким образом, в извещении о проведении закупки заказчиком определен предмет закупки - полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC или эквивалент, а также параметры указанного вещества - основность (степень гидролиза) не менее 78%.
Вместе с тем, в документации о закупке установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а именно для участия в запросе котировок необходимо представить котировочную заявку в письменном виде (на бумажном носителе) по установленной заказчиком форме, котировочная заявка, подготовленная участником закупки, должна соответствовать форме котировочной заявки, установленной заказчиком, и содержать все требуемые в ней сведения.
Так же в документации о закупке определены требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, его количественных и качественных характеристик, а именно предложения участника закупки, содержащиеся в котировочной заявке, должны полностью соответствовать каждому из предъявленных в документации о закупке, требований к поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг, к участникам закупки. В случае, если участник закупки предлагает к поставке товар, эквивалентный поименованному, заявка участника должна содержать полную информацию о стране происхождения товара, указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов и описание технических характеристик товара. Отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара либо недостоверные сведения о стране происхождения товара является основанием для оценки такой заявки как содержащей предложение о поставке иностранных товаров.
На основании изложенного, в документации о закупке заказчиком установлены требования к содержанию, форме и оформлению заявки, описанию поставляемого товара, включая качественные и количественные характеристики.
В форме котировочной заявки, размещенной заказчиком в ЕИС в приложение к документации и извещению о закупке, участнику закупки необходимо указать, в том числе, наименование ТМЦ (услуги), включая характеристики предлагаемого товара (массовая доля основного вещества в пересчёте на оксид алюминия (AL2О3), основность (степень гидролиза). Так же в приложение к заявке необходимо представить документы о качестве (сертификат соответствия, экспертное заключение о соответствии продукции, паспорт качества, паспорт безопасности химической продукции и т.д.) и иные подтверждающие документы.
Комиссия антимонопольного органа, изучив документацию и извещение о закупке, установила отсутствие в них требования о необходимости представления участником закупки в составе заявки документа, подтверждающего характеристики предлагаемого товара (массовая доля основного вещества в пересчёте на оксид алюминия (AL2О3), основность (степень гидролиза) по определенным показателям, отражающим данные параметры.
Вместе с тем, согласно протоколу N 104-18 от 20.09.2018 заявка ООО "Сибресурс" отклонена ввиду несоответствия требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно п. 10.6.2 Положения, не представлены данные по "Основности" (степень гидролиза), которая должна быть не менее 78%.
В силу п. 10.6.2 Положения о закупке по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках процедуры закупки Комиссия вправе отклонить заявку на участие в процедурах закупки в случае отсутствия документов, определенных документацией о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки или о закупаемых товарах (работах, услугах).
Таким образом, Комиссия заказчика вправе отклонить заявку участника закупки, не представившего установленные документацией о закупке документы либо в случае наличия в таких документах недостоверных сведений.
В соответствии с чч. 9-10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Из вышеизложенного следует, что требования к составу заявки на участие в запросе котировок определяются в извещении о закупке, в том числе форма заявки.
Из обстоятельств дела следует, что в составе заявки ООО "Сибресурс" отсутствовали данные по параметру "Основности" (степень гидролиза), ввиду чего заявка отклонена заказчиком в связи с отсутствием документов, определенных извещением о закупке. При этом в извещении о закупке отсутствует требование о необходимости предоставления в составе заявки документа, подтверждающего характеристики поставляемого товара, а именно основности (степени гидролиза).
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу пп. "б" п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием, в том числе, оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.
Комиссия Томского УФАС России, изучив извещение о проведении открытого запроса котировок, а так же заявку ООО "Сибресурс", установила нарушение порядка проведения запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия (Извещение N 31806913890), в результате которого заказчиком ООО "Томскводоканал" необоснованно отклонена заявка ООО "Сибресурс" по критериям и в порядке, которые не указаны в извещении о проведении запроса котировок. Кроме того, в протоколе N 104-18 от 20.09.2018 не указаны положения извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует заявка общества.
На основании изложенного, жалоба ООО "Сибресурс" обоснована и подлежит удовлетворению, имеются основания для выдачи ООО "Томскводоканал" предписания об аннулировании запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия (Извещение N 31806913890).
Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и заказчика, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 3, ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сибресурс" (ИНН: 5403025455) о нарушении порядка проведения запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия (Извещение N 31806913890) обоснованной.
Выдать ООО "Томскводоканал" (ИНН: 7017270664) предписание об аннулировании запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия (Извещение N 31806913890).
Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 15 октября 2018 г. N 02-10/102-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.10.2018