Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии:
<...> лично,
от конкурсного управляющего Булатовой М.А.: <...> (доверенность от 21.11.2017 N 77 АВ 5796355),
от ООО "ГК "Кварта": <...>(доверенность от 17.08.2018 N б/н),
рассмотрев жалобу <...> (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - ООО "ГК "Кварта" (далее - Организатор торгов) при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества ЗАО "Группа компаний "Жилищный капитал" (сообщение N 2979705 лот N 7,8) (далее - Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в нарушении порядка Торгов в связи с нарушением сроков и порядка размещения информации о проведении Торгов.
Организатор торгов против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по спорным Торгам.
Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.09.2016 г. по делу N А41-46277/16 ЗАО "Группа компаний "Жилищный капитал" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначена Булатова М.А.
Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ, Официальный сайт) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р газета "Коммерсантъ" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.
В соответствии с сообщением дата публикации объявления о проведении Торгов в газете "Коммерсантъ" N 15 (6253) - 27.01.2018, дата публикации объявления о проведении Торгов в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве - 26.01.2018.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 110 Закона о банкротстве, продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном названным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
В соответствии с сообщением, размещенным на Официальном сайте Торгов, дата начала представление заявок на участие (первый период) - 29.01.2018 в 12:00, дата окончания представления заявок на участие (последний период) - 05.03.2018 в 12:00.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
Пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
По мнению Заявителя, публикация сообщения о возобновлении Торгов 25.08.2018 в то датой начала подачи заявок определено 27.08.2018 не соответствует требованиям пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве. Также сроки между публикацией сообщения и началом подачи предложений влечет ограничение конкуренции ввиду невозможности совершения необходимых действий (регистрация на электронной торговой площадке, получение электронной цифровой подписи, внесения задатка).
Кроме того, Заявитель в своей жалобе также ссылается на размещение на электронной торговой площадке "ВЭТП" информации о начале приема заявок на участие в Торгах 29.01.2018 в 12:00, в то время как публикация в газете "Коммерсантъ" дата начала приема заявок определена 27.08.2018 в 12:00.
В своих возражениях Организатор торгов указывает, что 27.01.2018 на Официальной сайте было опубликовано сообщение о проведении Торгов в форме публичного предложения, где началом срока приема заявок определено 29.01.2018. Однако Определением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2018 по делу А41-46277/16 были приняты обеспечительные меры в виде запрета проведения Торгов ООО "ГК "Кварта" до рассмотрения заявления ПАО "Промсвязьбанк" о разногласиях по Положению о торгах и вступления судебного акта в силу.
На основании указанного судебного акта 29.01.2018 Организатором торгов на Официальном сайте, а также на электронной торговой площадке "ВЭТП" было опубликовано сообщение о приостановлении Торгов.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.08.2018 по делу А41-46277/16 ранее наложенные обеспечительные меры были отменены.
25.08.2018 в газете "Коммерсантъ" N 153 (6391) Организатором торгов опубликовано сообщение о возобновлении Торгов. Аналогичное сообщение опубликовано в ЕФРБ и на сайте электронной торговой площадки "ВЭТП". В соответствии с указанным сообщением датой начала подачи предложений является 27.08.2018 (первый период), датой окончания подачи предложений - 01.10.2018 (последний период).
Таким образом, дата начала предоставления заявок на участие указана в соответствии с требованиями закона. Далее Торги были приостановлены, а не отменены, и после снятия обеспечительных мер они могли возобновиться в любой момент.
Комиссия оценивает заявленный довод жалобы как несостоятельный ввиду того, что в соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.07.2017 N 306-КГ17-8041, положение законодательства о необходимости публикации сообщения о продаже имущества должника не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов, не применяется к продаже имущества должника посредством публичного предложения. В продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения, в противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов.
Также не может быть учтена позиция Верховного суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 05.06.2018 N 306-ЭС18-5896, ссылки на которое привел Заявитель, поскольку из них не следует, что суд в рамках названного дела сделал безусловные выводы о том, что публикация информации о торгах с нарушением срока, установленного пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве, является ограничением конкуренции и влечёт недействительность торгов, поскольку суд исходил из конкретных обстоятельств дела.
Так, в указанном случае согласно Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 12.03.2018 N Ф06-29049/2017 сведения о проведении торгов были опубликованы в ЕФРСБ 07.07.2018, а итоги торгов были подведены уже 17.07.2018, то есть спустя 10 дней.
В рассматриваемом Комиссией случае Торги были приостановлены на первом этапе 29.01.2018 на срок до 16.08.2018, извещение о возобновлении Торгов было опубликовано 25.08.2018, а итоги Торгов были подведены 26.09.2018. То есть имущество на Торгах было реализовано спустя месяц после опубликования извещения о возобновлении Торгов, что, при наличии соответствующих намерений, позволяло Заявителю принять участие в процедуре.
Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.
В соответствии с протоколом об определении участников Торгов по лоту N 7 от 26.09.2018 N 1078-ОТПП/1/7 в Торгах приняли участие девять участников, в соответствии с протоколом об определении участников Торгов по лоту N 8 от 26.09.2018 N 1078-ОТПП/1/7 - семь участников.
При рассмотрении дела по существу Заявителем не доказан факт нарушения Организатором торгов его законных прав и интересов ввиду того, что не представлено доказательств, подтверждающих намерения Заявителя принять участие в Торгах, невозможности подачи им заявки на участие в Торгах. Также не установлено обстоятельств, способствующих ограничению конкуренции.
Таким образом, Комиссия, с учетом фактических обстоятельств дела, изучив представленные документы и доказательства, приходит к выводу об отсутствии со стороны Организатора торгов нарушений сроков публикации сообщения и обстоятельств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, в связи с чем данный довод жалобы признается необоснованным.
Заявителем также обжалуются действия Организатора торгов, выразившиеся в том, что сообщения о проведении Торгов в ЕФРСБ и газете "Коммерсантъ" не являются идентичными, в том числе все публикации в газете "Коммерсантъ" содержат отсылку к данным, размешенным в ЕФРСБ, и не содержат сведения о реализуемом имуществе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона о банкротстве Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных положениями Закона о банкротстве.
Как следует из возражений Организатора торгов, публикация сведения в ЕФРСБ и газете "Коммерсантъ" не может быть идентичной в силу особенностей оформления соответствующий публикаций: в газете информация представлена в виде текстового сообщения, в ЕФРСБ структурированной форме с использованием таблицы. При этом, как отмечает представитель Организатора торгов, оспариваемые публикации являются идентичными в части наименования лотов, их стоимости, сроков проведения Торгов, перечисления задатков и прочего. Указанные публикации содержат всю необходимую информацию о реализации имущества.
Представители Организатора торгов и конкурсного управляющего подтвердили, что публикация от 25.08.2018 носит отсылочный характер к информации, содержащейся в ЕФРСБ, так как нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность Организатора торгов публиковать исходную информацию при возобновлении процедуры Торгов. Кроме того, публикация в газете "Коммерсантъ" производится на возмездной основе и дублирование сведений о реализуемом имуществе, которые уже содержатся в ранее опубликованных сообщениях, привело бы к значительным расходам для должника и уменьшению конкурсной массы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о недоказанности данного довода жалобы и признает его необоснованным.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.
Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 12.10.2018 N ИГ/49125/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 октября 2018 г. N 1-00-1819/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.11.2018