Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
Банка ВТБ (ПАО) (далее - Организатор торгов) <...>;
ОАО "ЭНПО "Неорганика" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.N27837-ЭП/18 от 06.11.2018) ОАО "ЭНПО "Неорганика" на действия организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (извещение N31807062448), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
24 октября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение
N 31807062448 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (далее - Закупка), включая документацию об открытом запросе котировок (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг Банка ВТБ (ПАО) (далее - Положение о закупках), версия 16 от 18.10.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
43 919 955,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
24.10.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
06.11.2018 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
16.11.2018 в 12:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Москва, Пресненская наб., д. 12 |
2. В жалобе Заявитель оспаривает незаконное предъявление Организатором торгов согласно п. 4.3. Приложения N1 к Проекту договора Документации не определенных в виде допустимых значений и показателей требований к характеристикам поставляемого товара, что приводит заведомой неисполнимости указанных требований.
Также, Заявитель указывает о безосновательности предъявляемых Организатором торгов согласно п. 4.3. Приложения N1 к Проекту договора Документации требований к характеристикам поставляемого товара, которые не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требованиям к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.
Кроме того, Заявитель указывает о необоснованном занижении отдельных требований к характеристикам товара согласно п. 2.1 Приложения N1 к Проекту договора, противоречащих применяемому в Документации ГОСТ Р 53261-2009.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N 78/32861/18 от 07.11.2018 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Банк ВТБ (ПАО) относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
По первому доводу жалобы:
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 1.1 Документации указано, что требования к закупаемой продукции, включая требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, размерам, упаковке, отгрузке товаров, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандратизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, и/или иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям Заказчика, с обоснованием необходимости их использования, изложены в проекте договора и/или Требованиях к закупаемой продукции, являющимися неотъемлемой частью настоящей документации процедуры закупки.
Приложением 7 к Документации "Требования к закупаемой продукции" определено, что требования к техническим характеристикам предъявляются в соответствии с приложением к проекту Договора.
Согласно п. 8.2. Приложения N1 к проекту Договора Документации предусмотрено, что самоспасатели должны соответствовать или превосходить требования Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".
При этом, п. 4.3 Приложения N1 к проекту Договора Документации установлено, что для обеспечения гарантированной сохранности защитных свойств фильтра, в том числе при воздействии на него высоких температур и открытого пламени, его корпус должен быть выполнен из металла (не горит и не плавится).
Пунктом 4.3.4 ГОСТ Р 53261-2009 предусмотрено, что самоспасатель должен сохранять работоспособность после воздействия климатических факторов:
- температуры (50_3) °С в течение (24_1) ч;
- температуры минус (50_3) °С в течение (4,0_0,1) ч;
- температуры (35_2) °С при относительной влажности воздуха (90_5)% в течение (24_1) ч.
Согласно п. 4.3.5 ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатель должен сохранять работоспособность после пребывания в среде с температурой 200 °С в течение (60_5) с.
Пунктом 4.3.5 ГОСТ Р 53261-2009 предусмотрено, что самоспасатель должен сохранять работоспособность после воздействия температуры открытого пламени (800_50) °С в течение (5,0_0,2) с.
Вместе с тем, требование п. 4.3 Приложения N1 к проекту Договора Документации, согласно которому корпус самоспасателя должен быть выполнен из металла (не горит и не плавится), не содержит допустимых значений и показателей температуры и длительности воздействия.
Кроме того, исходя из физических свойств металлов, в настоящее время материалов, которые бы не горели и не плавились в течение неопределенного промежутка времени под воздействием любой температуры, но могли быть отнесены к металлам, в промышленном производстве не имеется.
Представитель Организатора торгов в возражениях указала, что в соответствии с разделом 2 приложения 7 и приложением N 1 к приложению 6 Документации стойкость самоспасателя к внешним воздействиям должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 53261-2009 (в пункте 4.3 указанного ГОСТ Р представлены в том числе значения температур, которые могут воздействовать на самоспасатель, а именно: температура среды пребывания - +200оС (пункт 4.3.5), температура открытого пламени - +800_50оС (пункт 4.3.6)). Время защитного действия продукции также установлено в приложением N2 1 к приложению 6 документации процедуры закупки.
Вместе с тем, содержание п. 4.3 Приложения N1 к проекту Договора Документации содержит безусловное требование к характеристикам огнестойкости и плавления металла корпуса без отсылки на требования ГОСТ Р 53261-2009.
Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что п. 4.3 Приложения N1 к проекту Договора Документации Организатором торгов предъявляется фактически неисполнимое требование к поставляемому товару, в том числе, являющееся неизмеряемым.
На основании изложенного по первому доводу Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному предъявлению согласно п. 4.3 Приложения N1 к проекту Договора Документации неисполнимого и неизмеряемого требования к поставляемому товару нарушения п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы:
Как было указано, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ предписывается: если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Действующим законодательством требования к характеристикам самоспасателей определены согласно ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".
Следуя указанному ГОСТ Р 53261-2009 допускается изготовление корпуса фильтра из комбинированных материалов при условии сохранения характеристик стойкости корпуса согласно требованиям ГОСТ Р 53261-2009 в отношении высоких температур и иных факторов.
Вместе с тем, согласно п. 4.3 Приложения N1 к проекту Договора Документации установлено, что для обеспечения гарантированной сохранности защитных свойств фильтра, в том числе при воздействии на него высоких температур и открытого пламени, его корпус должен быть выполнен из металла (не горит и не плавится).
Таким образом, требование Организатора торгов к корпусу самоспасателя, который должен быть выполнен из металла, не соответствует предусмотренному ГОСТ Р 53261-2009, сужая установленные действующим законодательством требования к характеристикам самоспасателей.
Представитель Организатора торгов в возражениях указала, что применение металлического корпуса фильтра гарантированно обеспечивает устойчивость к механическим повреждениям и длительному воздействию температур в условиях пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций.
Также, по мнению Организатора торгов металлический корпус обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса фильтра (образования вмятин), что позволяет определить пригодность самосласателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки. Наличие глубоких вмятин на корпусе позволяет однозначно установить наличие повреждений составляющих фильтра, противоаэрозольного элемента и/или поглощающего слоя, следовательно, принять решение о применении другого (запасного) самоспасателя.
Вместе с тем, п. 5.2 ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что самоспасатель является изделием одноразового применения. Не допускается включаться в ранее использовавшийся самоспасатель.
Кроме того, Организатором торгов не представлено каких-либо документов или сведений, позволяющих сделать вывод о том, что самоспасатели с комбинированным корпусом фильтра обладают ухудшенными характеристиками устойчивости к механическим повреждениям и длительному воздействию температур в условиях пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций.
Как было указано, из содержания ГОСТ Р 53261-2009 следует, что стандартом применяются единые требования к данным товарам, вследствие чего самоспасатели с комбинированным корпусом фильтра, соответствующие требованиям ГОСТ Р 53261-2009, обладают идентичными характеристиками устойчивости к механическим повреждениям и длительному воздействию температур в условиях пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций самоспасателей с корпусом фильтра из металла.
Представитель Организатора торгов в возражениях указала, что на имеющемся рынке представлено несколько моделей самоспасателей, соответствующих требованиям Документации, такие как ГДЗК-EN, ГДЗК-У, MSA S-Cap Hood и Drager Parat 7500, однако при изучении характеристик указанных Организатором торгов моделей Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что отдельным требованиям к соответствию характеристикам ГОСТ Р 53261-2009 и материалу корпуса фильтра соответствует лишь одно изделие модели ГДЗК-У, производимое АО "Сорбент".
Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что п. 4.3 Приложения N1 к проекту Договора Документации Организатором торгов необоснованно предъявляется чрезмерное требование к характеристикам поставляемого товара, как следствие, являющееся дискриминационным.
На основании изложенного по второму доводу Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному предъявлению согласно п. 4.3 Приложения N1 к проекту Договора Документации чрезмерного дискриминационного требования к характеристикам поставляемого товара, не соответствующее действующим стандартам, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
По третьему доводу жалобы:
Согласно п. 2.1 Приложения N1 к проекту Договора среди требований к характеристикам товара также определены:
Время защитного действия по тест-веществам продуктам горения:
- монооксид углерода при концентрации 4375_125 мг/м3 - не менее 30 мин.;
- водорода хлорид при концентрации 1000_100 мл/м3 - не менее 30 мин.;
- водорода цианид при концентрации 400_40 мл/м3 - не менее 30 мин.;
- акролеин при концентрации 100_10 мл/м3 - не менее 30 мин.
Указанные требования соответствуют требованиям, установленным ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний"
Представитель Организатора торгов в возражениях указала, что Организатором торгов были внесены изменения в Документацию, а оспариваемые Заявителем несоответствия характеристик возникли вследствие технической ошибки и согласно действующей редакции Документации устранены.
Таким образом, третий довод жалобы Заявителя Комиссия полагает не нашедшим своего подтверждения в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя.
4. Рассмотрев жалобу (вх.N27837-ЭП/18 от 06.11.2018) ОАО "ЭНПО "Неорганика" на действия организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (извещение N31807062448), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) нарушения п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, допущенные при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх.N27837-ЭП/18 от 06.11.2018) ОАО "ЭНПО "Неорганика" на действия организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (извещение N31807062448) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (извещение N31807062448) нарушения
- п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные путем незаконного предъявления согласно п. 4.3 Приложения N1 к проекту Договора Документации неисполнимого и неизмеряемого требования к поставляемому товару;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные путем незаконного предъявления согласно п. 4.3 Приложения N1 к проекту Договора Документации чрезмерного дискриминационного требования к характеристикам поставляемого товара, не соответствующего действующим стандартам.
3. Не выдавать организатору торгов Банку ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (извещение N31807062448) ввиду наличия выданного ранее предписания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу Т02-410/18 от 13.11.2018 в рамках Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 ноября 2018 г. N Т02-412/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.11.2018