Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев в жалобы ООО "ЧОП "Фактум Секьюрити" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - ПАО "ОАК" (далее также - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг (Демоцентр), оказание охранных услуг (г. Жуковский) (реестровый N 31806991503, далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом использования Заказчиком Положения о закупках в редакции от 15.01.2018 к рассматриваемым правоотношениям применяется редакция Закона о закупках, действовавшая до 01.07.2018.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупочной деятельности ПАО "ОАК" (далее - Положение о закупках).
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось:
- в неправомерном отклонении заявки ООО "ЧОП "Фактум Секьюрити" от участи в Закупке;
- в нарушении порядка размещения протоколов;
- в неправомерном продлении срока окончания подачи заявок на участие в Закупке;
- в неверном определении способа закупки;
- в неустановлении в Закупочной документации требования к участникам о декларировании своей принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Комиссия, заслушав возражения Заказчика, оценив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимной связи, установила следующее.
Согласно протоколу очного заседания Комиссии по закупкам ПАО "ОАК" по рассмотрению заявок и проведению итогов Закупки от 25.10.2018 N 557/239/07 (далее - Итоговый протокол) заявка Общества отклонена от участия в Закупке по причине не представления выписки из штатного расписания и копий договоров аренды/свидетельства о праве собственности помещений.
Согласно пункту 3.7.1 Закупочной документации участник должен подготовить заявку на участие в Закупке, состоящую в том числе из документов, указанных в пункте 10 раздела 4 "Информационный паспорт" Закупочной документации (далее - Информационная карта).
В соответствии с пунктом подпунктами 2, 4 пункта 10 Информационной карты участнику в составе заявки необходимо представить в том числе выписку из штатного расписания, правоустанавливающие и правоподтверждающие документы (в том числе копии договоров арены/свидетельства о праве собственности).
Пунктом 3.11.10 Закупочной документации установлено, что Закупочная комиссия вправе отклонить Заявку на участие в Закупке в случае отсутствия в составе заявки на участие в Закупке документов, установленных подпунктом 3.7.1.1, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике Закупки или
о предмете Закупки.
Изучив представленную заявку Общества, Комиссия не установила в ней наличие установленных подпунктами 2, 4 пункта 10 Информационной карты штатного расписания и копий договоров аренды/свидетельства о праве собственности.
При этом представитель Заявителя указал, что непредставление данных документов является несущественным, так как не влияют на условия, предлагаемые участниками Закупки, и Закупочная комиссия вправе не принимать допущенные недочеты во внимание.
Однако указанный довод является несостоятельным, поскольку данные требования Закупочной документации являются обязательными и предъявляются ко всем участникам Закупки.
Таким образом, заявка Общества не соответствовала требованиям Закупочной документации и в силу пункта 3.11.10 Закупочной документации подлежала отклонению.
Довод Заявителя о том, что Заказчик обязан был в данном случае запросить у Общества недостающие документы в соответствии с Закупочной документацией подлежит Комиссией отклонению, поскольку в силу пункта 3.11.4 Закупочной документации указанное является правом Заказчика, а не обязанностью.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика по отклонению заявки Общества нарушения действующего законодательства и признает довод жалобы необоснованным.
В своей жалобе Заявитель также указывает на нарушение Заказчиком порядка размещения протоколов в части не указания состава Закупочной комиссии и отсутствии их подписей, размещения Итогового протокола с нарушением сроков.
Выслушав возражения представителя Заказчика, Комиссия установила, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 3.5 Положения о закупках при размещении протоколов допускается не публиковать сведения о составе Закупочной комиссии, данные о персональном голосовании Закупочной комиссии, а также подписи должностных лиц в составе протокола, чем и руководствовался Заказчик.
При этом на заседании Комиссии были представлены всех протоколы, составленные в ходе проведения Закупки с указанием всех членов Закупочной комиссии и их подписями.
Относительно довода о нарушении Заказчиком сроков размещения Итогового протокола Комиссия сообщает, что в соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. Аналогичное требование указано в пункте 3.12.9 Закупочной документации.
При этом согласно информации из Итогового протокола, имеющего в материалах дела, датой подписания вышеуказанного протокола является 06.11.2018. При этом на Официальном сайте данный протокол размещен в тот же день - 06.11.2018, то есть в срок, предусмотренный Законом о закупках и Закупочной документацией.
В этой связи, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения порядка размещения протоколов и считает рассматриваемые доводы необоснованными.
Относительно довода жалоб Заявителя о нарушении порядка продления срока окончания подачи заявок на участие в Закупке Комиссия установила следующее.
Извещение о проведении Закупки размещено на Официальном сайте 04.10.2018. С учетом внесенных изменений в Закупочную документацию и извещение о проведении Закупки датой окончания подачи заявок назначено 16.10.2018.
При этом согласно первоначальному извещению о проведении Закупки датой окончания подачи заявок являлось 12.10.2018.
Согласно пояснения представителя Заказчика в связи с тем, что 05.10.2018 поступил запрос разъяснений положений Закупочной документации, подразумевающий внесение изменений в техническое задание Закупочной документации, в рамках протокола Закупочной комиссии от 08.10.2018 N 557/239/02 было принято решение о внесении изменений в Закупочную документацию. Данные изменения были внесены в Закупочную документацию 09.10.2018 и в ЕИС была опубликована новая версия документации о Закупке.
В соответствии с пунктом 11.7.3 Положения закупках, а также пунктом 3.6.2 Закупочной документации в случае, если внесения изменений в извещение и (или) документацию о Закупке внесены Заказчиком позднее чем, за 5 (пять) дней до даты окончания срока подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС и на электронной торговой площадке внесенных изменений до даты окончания подачи заявок, срок составлял не менее 4 (четырех) дней.
При этом изменения в Закупочную документацию были внесены позднее чем за 5 (пять) дней до даты окончания срока подачи заявок, чем и была вызвана необходимость продления срока окончания подачи заявок и сроков рассмотрения и подведения итогов процедуры закупки, с целью соблюдения требований Закупочной документации и предоставления участникам равноправной возможности составить заявки на участие с учетом внесенных изменений.
Вышеуказанное изменение сроков проведения этапов процедуры закупки состоялось в рамках Протокола Закупочной комиссии от 10.10.2018 N 557/239/03, то есть до момента вскрытия Заявок, который был запланирован на 12.10.2018.
Также, принимая решение о переносе сроков этапов проведения процедуры закупки, Заказчик действовал в четком соответствии с пунктом 3.6.1. Закупочной документации, согласно которому, в любой момент до окончания времени подачи Заявок Заказчик при необходимости, может продлить срок подачи Заявок, установленный в Извещении.
Порядок работы Комиссии отражен в Положении о Комиссии по закупкам
ПАО "ОАК", утвержденном приказом Президента ПАО "ОАК" от 11.09.2013 N 174,
(далее - Положение о комиссии)
При этом представитель Заказчика пояснил, что формирование Протокола Комиссии N 557/239/03 от 10.10.2018 в отсутствии кворума является вынужденной мерой с целью соблюдения требований пункта 3.6.2 Закупочной документации
и предоставления участникам равноправной возможности составить заявки на участие с учетом внесенных изменений.
При этом согласно пункту 8.1.2. Положения о комиссии председатель Закупочной комиссии вправе выносить решение о его переносе из-за отсутствия кворума.
Впоследствии, 11.10.2018 в адрес Заказчика поступил еще один запрос разъяснений положений Закупочной документации, в связи с чем 11.10.2018 в рамках заседания Комиссии был сформирован Протокол N 557/239/04, подача заявок, соответственно, была перенесена на 16.10.2018.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика не противоречат требованиям Положения о закупках и Закупочной документации.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств нарушений его прав и законных интересов указанными действиями Заказчика.
В этой связи, Комиссией принято решение о признании довода жалобы необоснованным.
Вместе с тем Заявитель в своих жалобах также обжалует положения Закупочной документации, которые, по его мнению, нарушают действующее законодательство. Так Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно определен способ проведения Закупки по лоту 2 - "только для субъектов малого и среднего предпринимательства", при начальной (максимальной) цене договора превышающей пятнадцать миллионов рублей. А также отсутствие в Закупочной документации требования о декларировании участниками в своих заявках принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Между тем, Комиссия считает необходимым отметить, что данный довод подлежит отклонению, поскольку Заявитель подал заявку на участие в Закупке и согласился с условиями Закупочной документации, при этом после окончания подачи заявок и после рассмотрения заявок фактически обжалует положения Закупочной документации, что свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.
Принимая участие в закупочной процедуре, хозяйствующий субъект в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями и должен сделать соответствующее таким условиям предложение.
Заявитель также не воспользовался правом направить в адрес Заказчика запрос на разъяснение положений Закупочной документации, что свидетельствует о том, что ее условия были ему понятны на этапе подачи заявки.
В этой связи, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "ЧОП "Фактум Секьюрити" (ОГРН: 1097746336907, ИНН: 7728702590) на действия ПАО "ОАК" (ОГРН: 1067759884598, ИНН: 7708619320) при проведении Закупки необоснованными.
Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России
от 12.11.2018 N ИГ/54854/18, от 14.11.2018 N ИГ/55467/18, от 15.11.2018
N ИГ/55646/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 ноября 2018 г. N 1-00-2048/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.11.2018