Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К <_> - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<_> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N75-ФАС22-Р/10-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в газете "Алтай Вестник" N 15 (275) от 28.08.2018 г. ненадлежащей рекламы финансовой услуги (кредит), в которой усматриваются признаки нарушения п.2 ч.2 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя - ИП Шелехова (ИНН 701900669966),
в отсутствие заявителя,
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508 (далее-Правила рассмотрения антимонопольным органом дел), рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламодатель - ИП Шелехов <_> на рассмотрение дела не явился (о месте и времени рассмотрения дела извещен). В адрес антимонопольного органа поступило ходатайство от ИП Шелехова <_> о рассмотрении дела в его отсутствие (вхд. N1813058 от 29.10.2018 г.).
Заявитель на рассмотрение дела не явился (о месте и времени рассмотрения дела извещен).
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП Шелехова <_> и заявителя.
30 октября 2018 г. Комиссия, рассмотрев материалы дела, доводы сторон и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
04 сентября 2018 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление (вхд. N1810623) о распространении в газете "Алтай Вестник" N 15 (275) от 28.08.2018 г. ненадлежащей рекламы следующего содержания: "БЫТОВАЯ ТЕХНИКА & электроника Бытовая техника & электроника ЭЛ МАРТ ежедневно низкие цены с 17 августа по 30 сентября ПРОДЛЕВАЕМ ЛЕТО 0р. ПЕРВЫЙ ВЗНОС 0% ПЕРЕПЛАТ 24 МЕСЯЦА Благовещенка, ул. Пушкина, 102, т. 8 (385-64) 2-12-15 "рекламная акция "0-0-24" - это возможность оформить кредитный продукт, предоставляемый банками партнерами. Кредит предоставляется банком-партнером: ОАО "ОТП БАНК" генеральная лицензия N2766 от 27 ноября 2014 г. акция действует с 17.08.2018 по 30.09.2018 г. в сети магазинов "ЭЛМАРТ". Подробности покупки в кредит уточняйте у кредитных специалистов в магазинах", в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
03 октября 2018 г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу N75-ФАС22-Р/10-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ИП Шелехова <_>
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", является публичной, формирует интерес неопределенного круга лиц к магазину бытовой техники и электроники "ЭЛ МАРТ", а также к оказываемой в магазине финансовой услуге при покупке товаров - кредит.
Статьей 28 Федерального закона "О рекламе" установлены специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Из информации, представленной на запрос антимонопольного органа АО "ОТП Банк" (вхд. "1811816 от 01.10.2018 г.), установлено, что рекламируемая финансовая услуга (кредит): "Акция 0-0-24" предоставляется на следующих условиях:
- первоначальный взнос в оплату товара:0%-30%;
-срок кредита (мес): 12-24;
-процентная ставка (годовых): 16,1%-43,70%";
-минимальная сумма кредита: 2000;
-максимальная сумма кредита: 300 000.
При этом, размер процентной ставки определяется на этапе автоматической скоринг-процедуры в программном модуле и устанавливается в зависимости от первоначального взноса и срока кредита.
Рассматриваемая рекламная информация содержит условие: "Акция 0-0-24".
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе содержатся не все условия, которые определяют полную стоимость кредита и влияют на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно: срок кредита, проценты первоначального взноса, минимальная и максимальная сумма кредита, процентная ставка (годовых).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, отсутствие сведений о всех условиях выдачи кредита, а также условиях, определяющих полную стоимость кредита, при указании в рекламе части условий, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
На основании изложенного, отсутствие в рассматриваемой рекламе финансовой услуги (кредит), предоставляемой в магазине бытовой техники и электроники "ЭЛ МАРТ", сведений о всех условиях выдачи кредита, противоречит требованиям п.2 ч.2 ст.28 и ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из документов и материалов, представленных в адрес антимонопольного органа учредителем и главным редактором газеты "Алтай-Вестник" (ИП) Шаповаловым <_> (вхд. N1811224 от 18.09.2018 г.), установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Шелехов <_>
На определение о возбуждении дела N75-ФАС22-Р/10-18 ИП Шелехов <_> (вхд. N1813058 от 29.10.2018 г.) пояснил, что рекламная акция "0-0-24" была разовой и в настоящий момент не осуществляется. На основании договора, заключенного между ИП Шелеховым <_> и ПАО "ОТП - Банк", покупатели могут приобрести товары в кредит в магазинах "Элмарт" по акции "0-0-24", в соответствии с которой покупатель вправе приобрести товар без первоначального взноса - это первый ноль, без предоплаты по процентам - это второй ноль, оплата товара растягивается на срок до 24 месяцев. Организатор акции предоставляет покупателям скидку с цены товара, приобретаемого в кредит, в итоге у покупателя переплаты за товар в размере процентов за пользование кредитом не возникает и фактически выплаченная сумма за товар не превышает его первоначальной стоимости при условии, что кредит предоставляется только на товар, дополнительные услуги банка не приобретаются. Данная информация была доведена до сведения покупателей в рекламе. На иных условиях отличных от акции "0-0-24" магазины товар в рамках рекламируемой акции не продают. Не в рамках акции покупатель вправе купить товар и на иных условиях, предусмотренных договором между ИП Шелеховым<_> и ПАО "ОТП-Банк", но эти условия не рекламируются и покупатель может ими воспользоваться за рамками акции в индивидуальном порядке. ПАО "ОТП-Банк" предоставляет ряд кредитных продуктов, одним из которых является "0-0-24", что подтверждается материалами дела. ИП Шелехов <_> рекламирует только один из этих рекламных продуктов, а именно "0-0-24" и продает товар только на указанных в рекламе условиях, то есть по акции "0-0-24". Покупатель не может купить товар на условиях, например, с рассрочкой в 12 месяцев, либо с первоначальным взносом до 30%, на этих условиях товар не будет продан в рамках акции. На основании изложенного, ИП Шелехов <_> считает, что в рассматриваемой рекламе был указан один из банковских продуктов, на условиях которых может быть продан товар. Продавец не скрывал, не вуалировал кредитную природу рекламной акции, и открыто заявил, что предлагает приобрести товар в кредит, в связи с чем в рассматриваемой рекламе нарушение отсутствует.
Комиссия отклоняет доводы ответчика о том, что в рассматриваемой рекламе ИП Шелехов <_> рекламирует один из продуктов ПАО "ОТП-Банк" "Акция 0-0-24", в рамках которого товар продается только на указанных в рекламе условиях 0-0-24, и покупатель не может купить товар на иных условиях (например, с рассрочкой в 12 месяцев, либо с первоначальным взносом до 30%, так как на этих условиях товар не будет продан в рамках рекламируемой акции), в связи с непредставлением ИП Шелеховым <_> подтверждающих документов и материалов.
Согласно информации, представленной АО "ОТП-Банк", Комиссией установлено, что "Акция 0-0-24" является единым продуктом, который предоставляется на следующих условиях: первоначальный взнос в оплату товара:0%-30%; срок кредита (мес): 12-24; процентная ставка (годовых): 16,1%-43,70%"; минимальная сумма кредита: 2000; максимальная сумма кредита: 300 000.
Кроме того, довод заявителя о том, что до покупателей в рекламе доведена информация о том, что "организатор акции предоставляет покупателям скидку с цены товара, приобретаемого в кредит, в итоге у покупателя переплаты за товар в размере процентов за пользование кредитом не возникает и фактически выплаченная сумма за товар не превышает его первоначальной стоимости при условии, что кредит предоставляется только на товар, дополнительные услуги банка не приобретаются", Комиссией не нашел своего подтверждения, так как в рассматриваемой рекламе указанная информация отсутствует.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ИП Шелеховым <_> ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", что выражается в ненадлежащем размещении рекламы финансовых услуг (кредит).
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу финансовой услуги (кредит) "Акция 0-0-24", размещенную и распространенную ИП Шелеховым <_> в газете "Алтай Вестник" N 15 (275) от 28.08.2018 г., ненадлежащей.
2.Признать ИП Шелехова <_> нарушившим требования ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
3.Выдать ИП Шелехову <_> предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ИП Шелехова <_> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: К<_>
Члены Комиссии: Б<_>
К<_>
Дело N 75-ФАС22-Р/10-18
ПРЕДПИСАНИЕ N 73
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
01 ноября 2018 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
К<_> - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<_> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 01 ноября 2018 г. по делу N 75-ФАС22-Р/10-18 о признании ненадлежащей рекламы финансовой услуги (кредит) "Акция 0-0-24" ИП Шелехова <_> , размещенной и распространенной в газете "Алтай Вестник" N 15 (275) от 28.08.2018 г., поскольку при ее распространении и размещении нарушены требования ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Шелехову <_> в двадцатидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить любым способом размещение и распространение, ненадлежащей рекламы финансовых услуг "Акция 0-0-24", по которой вынесено решение, поскольку при ее распространении нарушены требования ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. ИП Шелехову <_> представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 ноября 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К<_>
Члены Комиссии: Б<_>
К<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 1 ноября 2018 г. N 75-ФАС22-Р/10-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.11.2018