Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Кузина А.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РОССТРОЙ" на действия заказчика Муниципального унитарного предприятия г. Бердска "Комбинат Бытовых Услуг" при проведении открытого конкурса на заключение договора на водоснабжение г. Бердска, водовод II-го подъема (строительство участка I-го этапа линейного объекта от К2 до УП6, (извещение N 31807006726 на сайте www.zakupki.gov.ru),
в присутствии:
- представителей ООО "РОССТРОЙ" - <_> (по доверенности) и <...> (по доверенности);
- представителя МУП "Комбинат бытовых услуг" - <...> (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "РОССТРОЙ" на действия заказчика Муниципального унитарного предприятия г. Бердска "Комбинат Бытовых Услуг" при проведении открытого конкурса на заключение договора на водоснабжение г. Бердска, водовод II-го подъема (строительство участка I-го этапа линейного объекта от К2 до УП6, (извещение N 31807006726 на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
09.11.2018 комиссия УФАС по Новосибирский области по результатам рассмотрения жалобы на действия заказчика МУП "КБУ" вынесла решение о признании жалобы ООО "РОССТРОЙ" на действия заказчика МУП "КБУ" обоснованной.
14.11.2018 Конкурсная комиссия МУП "КБУ" во исполнение предписания УФАС отменила протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 29.10.2018 и протокол оценки и сопоставления заявок открытого конкурса от 30.10.2018.
Далее, 19.11.2018 конкурсная комиссия МУП "КБУ" повторно рассмотрела заявки, отклонила заявку ООО "Электропрофи", допустила заявку ООО "РОССТРОЙ" и признала открытый конкурс несостоявшимся. На основании п.п. 8.10.1 Положения о закупке, комиссия рекомендовала Заказчику провести повторный конкурс или применить другой способ закупки.
Комиссия незаконно приняла решение рекомендовать Заказчику провести повторный конкурс, а сам Заказчик необоснованно уклоняется от заключения договора.
Согласно пункту 8.10.1 Положения в случае, если конкурс признан несостоявшимся и (или) договор не заключён с участником закупки, подавшим единственную конкурсную заявку или признанным единственным участником конкурса, заказчик вправе провести повторный конкурс или применить другой способ закупки.
Таким образом, в своем Положении заказчик прямо предусмотрел основания для проведения повторного конкурса, а именно - незаключение договора с единственным участником конкурса.
Однако заказчик вопреки пункту 8.8.3.8 Положения, не отправил единственному участнику закупки договор для заключения контракта. Конкурсная комиссия, а также заказчик не мотивировали свое решение о фактическом отказе заключать договор с ООО "РОССТРОЙ".
Между тем, заявка ООО "РОССТРОЙ" полностью соответствует конкурсной документации, а сам ООО "РОССТРОЙ" имеет необходимый опыт работы.
По мнению Верховного суда, изложенного в п.9 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-03 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.
Таким образом, отсутствует законодательный запрет на заключение договора с единственным участником конкурса, который признан несостоявшимся.
Жалоба ООО "РОССТРОЙ" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат Бытовых Услуг" представило следующие возражения на жалобу.
МУП "КБУ" руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП "КБУ" (далее - Положение) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закон 223-ФЗ не регламентирует процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяет основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которым должен руководствоваться заказчик.
Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия положения о закупке, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из текста жалобы не понятно, какие именно права и законные интересы ООО "Росстрой" были нарушены действиями заказчика (организатора закупки) и какому действующему законодательству противоречат данные факты.
С доводами участника закупки, изложенными в жалобе, МУП "КБУ" не согласен, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
07.11.2018 г. в адрес ООО "Росстрой", заказчик осуществил возврат обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
Приказом N67/1 от 24.09.2018 года утверждено Положение о закупках МУП "КБУ", которое размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gof.ru).
15.11.2018 года во исполнении предписания УФАС отменили протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 30.10.2018года.
19.11.2018 года Конкурсная комиссия МУП "КБУ" повторно рассмотрела заявки и признала открытый конкурс несостоявшимся. И на основании п.п.8.10.1 Положения о закупкок товаров, работ, услуг МУП "КБУ" заказчик вправе провести повторный конкурс или применить другой способ закупки.
29.11.2018 года Заказчиком опубликовано извещение о закупке N31807219374 "Водоснабжение г. Бердска. Водовод II- го подъема (Строительство участка I-го этапа линейного объекта от К2 до УП6), способ закупки: конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 8.8.3.8 Положения Заказчика по тексту Положения вправе заключить договор, как и по мнению Верховного суда РФ от 16.05.2018 г. возможна, а не обязывает заказчика на заключение договора.
В дополнение к вышесказанному Заказчик считает необходимым сообщить, что Заказчик руководствуется следующими принципами:
1) Информационная открытость закупки;
2) Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
09.10.2018 г. МУП "КБУ" в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N31807006726 о проведении открытого конкурса на заключение договора на водоснабжение г. Бердска, водовод II-го подъема (строительство участка I-го этапа линейного объекта от К2 до УП6.
Открытый конкурс проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
МУП "КБУ" осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" утвержденное директором МУП "КБУ" В.В. Воспанчуком.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Согласно п.п. 8.8.3.8. Положения о закупке товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" утвержденного директором МУП "КБУ" В.В. Воспанчуком, в случае если при проведении отборочной стадии заявка только одного участника признана соответствующей требованиям конкурсной документации, такой участник считается единственным участником конкурса. Заказчик вправе заключить договор с участником закупки, подавшим такую конкурсную заявку на условиях конкурсной документации, проекта договора и конкурсной заявки, поданной участником. Такой участник не вправе отказаться от заключения договора с заказчиком. Конкурс в этом случае признается несостоявшимся. Эта информация вносится в протокол о подведении итогов конкурса.
Положения Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.
Кроме того, порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положения о закупке. Федеральный закон от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" позволяет самостоятельно сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления сферы деятельности и выбрать способ закупки, который наиболее соответствует потребностям заказчика.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок открытого конкурса от 20.11.2018 г. к конкурсу была допущено только заявка ООО "РОССТРОЙ", на этом основании комиссия признала открытый конкурс несостоявшимся.
На основании п.п. 8.10.1. Положения о закупке товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" утвержденного директором МУП "КБУ" <_> в случае если конкурс признан несостоявшимся и (или) договор не заключен с участником закупки, подавшим единственную конкурсную заявку или признанным единственным участником конкурса, заказчик вправе провести повторный конкурс или применить другой способ закупки.
Отказ от заключения договора с победителем торгов (в рассматриваемом случае) возможно нарушает права заявителя, однако не противоречит порядку проведения торгов, установленному Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положению о закупках товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг".
Указанный вопрос может быть решен в ходе самостоятельного обращения заявителя в суд.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РОССТРОЙ" на действия заказчика Муниципального унитарного предприятия г. Бердска "Комбинат Бытовых Услуг" при проведении открытого конкурса на заключение договора на водоснабжение г. Бердска, водовод II-го подъема (строительство участка I-го этапа линейного объекта от К2 до УП6, (извещение N 31807006726 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 3 декабря 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.12.2018