Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: В.Ю. Строгин - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
М.О. Хрипченко - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N61/18, возбужденное по факту распространения рекламной информации о "Единой Транспортной Карте" с онлайн-пополнением, с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствии заявителя: заявителя физического лица <_>,
в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе ЗАО "Золотая корона":
УСТАНОВИЛА:
В адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления физического лица (вх. NN4359э от 13.08.2018 г., 4667э от 27.08.2018 г.) по факту распространения рекламной информации о "Единой Транспортной Карте" с онлайн-пополнением. По мнению заявителя, данная информация вводит потребителя в заблуждение относительно возможности оплачивать проезд на всех маршрутах муниципального и коммерческого транспорта, подключенного к системе "Электронный проездной - Новосибирск", что является нарушением Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
По результатам рассмотрения заявлений Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело.
В соответствии со ст.3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация по своему содержанию и способу распространения направлена на привлечения внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - новой единой транспортной карте-онлайн, продвижению ее на рынке. Т.е. данная информация является рекламной, т.к. в полной мере соответствует понятию "реклама".
В силу требований, установленных нормами ФЗ "О рекламе":
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч.7 ст.5).
В рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Заявителем приобретена карта "Единая транспортная карта" с онлайн-пополнением. Приобрести карту заявителя побудила рекламная информация, размещенная в салоне троллейбуса N29 следующего содержания:
"Приобретайте в кассах метрополитена и у кондукторов в трамваях и троллейбусах НОВАЯ КАРТА с удобным онлайн-пополнением В режиме онлайн в Платежном кабинете Системы город_ С помощью сервиса "Сбербанк-онлайн" В платежных терминалах ПАО "Сбербанк" Наличными в терминалах "Квартоплат" и кассах агентов "Системы "Город" Установите мобильное приложение транспортная карта".
При покупке карты условия пользования заявителю озвучены не были. К карте прилагается конверт с вкладышем-памяткой, согласно которому данная карта имеет ограничение по поездкам.
При обращении непосредственно в службу поддержки ЗАО "Золотая Корона", специалистом Информационного центра "Золотая Корона - Транспортная карта", <_>07.08.2018 г. был дан ответ следующего содержания: "ЕТК-онлайн, действительно, принимается к оплате только на муниципальном транспорте, подключенном к Системе "Электронный проездной - Новосибирск" и в Новосибирском метрополитене. Данная информация указана в памятке, а также на официальном сайте www.t-karta.ru". При этом реклама не содержит указания на сайт, либо другой источник информирования потребителей.
Распространение транспортных карт осуществляет МУП г.Новосибирска "Пассажиртрансснаб" (далее - МУП "ПТС"). Информационные материалы о "Единой транспортной карте" с онлайн-пополнением в соответствии с условиями договора на оказание информационно-технологических (процессинговых) услуг N26 от 17.02.2017 г. были размещены на терминалах самообслуживания "Квартоплат", принадлежащих МУП "ПТС", расположенных в кассовых зонах МУП "Новосибирский метрополитен" (макет N 1), переданы в МУП "Новосибирский метрополитен" (макет NN 1, 2), МКП "Горэлектротранспорт", МКП "Пассажирское автотранспортное предприятие N 4" (макет NN 3, 4). Дополнительно информация о Единой транспортной карте - онлайн была размещена на официальном сайте МУП "ПТС" - https://ptsmup.ru.
Как установлено материалами дела, данные информационные материалы были предоставлены ЗАО "Золотая корона".
При этом макет, переданный МУП "ПТС" МКП "Пассажирское автотранспортное предприятие N 4" (макет N4), не содержит указания на место получения дополнительной либо подробной информации. Ссылка на сайты www.t-karta.ru, https://ptsmup.ru также отсутствует.
ЗАО "Золотая корона" в ответ на определение о возбуждении дела N61/18 от 11.10.2018 сообщает, что введение транспортной карты-онлайн Транспортной Системы "Электронный проездной - Новосибирск" (далее по тексту - "ЕТК-онлайн" и "Система") является социально значимым проектом, который реализовывался мэрией г. Новосибирска в лице Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии совместно с организатором работы Системы - МУП "Пассажиртрансснаб", а также ЗАО "Золотая корона" на всех видах пассажирского транспорта в период с 16 июля 2018 года по настоящее время. В указанный период размещения ЗАО "Золотая корона" рекламной информации о распространении указанных карт в пассажирском транспорте города, не все перевозчики г. Новосибирска обновили терминалы обслуживания для использования карт ЕТК-онлайн, и внедрение ЕТК-онлайн в виде первого этапа реализовано было на маршрутах только муниципального транспорта с 16 июля 2018 года.
Информация об этапах введения карты ЕТК-онлайн на пассажирском транспорте специально заблаговременно максимально широко доводилась до физических лиц через пресс-центр мэрии, а также проведены были интервью в средствах массовой информации, дополнительно была размещена информация, доступная для ознакомления любыми физическими лицами в местах распространения и пополнения ЕТК-онлайн, также на интернет-сайтах организатора Системы - МУП "Пассажиртрансснаб" - www.otsmiip.ru, Транспортной Системы "Электронный проездной - Новосибирск" - www.t-karta.ru.
Указанная информация о возможности получения ЕТК-онлайн в развёрнутом, доступном и понятном для физических лиц виде была размещена на каждой рекламно-информационной наклейке, размещенной в пассажирском транспорте. Также указана ссылка на сайт Системы для ознакомления любым физическим лицом, перед получением такой карты, всех деталей и условий внедрения и поэтапной работы ЕТК-онлайн.
Кроме того, во всех рекламных материалах есть QR-коды со ссылками для скачивания мобильного приложения "Транспортная карта", при переходе по которым открывается страница с описанием мобильного приложения и прямой ссылкой на интернет-сайт Системы - www.t-karta.ru, где есть полная информация об условиях использования карт ЕТК-онлайн, включая маршруты на которых данная карта обслуживается в рамках Системы.
Отдельно на интернет-сайте Системы www.t-karta.ru, на который есть ссылка на каждой размещенной в пассажирском транспорте наклейке о возможности получении ЕТК-онлайн, сообщается неопределенному кругу заинтересованных лиц о том, что: "ЕТК-онлайн принимается к оплате на всем муниципальном транспорте, подключенном к Транспортной Системе "Электронный проездной - Новосибирск" и в Новосибирском метрополитене", таким образом, уточнены маршруты, на которых такая карта обслуживается при ее использовании в Системе.
Информирование потребителей, как указывает ответчик, также массово производилось посредством интернет-сайтов, интервью и информации для потенциальных пользователей ЕТК-онлайн, в том числе о том, что карта ЕТК-онлайн обслуживается поэтапно и не на всех видах транспорта, а только на муниципальном транспорте и в метрополитене, а сетевые поездки действуют на определенных маршрутах г. Новосибирска: www.news.ngs.ru; www.rn.vn.ru; www.nsk.aif.ru; www.novosibirsk.bezformata.ru; www.tr.ru; www.regnum.ru/news/2461127.html; www.otstv.ru; www.vasligorod.rii и т.д.
Кроме вышеуказанного информирования граждан, при получении карты ЕТК-онлайн пользователю предоставляется конверт с памяткой и возможностью ознакомления с информацией на конверте о ЕТК-онлайн и на памятке пользователю о том, каким образом и на каких маршрутах и транспорте в настоящий момент обслуживается ЕТК-онлайн. Макеты памятки для пользователей были изготовлены ЗАО "Золотая корона" и переданы МУП "Пассажиртрансснаб" для дальнейшего предоставления пользователям в рамках обязанности МУП "Пассажиртрансснаб", как оператора - организатора работы Системы, доводить до сведения пользователей информацию о преимуществах, предоставляемых Системой, правилах пользования картами, обслуживаемыми в Системе, о местонахождении пунктов пополнения.
Согласно Правилам пользования Транспортной картой и Правилам пользования ЕТК-онлайн, Пользователь ЕТК-онлайн вправе, в случае, если Пользователя не устраивают какие-либо условия использования карт или обслуживания в Системе, отказаться от обслуживания карты ЕТК-онлайн, для чего ему необходимо обратиться в Центр обслуживания пользователей транспортных карт МУП "Пассажиртрансснаб", о чем указано в пункте 3.8. Правил пользования Транспортной картой, размещенных на сайте Системы - www.t-karta.ru, с письменным заявлением, также Пользователь в праве обратиться с требованием возврата суммы оплаты, внесенной при получении карты ЕТК-онлайн.
При этом ЗАО "Золотая корона" указывает, что ссылка на сайт Системы с вышеуказанной информацией в обязательном порядке для информирования указывалась и указывается на всех информационных наклейках, размещенных и размещаемых в пассажирском транспорте города и информирующих о возможности получения карт ЕТК-онлайн.
Таким образом, по мнению ЗАО "Золотая корона", на основании вышеизложенного и с учетом вышеуказанных обстоятельств можно сделать вывод, о том, что граждане, как потенциальные пользователи карт ЕТК-онлайн в полной мере были проинформированы обо всех существенных условиях получения и использования карт ЕТК-онлайн, не было фактов искажения рекламной информации и (или) введения в заблуждение потенциальных потребителей, информация, размещенная в пассажирском транспорте, содержала все существенные требования о рекламируемой услуге, в связи с этим реклама карт ЕТК-онлайн в пассажирском транспорте, не может являться недостоверной и не содержит нарушений требований ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Данные доводы рассмотрены Комиссией Новосибирского УФАС России, не приняты по основаниям, изложенным выше.
Из изложенного следует, что рекламная информация, размещенная в троллейбусе N29, не содержит условий, существенных для потребителя, а именно: информации об ограничении мест и способов оплаты (отсутствует возможность оплачивать картой ЕТК-онлайн проезд в коммерческом транспорте г.Новосибирска, где принимаются транспортные карты без пометки "онлайн").
Данная информация вводит потребителя в заблуждение, побуждая к приобретению данного вида транспортных карт, но, не информируя об отсутствии возможности пользования определенной категорией городского маршрутного транспорта.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ч.7 ст.5 Закона о рекламе.
В соответствии с ч.6 ст.38 Закона о рекламе, за нарушение требований ч.7 ст.5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель.
Рекламодателем, в силу п.5 ст.3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как доказано материалами, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ЗАО "Золотая корона" (ИНН 5406119655, ОГРН 1025402453438, дата присвоения ОГРН: 18.08.2002, адрес: ул. Кирова, д.86, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630102).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
РЕШИЛА:
Признать рекламную информацию о "Единой Транспортной Карте" с онлайн-пополнением, размещенную в августе 2018 г. в муниципальном общественном транспорте, следующего содержания: "Приобретайте в кассах метрополитена и у кондукторов в трамваях и троллейбусах НОВАЯ КАРТА с удобным онлайн-пополнением В режиме онлайн в Платежном кабинете Системы город_ С помощью сервиса "Сбербанк-онлайн" В платежных терминалах ПАО "Сбербанк" Наличными в терминалах "Квартоплат" и кассах агентов "Системы "Город" Установите мобильное приложение транспортная карта", ненадлежащей рекламой,
а Закрытое акционерное общество "Золотая корона" (ИНН 5406119655, ОГРН 1025402453438, дата присвоения ОГРН: 18.08.2002, адрес: ул. Кирова, д.86, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630102), нарушившим ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе":
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. Выдать ЗАО "Золотая корона" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "21" ноября 2018 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии __________________И.В. Волохина
Члены Комиссии __________________В.Ю. Строгин
__________________ М.О. Хрипченко
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"21" ноября 2018 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: В.Ю. Строгин - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
М.О. Хрипченко - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 21.11.2018 г. по делу N61/18 о признании ненадлежащей рекламы о "Единой Транспортной Карте" с онлайн-пополнением, размещенной в августе 2018 г. в муниципальном общественном транспорте,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ЗАО "Золотая корона" (ИНН 5406119655, ОГРН 1025402453438, дата присвоения ОГРН: 18.08.2002, адрес: ул. Кирова, д.86, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630102), в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе":
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. ЗАО "Золотая корона" представить в Новосибирское УФАС России вещественные (письменные) доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "10" декабря 2018 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии __________________И.В.Волохина
Члены Комиссии __________________В.Ю. Строгин
__________________М.О.Хрипченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 8 ноября 2018 г. N 61/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.11.2018