Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
"_" - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;
"_" - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
"_" - члена Комиссии, ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
в присутствии:
заявителя - представителя Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации Администрации г. Оренбурга Чураевой О.Ф. (доверенность N12 от 03.09.2018),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - представителя ИП "_" "_" (доверенность от 12.07.2018),
рассмотрев дело N07-17-27/2018, возбужденное в отношении ИП "_" по признакам нарушения п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выраженного в распространении рекламы на конструкции с использованием иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации,
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступило обращение Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации Администрации г. Оренбурга (вх. N 5839 от 07.08.2018 г.) (далее - заявитель) на действия индивидуального предпринимателя "_" ".."(далее - ответчик, ИП "_") по признакам нарушения п.1 ч.5 ст.5 Закона о рекламе.
Из содержания обращения следует, что Управлением по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации была проведена проверка наружных конструкций, в результате которой по адресу г. Оренбург, Загородное шоссе, д.38/2 выявлена конструкция с текстом: "The original Hungry BULL American caf\x{00e9}. American dinner lunch 199RUB", принадлежащая кафе "Hungry Bull".
Оренбургским УФАС России был сделан запрос ИП "_" о предоставлении информации, в том числе перевода на русский язык вышеуказанных сведений.
Согласно ответу ИП "_" (вх.N6410 от 29.08.2018 г.) на указанной конструкции содержится следующая информация "Оригинальное американское кафе "Голодный бык". Американский обед 199 рублей".
Анализ представленных материалов и действующего законодательства показал следующее.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке в Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном языке в Российской Федерации" указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.
Оренбургским УФАС России установлено, что рекламная информация, распространяемая посредством наружной конструкции по адресу г. Оренбург, ул. Салмышская, д.29Б, не содержит перевода на русский язык используемых в ней выражений.
Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Вместе с тем образовательные программы предоставляют гражданам возможность изучать широкий спектр иностранных языков. Уровень освоения иностранного языка обучающимися обусловливается их индивидуальными способностями, мотивацией к овладению языком, качеством преподавания, практикой использования и т.д. и может существенным образом различаться у обучающихся.
Таким образом, Оренбургское УФАС России приходит к выводу, что отсутствие перевода иностранных слов на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламного сообщения выступают все граждане, следовательно, для них информация будет искаженной.
Усмотрев признаки нарушения требований п.1 ч.5 ст.5 Закона о рекламе по рассмотрению обращения и после проведения правового анализа, председателем Комиссии возбуждено дело в отношении ИП "_" по признакам нарушения требований законодательства РФ о рекламе N 07-17-27/2018 и назначено к рассмотрению на "20" сентября 2018 года в 12 часов 00 минут.
В материалы дела N 07-17-27/2018 поступили запрашиваемые документы и письменные пояснения ИП "_"
20.09.2018 Комиссией Оренбургского УФАС России были проанализированы документы, представленные ИП "_" (вх.N6410 от 29.08.2018 г.).
Согласно письменным пояснениям ИП "_." (вх.N6410 от 29.08.2018 г.) рекламная конструкция кафе "Hungry Bull", размещенная по адресу г. Оренбург, Загородное шоссе, д.38/2, самостоятельно ей не устанавливалась. Конструкция была передана предыдущим арендатором.
В соответствии с Договором аренды от 01.06.2018 года ИП "_" приняла в аренду помещение площадью 300 кв. м. по адресу г. Оренбург, Загородное шоссе, д.38/2, пом. 2 от ИП "_" и ИП "_". В данном помещение располагается кафе "Hungry Bull".
В письменных пояснениях указано, что ИП "_" рекламная конструкция кафе "Hungry Bull", размещенная по адресу г. Оренбург, Загородное шоссе, д.38/2, демонтирована 20.08.2018 года, однако доказательств, подтверждающих данный факт, в антимонопольный орган не представлено.
В соответствии с п. 34 Постановления Правительства N508 от 17 августа 2006 г. "Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела N07-17-27/2018 дело было отложено на 11.10.2018 на 11 часов 00 минут. У индивидуального предпринимателя "_" запрошены ряд документов и дополнительные письменные пояснения.
11.10.2018 представитель ИП "_" пояснила, что ранее индивидуальным предпринимателем было приобретено оборудование от предыдущего собственника кафе "Hungry Bull", о чем свидетельствует договор купли-продажи от 01.06.2018 г. о приемке оборудования, заключенный между ИП "_" и ИП "_" (далее - Договор).
В соответствии с приложением к Договору, рассматриваемая рекламная конструкция в собственность ИП "_" не переходила.
Определением об отложении дела N07-17-27/2018 дело было отложено и назначено к рассмотрению на 29.10.2018 на 11 часов 00 минут.
ИП "_" необходимо было представить в антимонопольный орган: договор о передаче ИП "_" кафе "Hungry Bull" вместе с коммерческим обозначением в собственность ИП "_"; документа, подтверждающего принадлежность кафе "Hungry Bull" ИП "_" до 01.06.2018 года; письма в адрес Управления по наружной рекламы и объектов наружной информации Администрации г. Оренбурга, подтверждающего исполнение предписания о демонтаже рассматриваемой рекламной конструкции.
29.10.2018 на заседании Комиссии представитель заявителя пояснила, что в ходе проверки были выявлены конструкции, размещенные по адресу Загородное шоссе, д.38/2, г. Оренбург и принадлежащие ИП "_", среди которых была конструкция, содержащая следующую рекламную информацию: "The original Hungry BULL American caf\x{00e9}. American dinner lunch 199RUB".
В связи с тем, что данная рекламная конструкция размещалась без разрешительных документов Управлением по наружной рекламе и объектов наружной информации Администрации г. Оренбурга ИП "_" было выдано предписание о демонтаже рекламной конструкции.
Представитель заявителя уточнила, что в ходе проверки установлен факт демонтажа указанной конструкции, однако в Управление по наружной рекламе и объектов наружной информации Администрации г. Оренбурга документов, подтверждающих исполнение предписания, не поступало.
В антимонопольный орган от ИП "_" поступили скриншоты страницы "Hungry Bull", зарегистрированной в социальной сети Вконтакте.
Представитель ответчика пояснила, что данный факт свидетельствует о принадлежности кафе "Hungry Bull" ИП "_", так как записи на странице размещались с 03.10.2017. В графе "Контакты" указан пользователь "_" - супруга ИП "_"
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии "_" указала, что рекламируемые на конструкции товары, а именно обед за 199 рублей, не реализуются в кафе (в материалы дела приложено копия меню кафе "Hungry Bull". По словам "_", это подтверждает факт того, что ИП "_" не является рекламодателем рассматриваемой конструкции. Представитель ИП "_" пояснила, что перечень блюд, предлагаемый в меню кафе, является исчерпывающим.
Оренбургским УФАС России установлено, рекламная информация, размещенная на конструкции, не содержит перевода фразы "American dinner lunch 199RUB" на русский язык, что не позволяет потребителям в полной мере уяснить смысл преподносимой информации. Таким образом, при восприятии рекламы потребителем не может в точности определить ее суть, в связи с чем, однозначно определить какой товар рекламировался на рассматриваемой конструкции невозможно.
Согласно представленным документам ИП "_" (вх.N8105 от 26.10.2018) в адрес ИП "_" было направлено письмо с просьбой демонтажа рассматриваемой конструкции.
Из пояснения представителя ответчика следует, что ИП "_" рекламная конструкция не демонтирована, ответного письма ИП "..." не получала.
Кроме того, "_" пояснила, что ИП "_" не предпринимала действий по направлению заявлений в соответствующие органы для решения вопроса о демонтаже рекламной конструкции, а также об установлении собственника указанной конструкции.
Исходя из содержания части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных п.1 ч.5 ст.5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (статья 3 Закона о рекламе).
Исходя из предоставленных в антимонопольный орган документов и письменных пояснений рекламная конструкция "The original Hungry BULL American caf\x{00e9}. American dinner lunch 199RUB" принадлежит кафе "Hungry Bull".
В ходе заседания Комиссии установлено, что на момент поступления заявления, а также проведения проверки Управлением по наружной рекламе и объектов наружной информации Администрации г. Оренбурга кафе "Hungry Bull" принадлежало ИП "_"
ИП "_" указанная конструкция была передана предыдущим арендатором, в связи с чем, индивидуальный предприниматель знала о наличии данной рекламной конструкции. Кроме того, рекламная конструкция размещалась на въезде в кафе "Hungry Bull" и выделалась среди объектов, расположенных на въезде на данную территорию.
Рассматриваемая на конструкции информация способна воздействовать на сознание потребителя и подтолкнуть его к выбору соответствующего товара именно в указанном кафе.
Рекламная конструкция "The original Hungry BULL American caf\x{00e9}. American dinner lunch 199RUB" привлекала внимание потребителей, в связи с чем, ИП "_" пользовалась размещенной рекламной конструкции.
Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы следует считать - ИП "_" (ИНН 560904663645, ОГРНИП 311565828000224; юридический адрес: ул. ул. Отрадная, д.49. пос. Ростоши, г. Оренбург, 460008).
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС приходит к выводу, что при распространении рекламы ИП "_" были нарушены требования п.1 ч.5 ст.5 Закона о рекламе.
В материалы дела N07-17-27/2018 приложены доказательства того, что рекламная конструкция с текстом "The original Hungry BULL American caf\x{00e9}. American dinner lunch 199RUB" демонтирована и не распространяется по адресу г. Оренбург, Загородное шоссе д.38/2.
Руководствуясь пунктом 1 частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года N 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу кафе "Hungry Bull", распространяемую по адресу г. Оренбург, ул. Загородное шоссе, д.38/2, ненадлежащей, поскольку нарушает требования пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3.Передать материалы дела N 07-17-27/2018 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 9 ноября 2018 г. N 07-17-27/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.11.2018