Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
в присутствии представителей ФГБУ "Центр оценки качества зерна" - <...> (доверенность от 15.10.2018 N 347), <...> (доверенность от 15.10.2018 N 348),
в отсутствие представителей ООО "Южный дом" (извещены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 11.10.2018 N ИГ/48912/18),
рассмотрев жалобу ООО "Южный дом" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - ФГБУ "Центр оценки качества зерна" (далее также - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку пестицидов (реестровый N 31806925716) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в установлении в Аукционной документации требований, влекущих ограничение конкуренции.
Представители Заказчика против удовлетворения жалобы возражали, представили испрашиваемые документы по спорному Аукциону.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату опубликования Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС - 10.02.2015.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017
N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ):
1) положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года;
2) положения о закупке, которые не соответствуют Закону о закупках
(в редакции Закона N 505-ФЗ), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе;
3) закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании изложенного, согласно совместному письму Минфина России N 24-04-06/44451 и ФАС России N АД/48543/18 от 27.06.2018, учитывая положения части 3 статьи 4 Закона N 505-ФЗ, предусматривающие возможность приведения положения о закупке в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ в редакции Закона N 505-ФЗ до 1 января 2019 года, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом N 223-ФЗ в редакции Закона N 505-ФЗ.
14.09.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой договора 6 800 000,00 руб.
В соответствии с указанным извещением датой окончания приема заявок определено 08.10.2018, дата рассмотрения заявок - 10.10.2018, дата подведения итогов - 12.10.2018.
Согласно доводам Заявителя характеристики пестицидов, установленные Заказчиком, соответствуют единственному производителю - ООО "Агро Эксперт Групп" - товару "Фумистат ТАБ 560г/кг", что влечет ограничение конкуренции среди участников Аукциона.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 3.2.2 Положения о закупках установлено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров (работ, услуг) потребностям Заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1.3 раздела 2 Информационной карты Аукционной документации указанные требования содержатся в разделе 4 "Техническое задание" Аукционной документации (далее - Техническое задание).
В Техническом задании Заказчиком установлено, что предлагаемый к поставке товар должен иметь нормы расхода, область применения, сферу применения и спектр действия препарата как указано в Таблице N1, а именно:
Норма применения препарата |
Культура, обрабатываемый объект |
Вредный объект |
5 г/м3 |
Незагруженные зернохранилища |
Насекомые-вредители запасов (кроме клещей) |
Хлебные клещи | ||
9 г/т |
Зерно продовольственное, семенное, фуражное насыпью в складах, в силосах элеваторов и затаренное в мешки под пленкой |
Насекомые-вредители запасов (кроме клещей) |
Хлебные клещи | ||
2,4 г/м3 |
Зерно злаковых культур, тапиока и шроты в трюмах судов балкерного типа и танкерах |
Насекомые-вредители запасов (кроме клещей) |
9 г/т |
Зерно продовольственное, семенное, фуражное насыпью в вагонах - зерновозах в пути следования |
Насекомые-вредители запасов |
Хлебные клещи | ||
6 г/м3 |
Мука и крупа в складах или под пленкой
|
Насекомые-вредители запасов (кроме клещей) |
Зерноперерабатывающие предприятия |
Хлебные клещи |
|
5 г/м3 |
Сухие овощи в складах или под пленкой |
Насекомые-вредители запасов (кроме клещей) |
Хлебные клещи |
На заседании Комиссии представителями Заказчика была представлена сравнительная таблица пестицидов для обработки зерновых культур, согласно которой пестицид "Фумифаст" имеет наиболее широкий спектр применения для обработки.
Таким образом, исходя из требований к видам обрабатываемых культур, установленным в Техническом задании, иные пестициды не предназначены для обработки всех необходимых объектов, что не соответствует потребностям Заказчика.
В письменных возражениях Заказчик также пояснил, что продукция ООО "Агро Эксперт Групп" находится в свободной продаже, что не препятствует участникам Аукциона приобрести необходимый к поставке товар. Данный факт подтверждается двумя поданными заявками, в которых участники предложили пестицид "Фумифаст".
При этом право Заказчика на указание конкретных характеристик, в случае отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описания характеристик и требований к закупаемым товарам, установлено подпунктом 3 пункта 3.2.5 Положения о закупках.
Кроме того, представители Заказчика отметили, что в Техническом задании отсутствует указание на конкретную товарную марку или производителя, а содержатся лишь характеристики, что дает возможность потенциальным участникам Аукциона предложить к поставке аналог при условии его регистрации в государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, опровергающих вышеизложенное, не представил.
На основании изложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, оценивая представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения Закона о закупках и признает жалобу необоснованной.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Южный дом" (ОГРН: 1052600578106; ИНН: 2615004860) на действия ФГБУ "Центр оценки качества зерна" (ОГРН: 1037739548032; ИНН: 7729133509) при проведении Аукциона необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 11.10.2018 N ИГ/48912/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 октября 2018 г. N 1-00-1810/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.11.2018