Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
"_" - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;
"_" - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
"_" - члена Комиссии, ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
в отсутствии:
заявителя - депутата Совета депутатов МО Абдулинский городской округ Оренбургской области I созыва по избирательному округу N6 "_",
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - ИП "_" (паспорт гражданина РФ), представителя по доверенности "_" (доверенность N56АА 2085393 от 03.08.2018 года),
надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N07-17-37/2018, возбужденное в отношении ИП "_" по признакам нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), содержащихся в отсутствии части существенной информации в рекламе, распространяемой в газете "Малая Родина",
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступило обращение депутата Совета депутатов МО Абдулинский городской округ Оренбургской области I созыва по избирательному округу N6 "_" (вх. N6721 от 10.09.2018 г.) о распространении в газете "Малая Родина" информации о страховании жизни пассажиров такси "Абдулино-Оренбург" без указания наименования или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данный вид деятельности, что вводит в заблуждение потребителей. По мнению заявителя, данная информация распространяется с признаками нарушения требований Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" N38-ФЗ от 13.03.2006 г. (далее - Закон о рекламе).
Оренбургским УФАС России установлено, что в газете "Малая родина" N59 от 17.08.2018 года распространялась следующая информация: "Единая служба заказа такси "Абдулино-Оренбург" 8-922-891-55-59. Скидки по дисконтным картам 50 р. Ежедневно. Выезд из Абдулино в 5.00, 7.00 и 15.00. Выезд из Оренбурга в 9.00, 12.00, 15.00. Вконтакте vk.com/abdulino_orenburg. Приобрести дисконтную карту можно у водителя. Каждый пассажир застрахован до 2 млн руб.".
Усмотрев признаки нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе по вышеуказанному обращению и после проведения правового анализа, председателем Комиссии было возбуждено дело в отношении ИП "_" по признакам нарушения требований законодательства РФ о рекламе N 07-17-37/2018 и назначено к рассмотрению на "29" октября 2018 года в 10 часов 30 минут.
Проанализировав содержание рассматриваемой рекламы, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынок.
Оренбургским УФАС России установлено, что данная информация подпадает под понятие рекламы в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Следовательно, требования Закона о рекламе распространяются на вышеуказанную рекламную информацию.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рекламное объявление формирует интерес к услуге и направлено на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.
Объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются услуги по перевозке пассажиров "Абдулино-Оренбург", посредством такси.
Вместе с тем, в рекламном объявлении содержится фраза "Каждый пассажир застрахован до 2 млн руб.". Однако наименование лица, оказывающего услуги страхования или выполняющего данную деятельность, в рекламе отсутствует, что не позволяет потребителям всесторонне оценить рекламную информацию, в том числе на предмет достоверности.
На заседании Комиссии, представитель ИП "_" пояснил, что услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров предоставляются ПАО СК "Росгосcтрах" в соответствии с договором NRGOX21799676472000 от 04.12.2017, заключенным между ПАО СК "Росгосстрах" и ИП "_"(далее - Договор).
Согласно п. 1.1 Договора предметом является обязанность страховщика (ПАО СК "Росгосстрах") за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного договором события (страхового) случая осуществить страховую выплату потерпевшему в целях возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, в пределах определенной договором суммы.
Согласно п. 2.2 Договора страховым случаем является возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока страхования.
В соответствии с п. 3.1.1 Договора страховые суммы: по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего в размере 2 025 000 рублей на одного пассажира; по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего в размере 2 000 000 рублей на одного пассажира; по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего в размере 23 000 рублей на одного пассажира.
Таким образом, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что фраза "Каждый пассажир застрахован до 2 млн. руб" является действительной и достоверной. Однако у потребителей отсутствует возможность убедиться в данной информации.
Вместе с тем, ИП "_" указал, что копия Договора имеется у перевозчика в автомобиле и предъявляется по первому требованию пассажиров.
А также в рекламе, размещенной в газете "Малая родина" N59 от 17.08.2018, содержится ссылка на страницу "Вконтакте" vk.com/abdulino_orenburg, пройдя по которой можно ознакомиться с договором и его условиями.
Однако возможность потенциальным потребителям предлагаемых услуг ознакомиться с существенными условиями по ссылке на странице "Вконтакте" не заменяет обязанности по указанию в рекламе существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителей в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
Оренбургское УФАС России приходит к выводу, что фраза "Каждый пассажир застрахован до 2 млн руб.", содержащаяся в рекламе перевозок пассажиров "Абдулино-Оренбург" посредством такси, может ввести потребителей в заблуждение, в связи с тем, что в рекламном сообщение не содержится существенных сведений, относящихся к условиям страховых выплат пассажирам при наступлении страхового случая.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержатся нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Исходя из содержания части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (статья 3 Закона о рекламе).
Оренбургским УФАС России был направлен запрос в редакцию газеты "Малая Родина" с просьбой предоставления информации о лице, с которым заключен договор на размещение указанного рекламного сообщения.
Согласно предоставленным документам на запрос (вх.N7374 от 03.10.2018 г.) между ООО "Редакция Газеты "Малая Родина" и ИП "_" заключен Договор N28 от 02.04.2018 г. на размещение информационных материалов в газете "Малая Родина" (далее - Договор).
Согласно п. 1.1. Договора заказчик предоставляет исполнителю информационные материалы для размещения в газете "Малая родина".
В соответствии с п. 1.2 Договора исполнитель публикует, полученные от заказчика информационные материалы для размещения в газете "Малая родина".
В соответствии с письмом от 02.04.2014, приложенным к Договору, информационное сообщение рекламного характера "Единая служба заказа такси "Абдулино-Оренбург" 8-922-891-55-59. Скидки по дисконтным картам 50 р. Ежедневно. Выезд из Абдулино в 5.00, 7.00 и 15.00. Выезд из Оренбурга в 9.00, 12.00, 15.00. Вконтакте vk.com/abdulino_orenburg. Приобрести дисконтную карту можно у водителя. Каждый пассажир застрахован до 2 млн руб." размещается еженедельно в пятницу, начиная с 6 апреля 2018 года по заказу ИП "_"
Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы следует считать - ИП "_" (ОГРН 311565828000020, ИНН 560101202044).
Таким образом, в действиях ИП "_" при распространении вышеуказанной рекламы в газете "Малая Родина" N59 (2630) от 17.08.2018 года содержатся нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно представленным документам ИП "_" (вх.N8007 от 24.10.2018 г.) рекламная информация, распространяемая в газете "Малая Родина", дополнена сведениями о лице, предоставляющим услуги по страхованию, и номере договора, в которым прописаны условия предоставления выплат по страхованию.
Руководствуясь пунктом 1 частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года N 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ИП "_", размещенную в газете "Малая Родина" N59 от 17.08.2018, ненадлежащей, поскольку нарушает требования, части 7 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3.Передать материалы дела N 07-17-37/2018 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 2 ноября 2018 г. N 07-17-37/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.11.2018