Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ООО "Газпром инвестгазификация" (далее - Организатор торгов); от ООО "ТехГазМонтаж" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 01.11.2018 вх. N 27483/18) ООО "ТехГазМонтаж" на действия закупочной комиссии Организатора торгов ООО "Газпром инвестгазификация" (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по выбору генерального подрядчика для выполнения строительно-монтажных работ (извещение N 31806994408), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
04 октября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31806994408 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по выбору генерального подрядчика для выполнения строительно-монтажных работ (далее - Закупка), включая Документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "Газпром инвестгазификация" (далее - Положение о закупках) в редакции от 20.06.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
968 421 052 ,63 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
04.10.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
15.10.2018 в 17:59 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
17.10.2018 в 09:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 28 к. 2, литера Д. |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31806994408 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "ТехГазМонтаж" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО "Газпром инвестгазификация" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ТехГазМонтаж" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/32605/18 от 02.11.2018 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/32605/18 от 02.11.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом подведения итогов Закупки N 413/2018 от 23.10.2018 заявка ООО "ТехГазМонтаж" была отклонена по следующим основаниям: "п.1.4.1 а) Участник предоставил Выписку из ЕГРЮЛ без контейнера усиленной квалифицированной электронной подписи Федеральной налоговой службы; п.1.4.1 о) Отсутствует решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо надлежащим образом заверенная копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для Участника закупки выполнение работ, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой; На основании п.6.6.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО "Газпром инвестгазификация" и вышеуказанных пунктов Документации, заявка участника отклонена".
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно пп. "а" п. 1.4.1 Документации участники должны включить в состав заявки следующие документы, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям:
а) Заверенная участником копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (далее - выписка из ЕГРЮЛ/выписка из ЕГРИП), содержащая сведения об участнике. Выписка из ЕГРЮЛ/выписка из ЕГРИП должна быть выдана налоговым органом не ранее чем за 60 календарных дней до даты публикации извещения о проведении запроса предложений. Выписка из ЕГРЮЛ/выписка из ЕГРИП должна отражать сведения, действительные на дату подачи заявки на участие в запросе предложений.
Участник имеет право предоставить выписку из ЕГРЮЛ/выписку из ЕГРИП, полученную с использованием интернет-сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", реализованного на сайте Федеральной налоговой службы России "www.nalog.ru", в форме электронного документа (в формате pdf), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа. Выписка из ЕГРЮЛ/выписка из ЕГРИП, полученная с использованием любого иного интернет-сервиса, Организатором к рассмотрению не принимается.
В соответствии с п. 1.6.1 Документации организатор Закупки/комиссия имеет право отклонить заявку участника и тем самым отстранить ее от дальнейшего участия в Закупке на любом этапе ее проведения в случае несоответствия заявки на участие в Закупке требованиям настоящей Документации.
Пунктом 6.6.4 Положения о закупках установлено, что по результатам рассмотрения и проверки информации об участниках запроса предложений организатор вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в случае несоответствия заявки, поданной участником запроса предложений, требованиям Документации и настоящего Положения о закупках.
Представитель Заявителя в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснил, что ООО "ТехГазМонтаж" в составе заявки представило выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на 04.10.2018, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД). Выписка была сформирована с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа" (в формате pdf), размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) в сети Интернет по адресу: https://service.nalog.ru/vyp, что полностью соответствовало требованиям пп. "а" п. 1.4.1 Документации.
Представитель Организатора торгов пояснил, что представленная Заявителем ООО "ТехГазМонтаж" выписка из ЕГРЮЛ содержит электронную подпись с ошибочными, неизвестными или подозрительными данными, отсутствует возможность проверки электронной подписи по причине не представления Заявителем контейнера электронной подписи.
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что представленная Заявителем ООО "ТехГазМонтаж" выписка из ЕГРЮЛ содержит необходимые сведения и реквизиты для возможности проверки Закупочной комиссией достоверности информации, указанной в данной выписке.
Комиссия СПб УФАС России установила, что Заявитель ООО "ТехГазМонтаж" в составе заявки представил выписку из ЕГРЮЛ, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью МИ ФНС России по ЦОД, сформированную с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа" (в формате pdf). Таким образом, данный документ соответствовал требованиям пп. "а" п. 1.4.1 Документации.
Согласно пп. "о" п. 1.4.1 Документации участники должны включить в состав заявки следующие документы, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям:
о) Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо надлежащим образом заверенная копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров/ выполнение работ/ оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой.
В соответствии с п. 7 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ) требование о получении решения об одобрении крупной сделки не применимо к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.
Представитель Заявителя в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснил, что учредительными документами ООО "ТехГазМонтаж", представленными в составе заявки, не предусмотрено требований об одобрении крупных сделок, отличных от установленных действующим законодательством. Единоличным исполнительным органом и единственным участником ООО "ТехГазМонтаж" является Румянцев Б. В., а значит, в силу п. 7 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ не требуется получение решения об одобрении сделки на выполнение работ, являющихся предметом Закупки.
Представитель Организатора торгов пояснил, что доводы Заявителя ОО "ТехГазМонтаж" относительно неправомерного отклонения его заявки в связи с не предоставлением решения об одобрении или о совершении крупной сделки в соответствии с пп. "о" п. 1.4.1 Документации со ссылками на Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не могут быть приняты во внимание, так как Заявителем не был представлен контейнер электронной подписи при предоставлении выписки из ЕГРЮЛ, в связи с чем у Закупочной комиссии отсутствовала возможность проверить информацию об участниках ООО "ТехГазМонтаж" и его единоличном исполнительном органе и, как следствие, применении либо неприменении положений п. 7 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ. Кроме того, к заявке на участие в процедуре Закупки Заявителем ООО "ТехГазМонтаж" было приложено решение об одобрении сделки, предметом которой является иной объект строительства, не соответствующий предмету Закупки, что позволило сделать вывод о том, что такие решения Заявителем принимаются.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что Заявитель ООО "ТехГазМонтаж" в составе заявки на участие в процедуре Закупки представил, в том числе, иные учредительные документы в соответствии с требованиями Документации, такие как "решения единственного участника", из содержания которых следует, что учредителем ООО "ТехГазМонтаж" является единственный участник. Таким образом, учредительными документами ООО "ТехГазМонтаж" не предусмотрено требований о необходимости предоставления в составе заявки решения об одобрении или о совершении крупной сделки.
Комиссией СПб УФАС России также установлено, что в требованиях Документации не предусмотрен порядок определения Закупочной комиссией необходимости предоставления участниками Закупки в составе заявки решения об одобрении или о совершении крупной сделки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм ст. Закона N 223-ФЗ, допущенные путем неправомерного отклонения заявки ООО "ТехГазМонтаж" от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 01.11.2018 вх. N 27483/18) ООО "ТехГазМонтаж" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ООО "Газпром инвестгазификация" (ИНН: 7810170130, ОГРН: 1027804855935) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по выбору генерального подрядчика для выполнения строительно-монтажных работ (извещение N 31806994408) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ООО "Газпром инвестгазификация" (ИНН: 7810170130, ОГРН: 1027804855935) нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм ст. Закона N 223-ФЗ, допущенные путем неправомерного отклонения заявки ООО "ТехГазМонтаж" от участия в процедуре Закупки.
3) Выдать Закупочной комиссии Организатора торгов ООО "Газпром инвестгазификация" (ИНН: 7810170130, ОГРН: 1027804855935) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по выбору генерального подрядчика для выполнения строительно-монтажных работ (извещение N 31806994408) путем отмены протокола рассмотрения заявок, подведения итогов Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
12 ноября 2018 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 12.11.2018 N Т02-406/18 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО "Газпром инвестгазификация" (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по выбору генерального подрядчика для выполнения строительно-монтажных работ (извещение N 31806994408, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Закупочной комиссии организатора торгов ООО "Газпром инвестгазификация" (ИНН: 7810170130, ОГРН: 1027804855935) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по выбору генерального подрядчика для выполнения строительно-монтажных работ (извещение N 31806994408), путем отмены протокола рассмотрения заявок, подведения итогов Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 04 декабря 2018 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 ноября 2018 г. N Т02-406/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2018