Резолютивная часть решения оглашена 26 ноября 2018 года г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 04 декабря 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Кузина А.А. -специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 10, возбужденное 26.09.2018 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра" (ул. Бульвар Молодежи, д. 36, г. Новосибирск, 630055, ОГРН 1025403647686, ИНН 5408181095, КПП 540801001) п.4 ч.1 ст.17 ФЗ от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции"
в присутствии: представителей ФГУП "ЖКХ ННЦ" - <_>(по доверенности N89), <_> (по доверенности N90), <_> (по доверенности N91);
в отсутствии заявителя (уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом);
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение <_> (вх. 5975 от 12.07.2018 г.), о проведении проверки в целях установления обстоятельств наличия у должностного лица заказчика - ФГУП "ЖКХ НЦЦ", одновременно являющегося директором победителя электронного аукциона N0551100001118000131 на оказание услуг по обеспечению физической охраны полигона утилизации твердых бытовых отходов ФГУП "ЖКХ ННЦ", конфликта интересов.
Согласно сведениям, содержащимся в документации о закупке, ответственным должностным лицом по предмету закупки, является <_>.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0551100001118000131 от 06.07.2018 г., победителем было признано ООО ЧОП "НЕОКОМСБ", директором которого является <...> (ИНН: 54082214712).
Новосибирское УФАС России с целью установления обстоятельств о том, что указанное должностное лицо заказчика и директора ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ" являются одним и тем же лицом, запросило в ФГУП "ЖКХ ННЦ" информацию об ИНН сотрудника <...>. В ответ на данный запрос ФГУП "ЖКХ ННЦ" предоставило соответствующую информацию, из которой было установлено, что ИНН должностного лица заказчика и директора ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ совпадают, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.
Пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Участие в закупке одного из работников заказчика, одновременно являющегося директором общества с ограниченной ответственностью, привело к ограничению конкуренции и содержит признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В связи с изложенным, в соответствии со ст. 39, п. 1 ч. 8 ст. 44, ч. 12 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", в отношении мэрии г. Новосибирска возбуждено дело N 10 (приказ N 147 от 26.09.2018 г.) по признакам нарушения п.4 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Федеральное государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра" представило следующие пояснения по существу дела (вх. N 8711 от 18.10.2018 г.).
ФГУП "ЖКХ ННЦ" выступило заказчиком по закупке, проведенной в форме электронного аукциона, объектом которой являлось оказание услуг по обеспечению физической охраны полигона утилизации твердых бытовых отходов ФГУП "ЖКХ ННЦ".
Извещение о проведении N 0551100001118000131 и документация об электронном аукционе ОА-93/18 размещены на сайте единой информационной системы АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru 26.06.2018 г.
По окончании срока подачи заявок (до 09:00:00 [GMT +7 Красноярск] 06.07.2018 г.) была подана единственная заявка от участника закупки - ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ".
В соответствии с ч. 16 ст. 66 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) аукцион признан несостоявшимся.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе договор N 380-ус./18 на оказание услуг по физической охране полигона УТБО ФГУП "ЖКХ ННЦ" заключен с единственным участником аукциона - ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ", так как этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системы и документации об аукционе.
26.09.2018 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в отношении ФГУП "ЖКХ ННЦ" возбуждено дело N 10 о нарушении антимонопольного законодательства, а именно, п. 4 ч. 1
ст. 17 федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с тем, что ответственное должностное лицо заказчика по предмету закупки <...> и директор участника закупки ООО ЧОП "НЕОКОМ- СБ" являются одним и тем же лицом.
Ответчик считает, что в действиях ФГУП "ЖКХ ННЦ" нарушений Закона о защите конкуренции не усматривается ввиду следующего.
Пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах.
Согласно приказу директора предприятия от "22" января 2018 года <...> принят на работу в ФГУП "ЖКХ ННЦ" на должность помощника директора по безопасности (прилагается). Он же является директором ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ", что подтверждается решением единственного участника общества от 01.03.2016 г.
Указанная норма права содержит запрет на непосредственное участие в торгах организатора, заказчика, или их работников, но не содержит запрет на участие юридических лиц, руководителями которых являются работники организатора, заказчика. Закон о контрактной системе также не содержит такой запрет.
Потому, исходя из буквального толкования норм права, ответчик полагает, что участие в аукционе юридического лица (ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ"), директором которого является работник заказчика - <...> не является нарушением нормы пункта 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, полномочиями по рассмотрению заявок и принятию решения об их соответствии или несоответствии установленным требованиям (ст. 67, 69 Закона о контрактной системе) обладает аукционная комиссия.
В ФГУП "ЖКХ ННЦ" приказом от 29.08.2017 г. N 234 создана аукционная комиссия в составе: <_>, <_>, <_>, <_>, <_>.
Помощник директора по безопасности <...> в число членов аукционной комиссии не входит. Кроме того, должностной инструкцией помощника директора по безопасности подтверждается, что в должностные обязанности <...> не входит осуществление закупок. Кроме того, он указан в документации об электронном аукционе ОА-93/18 лишь в качестве контактного лица, которое может дать пояснения по предмету закупки, функциональными обязанностями в рамках Закона о контрактной службе не наделен.
Следовательно, так как <...> не обладает полномочиями по определению поставщиков, по принятию решений, влекущих за собой правовые последствия, при осуществлении ФГУП "ЖКХ ННЦ" закупок, он никак не мог повлиять на процедуру проведения аукциона и его результат.
Электронный аукцион проводился в полном соответствии с Законом о контрактной системе, статья 31 которого устанавливает единые требования к участникам закупки. При этом согласно п. 6 указанной статьи заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Участник закупки ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ" полностью соответствовал требованиям ст. 31 Закона о контрактной системе.
Статьей 69 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, который определяет основания для признания заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией, которые не содержат запрет на участие в закупке юридических лиц, руководителями которых являются работники заказчика.
Таким образом, у аукционной комиссии отсутствовали основания для признания заявки ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ", не соответствующей требованиям в соответствии со ст. 31, 69 Закона о контрактной системе, в противном случае, было бы нарушено право участника закупки, который был бы вправе обжаловать принятое решение.
Также ответчик обращает внимание на тот факт, что, помимо ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ", никакие иные лица, не подавали заявку на участие в аукционе. Аукцион фактически не был проведен, признан несостоявшимся Согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае признания аукциона несостоявшимся в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона, контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке и по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Таким образом, ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ" в торгах не участвовало, а договор с ним был заключен как с единственным исполнителем. Соответственно, в данном случае отсутствуют лица, чьи права нарушены или могли бы быть нарушены участием ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ" в аукционе.
Следовательно, подача ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ" заявки на участие в аукционе не привело и не могло привести к последствиям, предусмотренным ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции: недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона.
Дополнительно ответчик сообщает о том, что договор N 380-ус./18 на оказание услуг по физической охране полигона УТБО ФГУП "ЖКХ ННЦ" от 17.07.2018 г. расторгнут 03.09.2018 г. по соглашению сторон.
Исходя из анализа и сопоставления изложенных доводов и возражений Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
26.06.2018 г. на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона (N 0551100001118000131) ФГУП "ЖКХ ННЦ" на оказание услуг по обеспечению физической охраны полигона по утилизации твердых бытовых отходов, начальная (максимальная) цена контракта 236 250 рублей.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2); участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок (пункт 4).
В данном случае Положение о закупочной деятельности, соответствующие извещение и документация об электронном аукционе размещены ФГУП "ЖКХ ННЦ" на официальном сайте проведения торгов (https://torgi.gov.ru) и на сайте единой информационной системы АО "Единая электронная торговая площадка" (https://www.roseltorg.ru), все желающие участвовать в электронном аукционе имели реальную возможность ознакомиться с условиями участия в электронном аукционе.
В связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", аукцион признается несостоявшимся.
Из Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0551100001118000131 от 06.07.2018 г. следует, что на основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе единственный участник общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "НЕОКОМ-СБ" (ИНН 5408146397, ОГРН 1025403649806, КПП 540801001, юр. адрес: 630055, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Гнесиных, д.10) и поданная им заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
Таким образом, при проведении закупки N0551100001118000131 в состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах), входило ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ".
Пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержит запрет на непосредственное участие в торгах организатора, заказчика либо их работников, однако не содержит запрета на участие в торгах юридических лиц, руководителями которых являются работники организатора, заказчика.
Однако, согласно письму ФАС от 16.12.2013 г. NИА/50999/13 "О применении антимонопольного законодательства", исходя из имеющейся судебной практики п. 4 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции не содержит прямого запрета на участие таких лиц в торгах (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.03.2011 по делу N А40-8306/10-130-413; постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа ль 26.09.2013 по делу N А52-326/2013).
Кроме того, согласно аналитическому отчету, подготовленному отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, по результатам анализа состояния конкуренции при проведении Федеральным государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра" закупок в форме отрытого аукциона в электронной форме на право оказания услуг по обеспечению физической охраны полигона утилизации твердых бытовых отходов ФГУП "ЖКХ ННЦ", установлено, что в связи с тем, что на участие в электронном аукционе N0551100001118000131 поступила заявка только ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ" конкуренция отсутствовала.
На основании изложенного, участие в аукционе юридического лица (ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ"), директором которого является работник заказчика -<...>, не нарушает пункт 4 части 1 стать 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, в выявленных действиях ФГУП "ЖКХ НЦЦ" по допуску ООО ЧОП "НЕОКОМ-СБ" к аукциону не усматривается антиконкурентной направленности.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
Производство по делу N 10, возбужденному 26.09.2018 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра" (ул. Бульвар Молодежи, д. 36, г. Новосибирск, 630055, ОГРН 1025403647686, ИНН 5408181095, КПП 540801001) п.4 ч.1 ст.17 ФЗ от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 ноября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.12.2018