Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>
при участии представителей: <...>
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Прайд" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "ТрансКонтейнер", оператора электронной площадки АО "ОТС" при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов МСП N ОКэ-МСП-НКПЮУР-18-0007 на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов контейнерного терминала Челябинск-Грузовой, контейнерного терминала Магнитогорск-Грузовой, контейнерного терминала Курган, офиса в г. Челябинске, по адресу: ул. Цвиллинга д. 61 Уральского филиала ПАО "ТрансКонтейнер" (извещение N 31806983582), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО ЧОП "Прайд" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "ТрансКонтейнер" (далее - Заказчик), оператора электронной торговой площадки АО "ОТС" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов МСП N ОКэ-МСП-НКПЮУР-18-0007 на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов контейнерного терминала Челябинск-Грузовой, контейнерного терминала Магнитогорск-Грузовой, контейнерного терминала Курган, офиса в г. Челябинске, по адресу: ул. Цвиллинга д. 61 Уральского филиала ПАО "ТрансКонтейнер" (извещение N 31806983582) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "ТрансКонтейнер", утвержденным советом директоров ПАО "ТрансКонтейнер" 25.04.2018 (далее - Положение о закупках).
Согласно Извещению, Документации, Конкурс осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы (далее - ЕИС) и сайта ЭТП АО "ОТС", расположеного по адресу: https://otc.ru.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": https://otc.ru, регулируются Регламентом работы электронной площадки "OTC-TENDER" АО "ОТС", утвержденным Генеральным директором АО "ОТС" (приказом N 6 от 02.02.2018) (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, Документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 02.10.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - 20 120 063, 04 рубля;
Дата окончания подачи заявок - 23.10.2018;
Дата рассмотрения заявок - 26.10.2018;
Дата подведения итогов - 15.11.2018;
На участие в Конкурсе подано 3 заявки.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Оператором неправомерно установлено требование о приобретении и наличии лицензии "OTC-trade" для целей принятия участия в процедурах закупок;
Оператором неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Конкурсе на два рабочих дня, в связи с необходимостью приобретения безлимитной лицензии.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Оператор действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией, Регламентом.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Из довода Жалобы следует, что для подачи заявки на участие в процедурах закупок Оператором неправомерно установлено требование о приобретении и наличии безлимитной лицензии OTC-trade.
Часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках определяет, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8.8 Регламента, при подаче лицензиатом заявки на участие в закупке средствами ЭТП осуществляется проверка наличия действующей безлимитной лицензии, а также достаточности денежных средств для гарантийного обеспечения заявки.
Пунктом 8.9 Регламента установлено, что если у участника отсутствует действующая безлимитная лицензия, но на виртуальном счете лицензиата достаточно незаблокированных денежных средств, участнику необходимо сформировать заявку на покупку безлимитной лицензии.
В соответствии с пунктом 8.10 Регламента после покупки безлимитной лицензии и списания ее стоимости с виртуального счета участник может подать заявку на участие в закупке, если после покупки безлимитной лицензии на его виртуальном счете достаточно средств для обеспечения заявки. В момент подачи заявки на участие в закупке на виртуальном счете лицензиата осуществляется блокирование денежных средств в размере суммы средств гарантийного обеспечения заявки, определяемом исходя из значения гарантийного обеспечения (если размер гарантийного обеспечения установлен и на виртуальном счете достаточно денежных средств), заявка на участие в закупке считается поданной. В противном случае - заявка считается не поданной. Поданная заявка становится доступной для просмотра, рассмотрения и оценки организатором закупки.
Согласно пункту 1.1 лицензионного договора-оферты лицензиар обязуется по заявке предоставить лицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии право на использование следующего программного обеспечения: "OTC-Trade" с целью участия лицензиата в закупках товаров, работ, услуг в электронной форме на электронной площадке "OTC-TENDER".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил материалы и пояснил, что в соответствии с приложением N 1 к лицензионному договору-оферте безлимитная лицензия предоставляется на платной основе и для ее приобретения лицензиат обязан передать лицензиару денежные средства до момента подачи заявки на покупку лицензии в соответствии с соглашением о гарантийном обеспечении. Вместе с тем, учитывая, что Заявителем не была приобретена вышеуказанная лицензия, право использования функционала участника закупки Оператором Заявителю не предоставлялось.
Таким образом, в соответствии с пунктами 8.8 - 8.9 Регламента, приложением N 1 к лицензионному договору-оферте участнику необходимо приобрести безлимитную лицензию для участия в процедуре закупки до момента подачи заявки на участие в процедуре закупки.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не явился и не представил сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из довода Жалобы следует, что Оператором неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Конкурсе на два рабочих дня, необходимых для зачисления на личный счет денежных средств для приобретения безлимитной лицензии.
Согласно пункту 4.1 Соглашения о гарантийном обеспечении (далее - Соглашение) передача Оператору средств гарантийного обеспечения осуществляется путем перечисления денежных средств на счет Оператора по реквизитам, указанным в статье 6 Соглашения.
Пунктом 4.3 Соглашения установлено, что все денежные средства, перечисленные лицензиатом на счет Оператора, учитываются на виртуальном счете как свободные средства и зачисляются на виртуальный счет в соответствии с графиком, указанным в пункте 4.3 Соглашения.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил материалы и пояснил, что платежи, в том числе на приобретение безлимитной лицензии, зачисляются на виртуальный счет каждый рабочий день согласно графику, указанному в пункте 4.3 Соглашения, по факту поступления средств по банковским выпискам, в связи с чем Оператором не сокращен срок подачи заявок на участие в Конкурсе. Кроме того, согласно представленным Оператором снимкам экрана из личного кабинета Заявителя (скриншотам), Заявителем не предпринималось заблаговременных попыток (до окончания срока подачи заявок) приобретения безлимитной лицензии, в связи с чем Заявитель не смог подать заявку на участие в процедуре закупки.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не явился и не представил сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО ЧОП "Прайд" (ИНН: 7448037687; ОГРН: 1027402540516) б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "ОТС" (ИНН: 7708699893; ОГРН: 1097746252548) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов МСП N ОКэ-МСП-НКПЮУР-18-0007 на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов контейнерного терминала Челябинск-Грузовой, контейнерного терминала Магнитогорск-Грузовой, контейнерного терминала Курган, офиса в г. Челябинске, по адресу: ул. Цвиллинга д. 61 Уральского филиала ПАО "ТрансКонтейнер" (извещение N 31806983582) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 ноября 2018 г. N 223-ФЗ-824/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.11.2018