Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителя МКУ "Центр муниципальных закупок для организаций, подведомственных управлению народного образования администрации города Мичуринска" <_..>.,
в отсутствие представителя ООО "ГК "Цезарь", заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы N РЗ-247/18 без его представителя,
рассмотрев жалобу ООО ГК "Цезарь" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении совместного электронного аукциона на монтаж системы видеонаблюдения (извещение N 0864300004918000009) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
МКУ "Центр муниципальных закупок для организаций, подведомственных управлению народного образования администрации города Мичуринска" (далее - Уполномоченная организация) 24.10.2018 опубликовало на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" извещение N 0864300004918000009 о проведении совместного электронного аукциона на монтаж системы видеонаблюдения (далее - Аукцион).
Заказчики - МБОУ "СОШ N1" г. Мичуринска, МБОУ "СОШ N9" г. Мичуринска, МБОУ "СОШ N15" (далее - Заказчики).
Начальная (максимальная) цена контракта - 938 648 руб.
По окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано 8 заявок от участников.
По результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия приняла, в том числе, следующее решение: отказать в допуске к участию в Аукционе 7 участникам закупки с номерами заявок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Участник закупки с номером заявки N 9 был допущен к аукциону и признан участником закупки. Данное решение оформлено протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.11.2018 N 0864300004918000009.
ООО "ГК "Цезарь" (заявка N 4), не согласившись с решением аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе, обжаловало его в Тамбовское УФАС России.
В жалобе Заявитель указывает, что протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 02.11.2018 не содержит обоснования в части указания положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе, а также положений заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным в документации о закупке.
МКУ "Центр муниципальных закупок для организаций, подведомственных управлению народного образования администрации города Мичуринска" представило письменные возражения по существу жалобы и просило отказать в ее удовлетворении (вх. от 12.11.2018 N 7919н). Заказчики пояснения не предствили.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, пояснения Уполномоченной организации, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Указанный протокол должен содержать, в том числе, информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Аукционная комиссия в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0864300004918000009 от 02.11.2018, отказав участникам с номерами заявок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, не указала обоснование принятого членами комиссии решения, а только привела соответствующие положения Закона о контрактной системе.
Кроме того, в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.11.2018 отсутствуют положения документации о закупке, которым не соответствуют заявки на участие в аукционе, положений заявок на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации.
Данное обстоятельство не отрицал представитель Уполномоченной организации в ходе рассмотрения дела.
Рассматриваемые действия аукционной комиссии нарушают требования п. 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ. Жалоба Заявителя признаётся обоснованной.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе, которые привели к нарушению порядка определения поставщика.
2.1. В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Заказчиками в Требованиях к материалам, применяемым при выполнении работ по контракту (приложении N 2 к аукционной документации), по позициям 1 и 2 "Камера видеонаблюдения", в том числе, установлено следующее: "вес - не нормируется".
В заявках с номерами 3, 4, 5, 8 по позициям 1 и 2 "Камера видеонаблюдения" указано: "вес: не нормируется".
Аукционная комиссия, рассмотрев заявки NN 3, 4, 5, 8, отказала в участии в Аукционе по следующему основанию: "п.1 ч.4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе".
Представитель Уполномоченной организации пояснил, что аукционная комиссия в отношении указанных заявок приняла решение об отказе в допуске к аукциону, поскольку в заявках NN 3,4,5,8 указано, что "вес камер видеонаблюдения не нормируется", а должны быть представлены конкретные показатели.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев указанные заявки и доводы уполномоченной организации и аукционной комиссии, приходит к выводу о неправомерности действий аукционной комиссии, основываясь на следующем.
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано:
"Если показатели и значения характеристик аналогов или эквивалентов товаров и/или материалов, установленные в требованиях аукционной документации не нормируются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки товара и/или материала, участнику закупки следует указать конкретное значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие нормативных требований, а именно: "не нормируется".
В заявках с номерами 3, 4, 5, 8 по позициям 1 и 2 "Камера видеонаблюдения" по рассматриваемой характеристике было указано в соответствии с инструкцией: "вес: не нормируется".
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявки NN 3,4,5,8.
Действия аукционной комиссии Заказчика нарушают ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2.2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу норм ст.ст. 33, 64, 66 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки должна носить не формальный характер, а действительно разъяснять порядок подачи заявок на участие в конкретном аукционе и заполнения требуемых сведений, а также предупреждать возможные неясности документации об аукционе для участников закупки.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что, в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявки на участие в совместном электронном аукционе N 0864300004918000009 представляет собой трехстраничный сплошной текст без разделения на абзацы, причем с многочисленными повторениями. Инструкция носит неясный и запутанный характер, что, вопреки её смысловому назначению, не помогает, а препятствует участию в закупке.
Все это вводит участников закупки в заблуждение и не отвечает целям законодательства о контрактной системе, поскольку не обеспечивает добросовестную конкуренцию между участниками закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиками при утверждении документации об аукционе части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае имеются основания для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ГК "Цезарь" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей ч. 5, п. 2 ч. 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать Заказчиков нарушившими ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчикам, аукционной комиссии, оператору торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по чч. 2, 2.1, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Т.В. Четверткова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 ноября 2018 г. N РЗ-247/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2018