Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России), рассмотрев протокол об административном правонарушении от 01 ноября 2018 года и другие материалы дела, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) в отношении индивидуального предпринимателя <_>,
в отсутствие ИП <_>, извещенной надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Комиссии Омского УФАС России от 09 октября 2018 года по делу N 06-06/55-2018 реклама, размещенная индивидуальным предпринимателем <_> на сайте https://omsk.mlsn.ru, была признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 3 и пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела N 06-06/55-2018 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее дело об административном правонарушении было возбуждено протоколом от 01 ноября 2018 года N 06-07/88-2018/14.3.
В результате рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, установлено следующее.
В Омское УФАС России поступили обращения физического лица (вх. N 7790 от 06.09.2018, вх. N 7832 от 07.09.2018) по факту размещения <_> (агентство недвижимости "Армада риэлт") на сайте https://omsk.mlsn.ru/ информации о продаже объекта недвижимости c признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из обращения следует, что в августе 2018 года на сайте https://www.avito.ru/omsk заявителем было размещено частное объявление о продаже квартиры:
"Продам квартиру
1-к квартира 37 м\x{00b2} на 4 этаже 10-этажного панельного дома
1 500 000 руб.
Омск, р-н Советский, микрорайон Городок Нефтяников, улица Энтузиастов, 49".
объявлению были приобщены фотоизображения объекта недвижимости.
Через какое-то время заявитель обнаружил на сайте https://omsk.mlsn.ru/ объявление о продаже его квартиры: "1 500 000 руб. 1-комн., 37 м\x{00b2}, 4/10 эт. Омск, ул. Энтузиастов, 49", также сопровождаемое фотографиями.
Все данные характеристики объекта недвижимости (этаж, площадь квартиры, стоимость и др.), а также фотографии квартиры были взяты из объявления заявителя, размещенного на сайте https://www.avito.ru/omsk.
В качестве контактного лица (продавца) было указано агентство недвижимости "Армада риэлт" в лице специалиста по недвижимости <_>, с которым заявитель не заключал договор о продаже своей квартиры, а также не давал согласия на использование фотографий своей квартиры.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей <_> зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 26.01.2016 с присвоением ОГРНИП 316554300055901.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная выше информация по своему содержанию, способу распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования (1-комнатной квартире), что способствует продвижению его на рынке, то есть в полной мере обладает всеми признаками рекламы.
На запрос Омского УФАС России <_> представлены пояснения по вышеуказанному факту: "Обзванивала собственников с сайта авито с предложением помочь продать квартиру, соответственно по согласию собственников записывала и скачивала информацию, (описание продажи квартиры) по неосторожности скачала и описание объекта Энтузиастов 49, и вывели в рекламу_ Убрала сразу же как только появился доступ к интернету".
Как следует из представленных материалов, у ИП <_> отсутствовали договорные отношения с собственником рекламируемого жилого помещения, дающие ей право представления интересов заявителя при реализации рассматриваемого объекта недвижимости, включая право рекламировать объект недвижимости.
Таким образом, потребитель, желавший приобрести рекламируемый объект недвижимости и обратившийся с этой целью к лицу, указанному в рекламе в качестве продавца объекта недвижимости (<_>), фактически не имел возможности приобрести объект рекламирования у данного лица, что свидетельствует о нарушении требований пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В силу пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Кроме того, рассматриваемая реклама содержала недостоверные сведения о продавце рекламируемого товара, поскольку из содержания рекламной информации следовало, что продавцом вышеуказанной квартиры является специалист по недвижимости <_>, что не соответствовало действительности.
Таким образом, в вышеуказанной рекламе были нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которым недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодателем указанной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"), является ИП <_>.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, ИП <_>, имея возможность для соблюдения требований пункта 3 и пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и не приняв все зависящие от нее меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является: г. Омск.
Временем совершения административного правонарушения является период распространения ненадлежащей рекламы: август 2018 года.
Протокол по делу об административном правонарушении N 06-07/88-2018/14.3 был составлен 01.11.2018 уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России в отсутствие ИП <_>, заявившей ходатайство от 30.10.2018 о составлении протокола об административном правонарушении в ее отсутствие.
На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Вина ИП <_> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 06-07/88-2018/14.3.
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело N 06-07/88-2018/14.3, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ИП <_> установленных Федеральным законом "О рекламе" требований, а также обстоятельства, вынуждающие ее действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.
Должностным лицом, рассматривающим дело N 06-07/88-2018/14.3, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ИП <_> (статья 4.2 КоАП РФ), признан факт совершения ею административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП <_> (статья 4.3 КоАП РФ), не выявлено.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы России https://rmsp.nalog.ru от 02.11.2018 N ИЭ9965-18-1610114 ИП <_> является субъектом малого и среднего предпринимательства - микропредприятием (дата внесения сведений в реестр 01.08.2016).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Оценив характер и обстоятельства совершенного ИП <_> административного правонарушения, должностное лицо усмотрело основания для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку их применение в данной ситуации является справедливым, отвечающим принципу целесообразности юридической ответственности, характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения, соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства.
Учитывая, что факт возбуждения административного дела сам по себе уже выполняет предупредительную функцию, вынесение предупреждения по данному делу обеспечивает соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л А:
Признать индивидуального предпринимателя <_> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применить к ней меру ответственности, предусмотренную частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 ноября 2018 г. N 06-07/88-2018/14.3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2018