Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "СТЭМ" от 02.11.2018 N 2018-1254 на действия (бездействие) заказчика ООО "НК "Роснефть" - НТЦ", оператора электронной площадки ЗАО "ТЭК-Торг" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Система электрообогрева трубопроводов. Корректировка РД" (извещение N 31806670257), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "СТЭМ" (далее - Заявитель) от 02.11.2018 N 2018-1254 (вх. 180987-ЭП/18 от 02.11.2018) на действия (бездействие) заказчика ООО "НК "Роснефть" - НТЦ" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки ЗАО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Система электрообогрева трубопроводов. Корректировка РД" (извещение N 31806670257) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением компании о закупке товаров, работ, услуг N П2-08 Р-0019, утвержденным Решением Совета директоров ПАО "НК "Роснефть" 24 апреля 2018 г. (Протокол от 27.04.2018 N 16) (далее - Положение о закупке).
Согласно Извещению, Документации, Запрос предложений осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы (далее - ЕИС) и сайта ЭТП АО "ТЭК Торг", расположенного по адресу: www.rn.tektorg.ru
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": www.rn.tektorg.ru, регулируются Регламентом электронной торговой площадки АО "ТЭК Торг" в Секции "Закупочные процедруы ПАО "НК "Роснефть", утвержденного Советом директоров ЗАО "ТЭК-Торг" (протокол N 12 от 12.04.2017) (4-я редакция) (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках (в редакции от 31.12.2017) при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Запроса предложений, Документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 29.06.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - 31 399 251,68 рубль;
Дата окончания подачи заявок - 12.07.2018;
Дата рассмотрения заявок - 20.09.2018;
Дата подведения итогов - 24.09.2018;
На участие в Запросе предложений подано 7 заявок, допущено 3 заявки.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператор не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Запроса предложений, в результате чего у Заявителя 25.09.2018 отсутствовала возможность участия в переторжке.
Рассмотрев представленные материалы, изучив письменные пояснения представителя Заказчика и выслушав пояснения представителя Оператора, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 8.1.2 Регламента установлено: "Оператор обеспечивает непрерывность проведения Процедур, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения Процедур, а также равный доступ Организаторам/Участникам к Процедурам, проводимым на ЭТП, в зависимости от их роли".
В соответствии с протоколом закупочной комиссии от 20.09.2018 N 1175-18-ПИР(1В68)-15-1-2 Заказчиком принято решение о проведении заочной переторжки с использованием функционала Оператора. При этом срок окончания подачи документов на переторжку установлен 25.09.2018 в 17:30 (московское время).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил материалы и сообщил, что 25.09.2018 в период с 16:45 по 18:05 аппаратно-программным комплексом зафиксирован технический сбой на ЭТП, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность участия в переторжке, объявленной Заказчиком.
Таким образом, Оператором не обеспечена техническая возможность функционирования программных и технических средств сайта электронной площадки Оператора, в результате чего Заявитель 25.09.2018 не смог принять участие в процедуре переторжки.
Исходя из системного толкования Закона о закупках (в редакции от 31.12.2017), в том числе, статей 3, 4 Закона о закупках, ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг несет Заказчик.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в нарушении установленного Положением о закупке порядка проведения Запроса предложений, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТЭМ" (ИНН: 7806376330; ОГРН: 1079847129340) от 02.11.2018 N 2018-1254 на действия (бездействие) заказчика ООО "НК "Роснефть" - НТЦ" (ИНН: 2310095895; ОГРН: 1042305704352), оператора электронной площадки ЗАО "ТЭК-Торг" (ИНН: 7704824695; ОГРН: 1127747285368) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Система электрообогрева трубопроводов. Корректировка РД" (извещение N 31806670257) обоснованной.
2. Признать в действиях ООО "НК "Роснефть" - НТЦ" нарушения части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ООО "НК "Роснефть" - НТЦ", ЗАО "ТЭК-Торг" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 09.11.2018 N 223-ФЗ-825/18.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 ноября 2018 г. N 223-ФЗ-825/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.11.2018