Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) <_>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 07 ноября 2018 года и другие материалы дела, возбужденного в отношении заместителя директора по общим вопросам ООО "Стоммед" <_>,
в отсутствие заместителя директора по общим вопросам ООО "Стоммед" <_> (ходатайство от 20.11.2018 вх. N 10146),
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 23 октября 2018 года по делу N 06-06/62-2018 реклама ООО "Стоммед", распространенная 13.09.2018 на опорах дорожного освещения по ул. Д. Бедного (в районе остановочного пункта "Полторацкого") в г. Омске, была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении было возбуждено протоколом от 07 ноября 2018 года N 06-07/91-2018/14.3.
В результате рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, установлено следующее.
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 13.09.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области был установлен факт распространения на опорах дорожного освещения по ул. Д. Бедного (в районе остановочного пункта "Полторацкого") в г. Омске рекламы:
"Белый Слон
стоматологическая клиника
ДОСТУПНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ
ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ
СКИДКИ, АКЦИИ
РАССРОЧКА БЕЗ %
КРЕДИТ
ОПЛАТА ПО КАРТАМ
РАБОТАЕМ БЕЗ ВЫХОДНЫХ
ул. Вильямса, 26 тел. 43-40-93
Детская поликлиника 2 этаж
имеются противопоказания необходима консультация специалиста"
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к стоматологической клинике "Белый Слон", а также к возможности получения стоматологических услуг в кредит, рассрочку.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в которой установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителем своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.
Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В силу статьи 54 ГК РФ наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
На момент выявления факта распространения вышеуказанной рекламы информация об организационно-правовой форме и фирменном наименовании юридического лица - организации, предоставляющей кредит, отсутствовала.
Одновременно в рассматриваемой рекламе также отсутствуют сведения о лице, предоставляющем услугу - "рассрочку без %".
Согласно пункту 1 статьи 823 Гражданский кодекс Российской Федерации установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, отсутствие в рекламе сведений о лице, предоставляющем услугу - "рассрочку без %" вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно кредитора (стоматологическая клиника "Белый Слон", банк либо иное лицо), что противоречит требованию части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно информации с сайта стоматологической клиники "Белый Слон" (http://belei-slon.ru/), деятельность в указанной клинике осуществляет ООО "Стоммед".
На запрос Омского УФАС России ООО "Стоммед" пояснило следующее (вх. N 8563э от 03.10.2018): "_В результате технического брака, при распечатке рекламного носителя, в печатном устройстве закончилась краска на фразе "Имеются противопоказания". О чем свидетельствует бледность шрифта на плакате, установленного на опорах освещения по ул. Д. Бедного (район остановочного пункта "Полторацкого"). Вся информация о кредитных организациях и наименовании юридического лица, находящаяся в сноске, не пропечаталась должным образом, и подрядчик ООО "Стоммед" разместил указанный носитель, содержащий признаки нарушений, выявленные представителями УФАС по Омской области 13.09.2018_".
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
ООО "Стоммед" является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.
Согласно пояснениям директора ООО "Стоммед" <_> от 07.11.2018 вх. N 9773 "_за установку рекламных носителей по адресу: г. Омск, ул. Демьяна Бедного ответственна Заместитель директора по общим вопросам <_>, согласно должностной инструкции п. 3.9".
Дополнительно 07.11.2018 в адрес Омского УФАС России были представлены пояснения заместителя директора по общим вопросам ООО "Стоммед" <_>, согласно которым, в силу пункта 3.9 должностной инструкции заместителя директора по общим вопросам ООО "Стоммед" на нее возложена обязанность "_участвовать в разработке и создании макетов для рекламоносителей на рекламных конструкциях, осуществлять контроль по их изготовлению и установке, согласованию с надзорными органами_".
На основании приказа (распоряжения) о приеме работника на работу от 10.09.2018 <_> принята в ООО "Стоммед" на должность заместителя директора по общим вопросам.
В силу пункта 1.2 должностной инструкции заместителя директора по общим вопросам ООО "Стоммед" заместитель директора по общим вопросам относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, заместитель директора по общим вопросам ООО "Стоммед" <_>, имея возможность для соблюдения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", не приняв все зависящие от нее меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является место распространения рекламы: опоры дорожного освещения по ул. Д. Бедного (в районе остановочного пункта "Полторацкого") в г. Омске.
Временем совершения административного правонарушения является дата фиксации рекламы, а именно: 13.09.2018.
Протокол по делу об административном правонарушении N 06-07/91-2018/14.3 был составлен 07.11.2018 уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России в присутствии заместитель директора по общим вопросам ООО "Стоммед" <_>.
На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Вина заместителя директора по общим вопросам ООО "Стоммед" <_> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 06-07/91-2018/14.3.
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело N 06-07/91-2018/14.3, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение заместителем директора по общим вопросам ООО "Стоммед" <_> установленных Федеральным законом "О рекламе" требований, а также обстоятельства, вынуждающие ее действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.
Должностным лицом, рассматривающим дело N 06-07/91-2018/14.3, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность заместителя директора по общим вопросам ООО "Стоммед" <_> (статья 4.2 КоАП РФ), признан факт совершения административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность заместителя директора по общим вопросам ООО "Стоммед" <_> (статья 4.3 КоАП РФ), не выявлено.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы России https://rmsp.nalog.ru от 19.11.2018 N ИЭ9965-18-4667106 ООО "Стоммед" является субъектом малого и среднего предпринимательства - микропредприятием (дата внесения сведений в реестр 01.08.2016).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Оценив характер и обстоятельства совершенного заместителем директора по общим вопросам ООО "Стоммед" <_> административного правонарушения, должностное лицо усмотрело основания для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку их применение в данной ситуации является справедливым, отвечающим принципу целесообразности юридической ответственности, характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения, соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства.
Учитывая, что факт возбуждения административного дела сам по себе уже выполняет предупредительную функцию, вынесение предупреждения по данному делу обеспечивает соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л А :
Признать заместителя директора по общим вопросам ООО "Стоммед" <_> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применить к ней меру ответственности, предусмотренную частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Заместитель руководителя управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 ноября 2018 г. N 06-07/91-2018/14.3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.11.2018