Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия ООО "ППТК" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, реестровый номер закупки 31807006577.
Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
В жалобе общество указывает на неправомерность действий заказчика по созданию условий, которые привели к ограничению конкуренции, а именно создание условий, при которых невозможно было стать участником закупки.
16.11.2017 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
Как следует из материалов дела, 09.10.2018 заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме.
В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны в том числе сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с п. 9.2.6 Положения заказчика о закупках, извещение о проведении открытого запроса предложений должно содержать срок, место и порядок предоставления документации о запросе предложений, единая информационная система, в которой размещена документация о запросе предложений, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление копии документации о запросе предложений в печатном виде, если такая плата установлена, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа.
В соответствии с извещением о проведении закупки от 09.10.2018 заказчиком была установлена дата окончания подачи заявок - 19.10.2018 до 10:00.
Вместе с тем, в последний день окончания подачи заявок на участие в торгах, заказчиком были внесены изменения извещение о проведении закупки, а именно в сроки окончания подачи заявок и дачи разъяснений положений документации.
Так, заказчиком были внесены следующие изменения:
- 19.10.2018 в 08:48 в ЕИС заказчиком опубликованы изменения в извещение, в соответствии с которыми срок подачи заявок был продлен до 10:00 23.10.2018.
- 19.10.2018 в 12:40 в ЕИС были опубликованы изменения в извещение, установлен иной срок подачи заявок до 10:00 22.10.2018.
- 19.10.2018 в 15:09 вновь были опубликованы изменения в извещение в части срока подачи заявок до 16:00 19.10.2018.
Таки образом, заказчик в последний день окончания срока на подачу заявок на участие в закупке, три раза изменял срок окончания подачи заявок на участие в закупке. Также в соответствии с названными изменениями менялись сроки на подачу запросов о даче разъяснений положений документации запроса предложений.
В связи с чем, заявитель указывает, что разъяснения положений документации по запросу общества были опубликованы заказчиком в единой информационной системе закупок в 15:09 19.10.2018, за 1 час до окончания срока подачи заявок в соответствии с последними изменениями заказчика в извещение о проведении закупки, что не позволило обществу сформировать заявку на участие в запросе предложений с учетом полученных от заказчика разъяснений.
В соответствии с п. 2.12.5 документации, в случае размещения изменений (согласно п. 2.12.4) в день окончания приема заявок либо в день предшествующий дню окончания приема заявок, срок подачи заявок, указанный в Извещении о проведении закупки (п.19) продлевается не менее чем на 1 (один) рабочий день.
Однако как следует из материалов дела и не оспаривается заказчиком, срок на подачу заявки на участие в закупке им не продлевался. В обоснование правомерности собственных действий, заказчик указывает, что изменение сроков окончания подачи заявок не могут оцениваться в качестве изменений, поскольку последним изменением в извещение о проведении закупки сроки окончания подачи заявок на участие в торгах были возвращены в первоначальное положение, что, по мнению заказчика, не свидетельствует о применимости требования п. 2.12.5 документации.
Комиссия Управления не может согласиться с названных подходом заказчика, поскольку изменение сроков окончания подач заявок и даты окончания срока предоставления разъяснений является изменением по отношению к последней действующей редакции документации. В связи с чем, участники закупки, ознакомившись с первыми изменениями в извещение о проведении закупки правомерно рассчитывали на продление сроков подачи заявки на участие в торгах до 23.10.2018. Таким образом, все последующие корректировки сроков окончания подачи заявок заказчиком ввели участников в заблуждение относительно действительных сроков подачи заявок на участие в конкурентной процедуре. К тому же, следует учесть, что разъяснения документации, данные заказчиком за один час окончания срока на подачу заявок, не может свидетельствовать о соблюдении заказчиком прав и законных интересов участников запроса предложений.
В соответствии с п. 2.11.4 документации, разъяснения положений документации размещаются организатором в Единой информационной системе и на ЭТП в течение 3 (трех) рабочих дней со дня предоставления указанных разъяснений, но не позднее 1 (одного) рабочего дня до даты окончания приема заявок.
Учитывая, что разъяснения были даны заказчиком 19.10.2018 (пятница), то срок окончания подачи заявок на участие в запросе предложений должен быть установлен с учетом п. 2.11.4 документации не менее чем до 23.10.2018.
Московское УФАС России отмечает, что запрос о даче разъяснений положений документации является способом получения потенциальными участниками закупки информации о положениях, которые ему, возможно, не ясны. В связи с чем, сроки, предусмотренные п. 2.11.4 документации, являются обеспечительными и направлены на предоставление лицу, подавшему соответствующий запрос, сформировать заявку на участие в закупке с учетом разъяснений, полученных от заказчика.
Потенциальные участники закупки в рассматриваемых правоотношениях должны располагать повышенными гарантиями реализации своих прав и не должны претерпевать негативные последствия в результате действий заказчика.
В связи с чем, Комиссия Управления полагает, что Заказчик, действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех участников торгов должен способствовать обеспечению прав и законных интересов потенциальных участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившегося в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки, п. 2.12.5 документации ввиду непродления срока окончания подачи заявок на участие в закупке.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу "КМ Инженерные Системы" (ИНН: 7839075842; ОГРН: 318505300037005) на действия ООО "ППТК" (ИНН: 7733667750) при проведении закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2.12.5 документации о запросе предложений.
Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 ноября 2018 г. N 1-00-1934/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.11.2018