Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в составе:
<_> - председатель комиссии, временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,
<_> член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
<_> - член комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев жалобу ООО "Дрейд" (далее - Заявитель) на положения документации об электронном аукционе "Оснащение новых мест в общеобразовательной организации средствами обучения и воспитания для реализации мероприятий по модернизации инфраструктуры системы общего образования - поставка демонстрационного, наглядного и учебно-лабораторного оборудования.", извещение N 0330300088118000045, в котором Заказчик - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Гимназия N 8" (далее - Заказчик), Уполномоченный орган - Управление образования Мэрии г.Череповца (далее - Уполномоченный орган).
в присутствии представителя Уполномоченного органа - <_> (по доверенности от 02.11.2018).
Представители Заявителя и Заказчика на рассмотрение не явились
УСТАНОВИЛА:
08.11.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от ООО "Дрейд" на на положения документации об электронном аукционе "Оснащение новых мест в общеобразовательной организации средствами обучения и воспитания для реализации мероприятий по модернизации инфраструктуры системы общего образования - поставка демонстрационного, наглядного и учебно-лабораторного оборудования.", извещение N 0330300088118000045, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе закреплены в статье 64 Федерального закона N44-ФЗ.
1. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлен срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Вместе с тем, частью 27 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Заказчик самостоятельно принимает решение о сроках возврата обеспечения (Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 марта 2017 г. NД28и-1666 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ").
Порядок и сроки возврата денежных средств, внесенных для обеспечения исполнения Контракта, указаны в пункте 35 информационной карты аукционной документации, пункте 8.2 проекта контракта: в случае если Поставщик в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по контракту выбрал внесение денежных средств и Поставщик исполнил взятые на себя по контракту обязательства надлежащим образом, возврат денежных средств производится после поставки Товара по Контракту в течение пяти рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Поставщика за вычетом подлежащих уплате сумм неустойки (штрафов, пени) по Контракту.
Таким образом, из пункта 35 информационной карты аукционной документации, пункта 8.2 проекта контракта следует, что требование части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе соблюдено, и условие о сроке возврата поставщику денежных средств установлено.
Условия и порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, установленный в проекте контракта, документации об аукционе "в течение пяти рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Поставщика", то есть на основании письменного требования поставщика по контракту, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Кроме того, представитель Уполномоченного органа пояснил, что такая заявка необходима для уточнения платежных реквизитов, чтобы обеспечение контракта было возвращено на надлежащий счет.
Довод Заявителя жалобы признан необоснованным.
2. В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к содержанию, составу заявок установлены статьей 66 Федерального закона N44-ФЗ.
Частью 5 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Пунктами раздела III "Описание объекта закупки и количество. Техническая спецификация" предусмотрена поставка следующих товаров:
384 |
2.21.146
|
Аптечка
|
Универсальный комплект средств первой медицинской помощи. Содержит универсальный комплект средств первой медицинской помощи из 30 позиций. Предназначен для оказания помощи при различных острых заболеваниях, травмах и ранениях, ожогах, травматическим шоке, заболеваниях сердца, стрессовых реакциях, клинической смерти. |
439 |
2.22.36
|
Индивидуальный перевязочный пакет
|
Индивидуальный перевязочный пакет предназначен для оказания первой медицинской само- и взаимопомощи посредством наложения первичных повязок на раны. Состоит из бинта длиной 10 м и шириной 7 см., и 2-х компрессов-подушечек. |
440 |
2.22.42
|
Повязка медицинская большая стерильная |
Повязка стерильная размер 20х10 см. Упаковка 10 шт. |
441 |
2.22.43
|
Повязка медицинская малая стерильная |
Повязка стерильная размер 10х8 см. Упаковка 10 шт. |
Указанные товары относятся к медицинским изделиям.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N323-ФЗ), на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416 (далее - Правила), документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие
При этом, согласно пункту 2 Правил, государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что состав и наименование объекта закупки указаны согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 N 336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (далее - Приказ N336).
Данным Приказом N336 утвержден Перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях.
Критерии формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах российской федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций указанными средствами обучения и воспитания (далее - Критерии) также утверждены Приказом N336 (Приложение N2).
Пунктом 4 Критериев предусмотрено, что в зависимости от реализуемых основных общеобразовательных программ функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:
комплекс оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций;
комплекс оснащения классов начальной школы и предметных кабинетов;
комплекс оснащения помещений внеурочной деятельности.
В пункте 6 критериев указано, что комплекс оснащения классов начальной школы и предметных кабинетов формируется общеобразовательными организациями в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой и может включать комплектацию отдельных кабинетов по каждому предмету или интегрированных кабинетов по нескольким предметам или предметным областям.
С целью всестороннего исследования обстоятельств дела Уполномоченному органу предложено представить документы, обосновывающие необходимость закупки указанных товаров и их назначение.
Председатель Комиссии УФАС объявил перерыв рассмотрения жалобы для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения. Рассмотрение дела назначено на 15.11.2018 в 13 часов 30 минут по адресу г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25, каб. N 125.
Комиссия УФАС продолжила рассмотрение дела N 04-11/231-18 15.11.2018 в 13 часов 30 минут по адресу г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25, каб. N 125.
Представителем Уполномоченного органа представлены документы о назначении указанных товаров, документы о выделении средств на оснащение новых мест в общеобразовательной организации средствами обучения и воспитания.
Установлено, что товары по позициям 384, 439, 440 и 441 раздела III "Описание объекта закупки и количество. Техническая спецификация" закупаются для оснащения кабинета "Основы безопасности жизнедеятельности" и будут использоваться в образовательном процессе, а не в медицинских целях.
Соответственно, на данные изделия не распространяются требования, установленные Федеральным законом N323-ФЗ и Правилами государственной регистрации медицинских изделий.
Таким образом, довод заявителя необоснован.
3. В пункте 17 "Форма, срок и порядок оплаты контракта" Информационной карты документации об электронном аукционе установлено следующее требование: Оплата производится после поставки Товара, на основании подписанных сторонами документов о приемке Товара (товарная накладная) и выставленных Поставщиком счетов либо счетов-фактур (при наличии) на оплату, в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, в течение 30 дней с даты поставки Товара.
Вместе с тем пункт 4.7 Проекта контракта содержит следующее условие: Заказчик производит оплату по настоящему Контракту с момента поставки Товара Заказчику на основании подписанных сторонами документов о приемке Товара (товарной накладной) и выставленных Поставщиком счета (счета-фактуры) на оплату, в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, в течение 30 рабочих дней с даты поставки Товара.
Таким образом, вышеуказанные положения аукционной документации противоречат друг другу.
В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Таким образом, в проекте контракта указан срок оплаты по контракту, не соответствующий ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признан обоснованным.
Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку, в результате которой выявлено следующее нарушение.
В Уполномоченный орган 02.11.2018 поступил запрос о разъяснении положений документации с просьбой уточнить количество образцов в коллекции "Полезные ископаемые" (пункт 4 позиции 6 раздела III "Описание объекта закупки и количество. Техническая спецификация"). В разъяснениях указано "Количество представленных образцов по позиции "Коллекции и гербарии" - 32 вида.".
При этом позиция "Коллекции и гербарии" включает 6 коллекций. Из разъяснений непонятно, 32 вида должно быть представлено всего по всей позиции 6 "Коллекции и гербарии", т.е. по всем шести коллекциям, либо только по пункту 4 позиции 6, в отношении которой и поступил запрос.
Таким образом, Комиссия УФАС пришла к выводу о имеющемся нарушении порядка разъяснения положений документации.
В то же время указанные нарушения не повлияли на возможность участия в аукционе и не привели к ограничению допуска участников к аукциону, в связи с чем, основания выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия УФАС, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Дрейд" частично обоснованной.
Предписание не выдавать.
Передать материалы для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностных лиц Заказчика и Уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 15 ноября 2018 г. N 04-11/231-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.11.2018