Заместитель руководителя - начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области<..>рассмотрев материалы административного дела N 1776/02 от 14.12.2016 года о правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года N195-ФЗ (далее по тексту КоАП) в отношении директора Муниципального предприятия г. Азова "Азовводоканал" <..>
УСТАНОВИЛ:
В Ростовское УФАС России поступило обращение Азовской межрайонной прокуратуры Ростовской области, о неправомерных, по мнению заявителя, действиях МП "Азовводоканал", выразившихся в неправомерном возложении обязанности на Янковскую Н.И. получить согласие собственника водопроводных сетей с целью получения технических условий (разрешения) для подключения к водопроводным сетям МП "Азовводоканал" (указанное в письме N 50/17-2/2879 от 31.10.2016 г.).
Как следует из материалов проверки Азовской межрайонной прокуратуры Ростовской области (вх. 16734 от 10.11.2016 г.), между ДНТ "Мичуринец-3" (г. Азов, ул. Ленина, 33/43) и ООО "Газ Сервис" (г. Азов, ул. Московская, 292Б) заключен договор о совместной деятельности по строительству водопроводного комплекса от 11.04.2012 г.
В соответствии с данным договором, стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства водопроводного комплекса для обеспечения членов ДНТ "Мичуринец-3" питьевой водой.
Согласно п. 3.1 и п. 3.2 договора все дела ведутся совместно, для совершения каждой сделки требуется предварительное или последующее согласие всех сторон договора.
17.02.2012 г. МП "Азовводоканал" выданы технические условия (исх. 13/85 "т") на подключение ДНТ "Мичуринец-3" к коммунальным сетям водоснабжения по адресу: г. Азов, ул. Победы, 4 км, с заявленной максимальной нагрузкой 11м3/сутки.
Согласно п. 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83 (далее - Правила N 83), запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:
наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
информацию о разрешенном использовании земельного участка;
информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;
планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
В соответствии с п. 9 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил N 83 запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 14 Правил N 83 в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.
Таким образом, п. 8 Правил N 83 не содержит требование о предоставлении согласия собстенника сетей абонентом, планирующим подключение к сетям основного абонента, а п. 14 Правил N 83 свидетельствует о необходимости согласования резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса.
Согласно п. 17 Правил N 83 в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Азовской межрайонной прокуратурой Ростовской области было установлено, что вопреки указанным положениям, МП "Азовводоканал" неправомерно требует от обратившихся к обществу потребителей согласие собственника для получения технических условий.
Данный вывод подтвержден письмом МП "Азовводоканал" N 50/17-2/2879 от 31.10.2016 г., подписанное директором МП "Азовводоканал" Картамышевым Д.М., направленное Янковской Надежде Ивановне (СНТ "Мичуринец-3", 5 линия, уч. 2534) в ответ на его заявление от 18.10.2016 г.
Однако, как следует из анализа указанных выше норм, а также подтверждается и судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.11.2015 г. по делу N А82-13224/2014), обязанность определять и предоставлять технические условия, а также согласовывать технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями, возложена на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Правила подключения, в которых имеется отсылка к Правилам определения и предоставления технических условий, не допускают отнесение такой обязанности на обратившееся лицо. Данные требования введены законодателем в целях минимизации негативных последствий для потребителя как слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях и недопущения злоупотребления со стороны владельца и пользователей сетей инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, как следует из письма N 50/17-2/2879 от 31.10.2016 г. МП "Азовводоканал" неправомерно перевозложило на потребителя - Янковскую Н.И., не являющегося профессиональным участником данного рынка, обязанность провести с собственником водопроводных сетей - с ДНТ "Мичуринец-3" и ООО "Газ Сервис" согласование технических условий.
За указанные действия (бездействие) установлена административная ответственность в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года N 195 - ФЗ (далее по тексту КРФ об АП).
Согласно ст. 2.4 КРФ об АП, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Действия Картамышева Д.М., как директора МП "Азовводоканал", подлежат квалификации по части 1 статьи 9.21 КРФ об АП.
Согласно части 1 статьи 9.21 КРФ об АП нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Процедура рассмотрения настоящего дела была соблюдена.
Приглашение для участия в составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КРФ об АП, было направлено Картамышеву Д.М. письмом от 25.11.2016 г. исх. N 20980/02.
В указанном письме Ростовским УФАС России была запрошена информация, необходимая для составления протокола.
Согласно почтовому уведомлению, указанное письмо, содержащее информацию о времени и месте составления настоящего протокола, получено МП "Азовводоканал" 01.12.2016 г.
Таким образом, о времени и месте составления протокола директор МП "Азовводоканал" - Картамышев Д.М. уведомлен надлежащим образом.
14.12.2016 г. протокол об административном правонарушении в отношении Картамышева Д.М. составлен в присутствии защитников по доверенности от 13.12.2016 г. - Бережной Елены Александровны и Мельникова Игоря Сергеевича.
Таким образом, при составлении протокола законные права и интересы Картамышева Д.М. были соблюдены в полном объеме.
Определением (исх. 23174/02 от 16.12.2016 г.) рассмотрение дела было назначено на 11.01.2017 г.
29.12.2016 г. (вх. 19388) МП "Азовводоканал" представило дополнительные пояснения во исполнение определения от 16.12.2016 г. исх. 23174/02.
11.01.2017 г. дело рассмотрено в присутствии защитников по доверенности - Бережной Е.А. и Мельникова И.С.
Статья 9.21 КРФ об АП предусматривает формальный состав административного правонарушения, не требующий наступления общественно опасных последствий. Общественная опасность правонарушения выражается в создании угрозы причинения вреда. Данная норма направлена на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от неправомерных действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, либо от злоупотребления своим доминирующим положением. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению требований в сфере соблюдения требований действующего законодательства в области энергетики.
В рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок осуществления субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, своей деятельности, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с этим, вменяемое обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.
Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Государство, признавая то или иное действие либо бездействие общественно опасным, устанавливает правовые запреты на их совершение.
Противоправность состоит в том, что должностное лицо МП "Азовводоканал" - Картамышев Д.М., исполняя свои служебные обязанности, допустил совершения МП "Азовводоканал" действий, запрещенных Гражданским Кодексом Российской Федерации, Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83, ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, противоправность вышеназванных действий подчеркивается также тем, что, указанное правонарушение противоречит не только нормам административного права, но и ряду других отраслей права.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КРФ об АП).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 указанной статьи).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе, тем самым предоставил возможность, в том числе органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Основания для освобождения лица, совершившего административное правонарушение от административной ответственности в порядке применения статьи 2.9 КРФ об АП отсутствуют.
Согласно статье 2.9 КРФ об АП, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
В соответствии со ст. 29.1 КРФ об АП: обстоятельства, исключающие производство по настоящему делу, не выявлены; для рассмотрения настоящего дела по существу имеется достаточно материалов; отводы и ходатайства не заявлены.
Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 19.7.4, 23.48, 23.66, 29.9 КРФ об АП, заместитель руководителя Ростовского УФАС России Батурин С.В.
ПОСТАНОВИЛ:
Признать директора МП "Азовводоканал",<...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.9.21 КРФ об АП и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей 00 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КРФ об АП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КРФ об АП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти оплачивается в федеральный бюджет.
Сумму штрафа надлежит уплатить на расчетный счет N 40101810400000010002 в отделении Ростова-на-Дону г. Ростова-на-Дону; БИК 046015001. Получатель: УФК по Ростовской области (Ростовское УФАС России) ИНН 6163030500. КПП 616301001.
Код бюджетной классификации 16111602010016000140.
ОКТМО 60701000 УИН 0
Основание платежа - Постановление Ростовского УФАС России N 1776/02.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (863) 240-99-59.
Согласно части 1 статьи 20.25 КРФ об АП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КРФ об АП, а также частью 1 статьи 30.3 КРФ об АП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КРФ об АП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления <>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 января 2017 г. N 1776/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.01.2017