Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб в составе:
Заместитель председателя комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>;
<_>;
<_>;
<_>;
при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,
при участии:
- <_> - представителя ГАУЗ КОКБ (доверенность от 23.10.2018 г. б/н),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу ООО "ТД "Виал" и материалы жалобы N 149/05-18.1-2018,
У С Т А Н О В И Л А:
26.11.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО "ТД "Виал" (вх. N 5718э) действия заказчика - Государственного автономного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская областная клиническая больница имени С.В. Беляева" (далее - ГАУЗ КОКБ, Заказчик) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств, извещение о проведении которого было опубликовано 15.11.2018 г., в текущей редакции 21.11.2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) под N 31807152783 (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, Документация Заказчика содержит требования, которые не соответствуют нормам законодательства Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении данной закупки, а именно: в технической части аукционной документации установлена в отношении лекарственного препарата МНН "Ампициллин+Сльбактам" терапевтически незначимая характеристика: "По 1,5 г. в стеклянном флаконе, объемом 10 мл. Растворитель (вода для инъекций) по 5 мл. в ампуле из стекла. По 1 флакону и 1 ампуле с растворителем в контурной ячейковой упаковке. По 1 контурной ячейковой упаковке вместе с инструкцией по применению в картонной коробке". Таким образом, заказчик установил терапевтически не значимые характеристики, без возможности поставки эквивалентного товара.
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 27.11.2018 г. N 05/11629 рассмотрение жалобы N 149/05-18.1-2018 было назначено на 05.11.2018 г. на 10 часов 00 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.
В связи с тем, что ООО "ТД "Виал" было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы N 149/05-18.1-2018, Комиссия решила рассмотреть данную жалобу в отсутствие представителя Заявителя.
05.12.2018 г. на заседании Комиссии представитель ГАУЗ КОКБ пояснила, что согласно подпункту 2 пункта 1 подраздела 2 раздела 5 Положения о закупке извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами и т.д. Объектом закупки является антибиотик-пенициллин полусинтетический+беталактамаз ингибитор с указанием МНН: Ампициллин+[Сульбактам]. Требования к лекарственным препаратам для нужд Заказчика установлены исходя из потребностей Заказчика, и необходимы для качественного оказания Заказчиком услуг в сфере медицинской деятельности. Подробно доводы ГАУЗ КОКБ изложены в возражениях на жалобу (вх. N 144-н от 04.12.2018).
Изучив имеющиеся материалы жалобы N 149/05-18.1-2018 и заслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
08.11.2018 г. наблюдательным советом ГАУЗ КОКБ утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ КОКБ (далее - Положение).
Согласно подпункта 1.1 пункта 1 подраздела 6 раздела 1 Положения запрос котировок в электронной форме относится к конкурентным способам закупки.
Согласно пункту 1 подраздела 1 раздела 5 Положения под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с пунктом 2 подраздела 1 Раздела 5 Положения Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме в соответствии с положениями настоящего раздела при условии, что начальная (максимальная) цена договора не превышает 7 млн. руб. при осуществлении закупок в соответствии со статьей 3.4. Закона N223-ФЗ.
Победителем признается соответствующий требованиям извещения о закупке участник запроса котировок в электронной форме, предложивший наиболее низкую цену договора пункт 3 подраздела 1 Раздела 5 Положения.
Согласно пункту 4 подраздела 1 Раздела 5 Положения при проведении запроса котировок в электронной форме Заказчик не составляет документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 5 подраздела 1 Раздела 5 Положения Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно подпункту 2 пункта 1 подраздела Раздела 5 1. в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должны быть включены сведения, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В Разделе 8 Извещения N 2079-18-ЗКЭФ о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств (далее - Извещение) "Описание объекта закупки" установлены требования:
к техническим характеристикам товара, работы, услуги:
Наименование МНН Характеристики товара
Ампициллин+[Сульбактам] Антибиотик-пенициллин полусинтетический+бета-лактамаз ингибитор.
Препарат представляет собой порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения. В 1 флаконе содержится ампициллин натрия в пересчете на ампициллин 1г и сульбактам натрия в пересчете на сульбактам 0,5г+ампула с растворителем вода для инъекций 5 мл N 1( в комплекте 1+1)в общей упаковке. Показан для лечения эндометрита, цистита, уретрита. Применяется без ограничений при: бронхиальной астме, поллинозе, хронических заболеваниях ЖКТ, в пожилом возрасте. При применении не вызывает побочные реакции: боль в груди, боль в горле, отеки, кровоточивость, метеоризм.
к размерам, упаковке, отгрузке товар:
Наименование МНН Требования к упаковке
Ампициллин+[Сульбактам] По 1,5г в стеклянном флаконе, объемом 10 мл. Растворитель (вода для инъекций) по 5 мл в ампуле из стекла. По 1 флакону и 1ампуле с растворителем в контурной ячейковой упаковке. По 1 контурной ячейковой упаковке вместе с инструкцией по применению в картонной коробке.
15.11.2018 г. и 21.11.2018 г. (текущая редакция извещения) ГАУЗ КОКБ на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств, включающая в себя извещение с проектом договора.
Дата и время окончания подачи заявок 27.11.2018 в 09:00 (МСК+4).
Дата рассмотрения заявок 27.11.2018 (МСК+4).
Дата подведения итогов 27.11.2018 (МСК+4).
В извещении от 15.11.2018 г. дата окончания срока подачи заявок, дата рассмотрения заявок и дата подведения итогов - 23.11.2018 г.
Изменения в извещении внесены в связи опечаткой в Разделе 8 "Описание объекта закупки", а именно: в требованиях к размерам, упаковке, отгрузке товара в первой редакции наименование МНН значилось: надропарин кальция.
Проанализировав Извещение, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит выводу о необоснованности довода ООО "ТД "Виал" на основании следующего:
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В пункте 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Объектом закупки является антибиотик-пенициллин полусинтетический+беталактамаз ингибитор с указанием МНН: Ампициллин+[Сульбактам].
Описание объекта закупки: "Препарат представляет собой порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения. В 1 флаконе содержится ампициллин натрия в пересчете на ампициллин 1г и сульбактам натрия в пересчете на сульбактам 0,5г+ампула с растворителем вода для инъекций 5 мл N 1( в комплекте 1+1)в общей упаковке. Показан для лечения эндометрита, цистита, уретрита. Применяется без ограничений при: бронхиальной астме, поллинозе, хронических заболеваниях ЖКТ, в пожилом возрасте. При применении не вызывает побочные реакции: боль в груди, боль в горле, отеки, кровоточивость, метеоризм".
В соответствии с разделом 02.04.02. Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0002-2001 ""Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения", утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации от 26.03.2001 N 88 инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов - это официальный документа, содержащий информацию о лекарственном препарате, необходимую для его эффективного и безопасного применения.
Инструкция по медицинскому применению Ампициллин+[Сульбактам] содержит указания на способ приготовления раствора и перечень рекомендованных растворителей.
Согласно инструкции по применению препарата, для приготовления раствора применяется не менее 4 мл растворителя.
В Российской Федерации зарегистрированы следующие объемы растворителя "вода для инъекций"; 2 мл, 5 мл, 10 мл, 100 мл, 250 мл, 1000 мл, 2000 мл.
Таким образом, Заказчик обязан руководствоваться инструкцией на лекарственные средства при описании объекта закупки, а также обязан обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что декларируется пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Указание Заказчиком в Извещении конкретных требований к поставляемым товарам не ограничивает количество участников размещения закупки, так как извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не содержит указаний на фирменное наименование, место происхождения товара или наименование производителя, а также иных требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Все участники закупки имеют равные условия, при подаче заявки и могут предлагать к поставке товары, полностью соответствующие Извещению. В Извещении также отсутствует требование о наличии товара у участника закупки на момент подачи заявки.
Участники закупки, являются участниками фармацевтического рынка и имеют возможность поставить любой препарат, соответствующий условиям извещения.
Следовательно, поставку лекарственного препарата, являющегося предметом закупки, может осуществить любое лицо, обладающее соответствующей лицензией. Все участники находятся в равных условиях.
Письма ФАС России, на которые ссылается ООО "ТД "Виал" в жалобе при рассмотрении данной жалобы не могут применяться, так как в письме от 09.06.20125 г. был даны разъяснения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; письмо от 26.10.2015 г. является ответом контролирующего органа в адрес конкретного заявителя относительно конкретного лекарственного препарата с МНН Меропенем; письмо от 03.02.2016 г. касается вопросов взаимозаменяемости лекарственных средств в рамках отдельного МНН Глатирамера ацетат и не имеет отношения в препарату МНН Ампициллин+[Сульбактам].
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ТД "Виал" на действия заказчика - Государственного автономного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская областная клиническая больница имени С.В. Беляева" (при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств, извещение N 31807152783, необоснованной.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии
Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 5 декабря 2018 г. N 149/05-18.1-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.12.2018