Резолютивная часть оглашена 26.10.2018 года
Полный текст решения изготовлен 09.11.2018 года г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководитель управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи;
Члены Комиссии:
Войченко Е.Г. - заместитель начальника отдела контроля отдела в ТЭК и связи;
Коробкина О.Р. - главный специалист - эксперт отдела контроля в ТЭК и связи,
рассмотрев дело N265/2018 по признакам нарушения АО "НЭСК" (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, 13, ИНН: 2308091759, ОГРН: 1032304155102) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отсутствие надлежаще уведомленного АО "НЭСК", в присутствии представителя ООО "В.С.Р." Саакьян А.А., действующего по доверенности от 01.02.2018 N2,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО "В.С.Р." (вх. от 19.03.2018 N2595), на действия АО "НЭСК", связанные с введением режима ограничения потребления электроэнергии без надлежащего уведомления.
АО "НЭСК" в соответствии с решением РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006 г. N 45/2006-Э "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" осуществляет деятельность на территории Краснодарского края в качестве гарантирующего поставщика, в границах зона деятельности на территории Краснодарского края.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, АО "НЭСК" занимает доминирующее положение на рынке услуг энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) в границах балансовой принадлежности электрических сетей в соответствующих точках поставки, в том числе МО г. Новороссийск, с долей 100%.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 19.06.2018 N15602 в отношении АО "НЭСК" возбуждено дело N265/2018 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "В.С.Р." путем необоснованного введения ограничения режима потребления электрической энергии на объекте - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Новороссийск, ул. Бирюзова, 5 (далее - Объект) с 16.03.2018, в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N442).
Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 03.07.2018 N16941/6 назначена дата рассмотрения дела N265/2018.
Определением об отложении рассмотрения дела N265/2018 о нарушении антимонопольного законодательства от 03.10.2018 N25869/6, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, дело N265/2018 отложено на 22.10.2018 в 11.00 час.
12.10.2018 на заседании Комиссии по делу N265/2018 со стороны АО "НЭСК" письмом от 11.10.2018 N9.1 НЭ-9/1499/8190 представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела от 20.09.2018 (вх. от 12.10.2018 N11166).
Данное возражение рассмотрено Комиссией и не установлено оснований для изменения заключения от 20.09.2018.
22.10.2018 в ходе рассмотрения дела N265/2018 объявлен перерыв до 26.10.2018.
В ходе рассмотрения дела N265/2018, с учетом представленных пояснений и документов сторонами по делу N265/2018, Комиссией установлено следующее.
В Краснодарскеое УФАС России поступило обращение ООО "ВСР" (вх. от 19.03.2018 г. N 2595) на действия АО "НЭСК", связанные с несоблюдением порядка введения режима ограничения электроэнергии на объекте, нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Новороссийск, ул. Бирюзова, 5 (далее - Объект), с 16.03.2018.
В связи с образованием задолженности по договору энергоснабжения от 01.01.2017 N 989 в отношении объекта Потребителя 11.05.2017 было введено ограничение режима электропотребления.
АО "НЭСК" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании задолженности по акту о неучтенном потреблении электроэнергии, а также задолженности за потребленную электроэнергию.
В рамках рассмотрения указанного спора от ООО "ВСР" поступило заявление о принятии обеспечительных мер в виде обязания восстановить подачу электрической энергии на Объекте Заявителя, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Бирюзова, д. 5.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2017 по делу N А32-26787/2017 заявление ООО "ВСР" о принятии обеспечительных мер было удовлетворено, что повлекло за собой отмену ограничения режима электропотребления, введённого ранее в отношении Потребителя 11.05.2017.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 г. по делу А32-26787/2017 определение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2017 было отменено, в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер было отказано в полном объеме.
АО "НЭСК" направило в адрес ООО "ВСР" уведомления от 02.03.2018 г. N 413, согласно которым ограничение режима потребления электроэнергии на Объекте вводится в связи с образовавшейся задолженностью по оплате за электроэнергию согласно договору энергоснабжения N 989 от 01.01.2007 г., в размере 1 482 592,26 руб.
Данные уведомления получены ООО "ВСР" 13.03.2018 г.
Датой введения режима ограничения согласно уведомлениям от 02.03.2018 г. N 413 является 16.03.2018 г.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных случаях, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N442).
Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (п. 10 Постановления N 442).
В соответствии с абз. 3 п. 6 Правил N 442 в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя о введении полного ограничения режима потребления.
Согласно почтовым идентификаторам, представленным со стороны Заявителя в ходе рассмотрения дела N 265/2018, следует, что АО "НЭСК" направило в адрес Заявителя 2 уведомления об ограничении режима потребления, а именно 07.03.2018 г. в 12:54 письма приняты в отделении почтовой связи, а 13.03.2018 в 16:30 получены ООО "ВСР" (адресатом) (почтовые идентификаторы: N 35390013508973, N 35390013508966.
АО "НЭСК" в адрес АО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация) направило уведомление - заявку от 13.03.2018 г. N 64 на введение ограничения режима электропотребления, с указанием даты отключения - 16.03.2018 г.
16.03.2018 г. заявка исполнена Сетевой организацией, о чем составлен акт о введении ограничения режима электропотребления N 64 от 16.03.2018 г.
В ходе рассмотрения дела N 265/2018 со стороны АО "НЭСК" представлены пояснения, согласно которым ограничение режима потребления электроэнергии на Объекте Заявителя вводилось не в рамках процедуры ограничения, предусмотренной "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442, а в соответствии со ст. 97 АПК РФ.
Порядок, предусмотренный ст. 97 АПК РФ определяет процедуру отмены обеспечения иска арбитражным судом и не указывает на возможность введения режима ограничения без соблюдения норм, предусмотренных Правилами N 442, в результате отмены обеспечительных мер.
В Постановлении пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 г. по делу N А32-26787/2017 суд постановил - определение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2017 по делу N А32-26787/2017 в обжалуемой части отменить, в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказать в полном объеме.
Исполнительное производство по данному делу отсутствует.
Из представленных в ходе рассмотрения дела N 265/2018 пояснений следует, что возобновление режима электропотребления на Объекте осуществлено 03.07.2018 г., что подтверждается актом N 13 от 03.07.2018 г.
При таких обстоятельствах, АО "НЭСК" при введении ограничения электроэнергии 16.03.2017 г. по точке поставки - г. Новороссийск, ул. Бирюзова, 5, должно было руководствоваться Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии N 442.
На основании вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК" установлено нарушение требований абз. 3 п. 6 Постановления N442, в связи с тем, что уведомления от 02.03.2018 г. получены Заявителем 13.03.2018 г., введение режима ограничения электроэнергии осуществлено 16.03.2018 г., т.е. до истечения 10 дней после дня уведомления потребителя о введении полного ограничения режима потребления, с учетом даты получения Заявителем уведомлений от 02.03.2018 г.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
На основании вышеизложенного Комиссией по делу N 265/2018 в действиях АО "НЭСК" установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов ООО "ВСР" путем несоблюдения порядка введения ограничения режима электропотребления, с 16.03.2018 г. на объекте - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Новороссийск, ул. Бирюзова, 5, согласно абз.3 п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Руководствуясь статьей 23, частями 2,3 статьи 39, частями 1,2,3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях АО "НЭСК" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в несоблюдении порядка, предусмотренного абзацем 3 п. 6 Правил
N 442, путем введения с 16.03.2018 г. на объекте ООО "В.С.Р.", расположенном адресу: г. Новороссийск, ул. Бирюзова, 5, полного ограничения режима электропотребления.
2. Предписание не выдавать ввиду наличия электрической энергии на объекте - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Новороссийск, ул. Бирюзова, 5.
3. Передать материалы дела N 265/2018 по факту нарушения АО "НЭСК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены Комиссии Е.Г. Войченко
О.Р. Коробкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 октября 2018 г. N 265/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.11.2018