Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ФГБОУ ВО "РГПУ им. А. И. Герцена" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "НордСтрой 3" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.11.2018 вх. N 27860-ЭП/18) ООО "НордСтрой 3" на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО "РГПУ им. А. И. Герцена" при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение N 31807017393), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
11 октября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31807017393 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - Закупка), включая Документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО "РГПУ им. А. И. Герцена" (далее - Положение о закупках) в редакции от 07.08.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
13 660 135 ,14 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
11.10.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
16.11.2018 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
20.11.2018 в 12:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.48, корп. 5, ком. 225. |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31807017393 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном установлении в Документации несоответствующего предмету Закупки требования к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО), основанной на членстве лиц, осуществляющих капитальных ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГБОУ ВО "РГПУ им. А. И. Герцена" относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "НордСтрой 3" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/33298/18 от 12.11.2018 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/33298/18 от 12.11.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с разделом Документации (Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке) заявка на участие в закупке должна содержать выписку из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по форме, утверждённой Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58, которая выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении закупки.
Наличие у участника закупки права выполнять капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии;
Уровень ответственности участника закупки - члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствует требованиям части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Уровень ответственности участника закупки - члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно разделу Документации (Предмет договора) предметом настоящего договора является выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Как следует из сведений с официального сайта www.zakupki.gov.ru, классификация предмета договора по ОКПД2: 43.21.10.140 Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации. Классификация по ОКВЭД2: 43.21 Производство электромонтажных работ.
На основании Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 утверждены следующие три группы видов работ и перечень видов работ в каждой группе (далее - Перечень), оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, для проведения которых требуется получение соответствующего свидетельства СРО:
1) Виды работ по инженерным изысканиям;
2) Виды работ по подготовке проектной документации;
3) Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Согласно п. 23. 6 раздела 3 Перечня, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту относится монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации.
При этом данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к таким объектам относятся особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.
К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов)
гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
объекты космической инфраструктуры;
объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
метрополитены;
портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
подвесные канатные дороги;
опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
высота более чем 100 метров;
пролеты более чем 100 метров;
наличие консоли более чем 20 метров;
заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Таким образом, по доводу жалобы Заявителя Комиссия СПб УФАС России установила, что требование к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих капитальных ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, установленное в Документации, не соответствует предмету Закупки и не предусмотрено перечнем оказываемых услуг, установленных Документацией.
Вследствие изложенного, по данному доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по необоснованному включению в Документацию требования к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих капитальных ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в неустановлении надлежащих требований к участникам Закупки, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
5. Согласно ч. 13 ст. 3 Закона N 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
Пунктом 1.1 проекта договора установлено, что подрядчик обязуется по заданию заказчика в установленный договором срок выполнить работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по следующим адресам:
- г. Санкт-Петербург, ул. Казанская, дом 6;
- г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., дом 275, корпус 1,
(далее - Работы) в объеме и по ценам согласно Рабочим проектам (Приложение N1) и Сметам (Приложение N2) с использованием материалов и оборудования (далее - Товар) с характеристиками в соответствии с Характеристиками товара, используемого для выполнения работ (Приложение N7), являющимися неотъемлемой частью настоящего договора.
В соответствии с приложением N 1 к Документации (Форма заявки на участие в закупке) участник Закупки выражает согласие на выполнение работ, соответствующих требованиям документации о закупке, на условиях, предусмотренных документацией о закупке. А также предлагает к поставке товар, используемый для выполнения работ с характеристиками, указанными в Рабочем проекте 0118-К6-АУПС и Рабочем проекте 0118-Л275-АУПС .
Вместе с тем, в предмет Закупки согласно извещению о Закупке не включены условия о поставке оборудования.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Организатором торгов к материалам необоснованно отнесено оборудование, являющееся по сути объектом монтажа, а перечень работ в отношении указанного оборудования незаконно содержит как материалы, необходимые при выполнении работ согласно ч. 1 ст. 704 ГК РФ, так и непосредственно само оборудование, в отношении которого, а не с применением которого выполняются работы по договору.
Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что условие о поставке оборудования согласно п. 1.1 проекта договора и приложения N 1 к Документации не соответствует предмету Закупки и видам выполняемых работ в рамках Закупки.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в разделах Документации условий о поставке противопожарного и охранного оборудования в рамках договора, не соответствующего предмету Закупки и видам выполняемых работ в рамках Закупки, нарушений п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенных при организации и проведении Закупки.
6. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 07.11.2018 вх. N 27860-ЭП/18) ООО "НордСтрой 3" на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО "РГПУ им. А. И. Герцена" (ИНН: 7808027849, ОГРН: 1027809233429) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение N 31807017393) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов ФГБОУ ВО "РГПУ им. А. И. Герцена" (ИНН: 7808027849, ОГРН: 1027809233429) нарушения:
- п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в неустановлении надлежащих требований к участникам Закупки, допущенные путем необоснованного включения в Документацию требования к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих капитальных ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм ст. Закона N 223-ФЗ, допущенные путем установления в Документации условий о поставке противопожарного и охранного оборудования в рамках договора, не соответствующего предмету Закупки и видам выполняемых работ в рамках Закупки.
3) Организатору торгов ФГБОУ ВО "РГПУ им. А. И. Герцена" (ИНН: 7808027849, ОГРН: 1027809233429) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение N 31807017393) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
16 ноября 2018 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 16.11.2018 N Т02-425/18 по жалобе на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО "РГПУ им. А. И. Герцена" при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение N 31807017393, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ФГБОУ ВО "РГПУ им. А. И. Герцена" (ИНН: 7808027849, ОГРН: 1027809233429) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение N 31807017393), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 10 декабря 2018 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2018 г. N Т02-425/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.11.2018