Резолютивная часть решения оглашена: 11.04.2018 г.
В полном объеме решение изготовлено: 24.04.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
Батурин С.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации. |
Члены Комиссии: |
Алексенко И.В. - заместитель начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; |
|
Бубельцова О.С. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; |
(далее - Комиссия), рассмотрев дело N 471/02 от 16.03.2018 г. по признакам нарушения МУП "Городское хозяйство" (347935, г.Таганрог, ул.Александровская, 128, ИНН 6154094137), ООО "Топливно-Энергетическая компания" (347900, г.Таганрог, пер.Лермонтовский, 7а, ИНН 6154088327) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило обращение МУП "Городское хозяйство" (347935, г.Таганрог, ул.Александровская, 128), по поводу неправомерных, по его мнению, действий ООО "Топливно-Энергетическая компания" (347900, г.Таганрог, пер.Лермонтовский, 7а), выразившихся во введении частичного ограничения подачи тепловой энергии.
В соответствие с приказом Ростовского УФАС России от 16.03.2018 г. N85 возбуждено данное дело.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от 07.12.2017 N 2171 "О внесении изменения в постановление Администрации города Таганрога от 15.06.2017 N 864" в схему теплоснабжения муниципального образования "Город Таганрог" внесены изменения, согласно которым МУП "Городское хозяйство" присвоен статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО), в частности в зоне расположения котельной ООО "ТЭК".
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловым сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 46 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определено, что предложение о заключении договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя другой стороне направляет любая из сторон договора. В том же пункте установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заключаемому договору поставки.
Исходя из данных обстоятельств, МУП "Городское хозяйство" письмом от 27.11.2017 N 15/4 обратилось к ООО "ТЭК" с предложением о заключении договора поставки тепловой энергии.
08.12.2017 г. МУП "Городское хозяйство" направило в адрес ООО "ТЭК" проект договора поставки тепловой энергии от 30.11.2017 N 06/2017 с приложениями. Также были направлены документы, подтверждающие присвоение МУП "Городское хозяйство" статуса ЕТО.
Письмом от 14.12.2017 N 364 ООО "ТЭК" отказало МУП "Городское хозяйство" в заключении договора поставки тепловой энергии, сославшись на то, что МУП "Городское хозяйство" не были предоставлены способы обеспечения обязательств по договору поставки тепловой энергии.
15.01.2018 г. МУП "Городское хозяйство" в третий раз обратилось к ООО "ТЭК" с предложением о заключении договора поставки.
Тогда же, 15.01.2018 г. повторно получен отказ в заключении договора, со ссылкой на отсутствие гарантий обеспечения исполнения обязательств со стороны МУП "Городское хозяйство".
18. 01.2018 г. МУП "Городское хозяйство" в очередной раз обратилось в ООО "ТЭК" с предложением о заключении договора поставки, с указанием на неправомерность требования предоставления гарантий исполнении договора, поскольку, согласно п. 1 ст. 15.2 Федерального закона о 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя не возникает у потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, не имеющих неисполненных обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. МУП "Городское хозяйство", не имея задолженности перед ООО "ТЭК", не соответствует критериям организаций, для которых возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Данное обращение оставлено ООО "ТЭК" без ответа.
19.01.2018 г., 08.02.2018 г., 16.02.2018 г. в адрес МУП "Городское хозяйство" поступили уведомления от ООО "ТЭК" о введении ограничения подачи тепловой энергии.
МУП "Городское хозяйство" является предприятием, поставляющим тепловую энергию, в частности, населению г. Таганрога, объектам социальной сферы (детские сады, учреждения образования, здравоохранения и т.д.), составляющим 92 % всех потребителей предприятия.
Пунктами 95, 96 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что в отношении объектов, принадлежащих социально значимым категориям потребителей, и используемых для непосредственного выполнения социально значимых функций, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, детально урегулированный пунктом 97 Постановления N 808.
МУП "Городское хозяйство" совместно с представителями организаций, управляющих многоквартирными домами, подключенными к централизованным сетям теплоснабжения в зоне котельной ООО "ТЭК", проведены замеры параметров температуры теплоносителя. По результатам обследования установлено, что котельной ООО "ТЭК" не соблюдается температурный график на выходе из котельной. Кроме того, в соответствии с расчетной тепловой нагрузкой расход воды в тепловой сети должен быть в пределах 365 т/час. Фактический расход воды составляет 245 т/час, что на 33 % меньше от расчетного.
В силу п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В развитие данного положения п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) устанавливает, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Подпунктом "б" п. 122 Правил N 354 определено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 3 "Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) (основанном на Определении ВС РФ от 20.12.2011 N 86-Впр11-6 по делу по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования г. Курлово, несовершеннолетних, неопределенного круга граждан - добросовестных потребителей услуги теплоснабжения к ОАО "Владимирская энергосбытовая компания", ООО "Владимиррегионгаз" о признании незаконными действий по прекращению электроснабжения и газоснабжения котельных в связи с образовавшейся задолженностью по оплате электроэнергии и газа ОАО "Владимирэнергосбыт" и ООО "Владимиррегионгаз") отмечено, что действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.
По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений во избежание нарушения прав указанных абонентов.
Иное умаляет предусмотренное ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и не соответствует требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 10.03.2011 N ВАС-2107/11.
При этом относительно правомерности применяемого метода расчета количества отпущенного ресурса сложилась судебная практика по делам NА53-3520/2016, А53-11121/2016, А53-21971/2016.
Относительно уклонения от заключения договора теплоснабжения между сторонами Арбитражным судом Ростовской области рассматривается дело NА53-1266/2018.
Согласно ст.16 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 95-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, разрешение в данном деле спора о заключения договора теплоснабжения между сторонами, с учетом рассмотрения этого спора в Арбитражном суде Ростовской области, будет означать фактическую подмену Ростовским УФАС России деятельности суда, что противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 471/02 в отношении МУП "Городское хозяйство" (347935, г.Таганрог, ул.Александровская, 128, ИНН 6154094137), ООО "Топливно-Энергетическая компания" (347900, г.Таганрог, пер.Лермонтовский, 7а, ИНН 6154088327), в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Председатель Комиссии С.В. Батурин
Члены Комиссии: И.В. Алексенко
О.С. Бубельцова
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 апреля 2018 г. N 471/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.04.2018