Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>
при участии представителей: <...>
рассмотрев жалобу АО "АЭСТ и С" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на эксплуатацию и замену (установку) узлов учета тепловой энергии (извещение N 31807117682) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба АО "АЭСТ и С" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на эксплуатацию и замену (установку) узлов учета тепловой энергии (извещение N 31807117682) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы", утвержденным исполняющим обязанности руководителя ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" Г.И. Рябовым (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
07.11.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
дата окончания подачи заявок - 28.11.2018;
дата рассмотрения заявок - 05.12.2018;
дата подведения итогов - 12.12.2018;
начальная (максимальная) цена договора по лоту N 1: 10 887 974 464, 69 рубля; начальная (максимальная) цена договора по лоту N 2: 8 466 604 289, 40 рублей; начальная (максимальная) цена договора по лоту N 3: 9 253 804 562, 39 рубля; начальная (максимальная) цена договора по лоту N 4: 8 656 136 296, 02 рублей;
26.11.2018 закупка отменена приказом Заказчика от 26.11.2018 N ГБУ03/11/18-1.
Согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 28.11.2018 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 04.12.2018.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по модернизации и эксплуатации узлов учета тепловой энергии;
Заказчиком неправомерно объединены в четыре лота осуществление работ на территории всех административных округов Москвы;
Заказчиком неправомерно не размещена в ЕИС проектно-сметная документация.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы,Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по модернизации и эксплуатации узлов учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 1.3 Положения о закупке.
Согласно пункту 8.4 Извещения, пункту 8.4 Информационной карты Документации, а также требованиям Технического задания Документации, по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурсу, исполнителю необходимо выполнить работы по эксплуатации и замене (установке) узлов учета тепловой энергии (УУТЭ).
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 1 к Техническому заданию Документации, в целях модернизации УУТЭ исполнитель осуществляет следующие виды работ:
выполнение подготовительных работ: проведение обследования на Объекте работ, в ходе которого изучаются: тепловые и гидравлические режимы функционирования тепловых сетей и систем теплоснабжения (отопления, горячего водоснабжения и отопительной вентиляции), схемы присоединения, диаметры трубопроводов, сопротивление систем, наличие жалоб на работу систем и т.п. Проверяется наличие технической возможности установки УУТЭ на объекте работ. По итогам обследования, по каждому объекту работ (до начала строительно-монтажных работ) оформляется комплект рабочей документации (рабочий проект), необходимой для организации учета тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды с использованием приборов учета;
выполнение строительно-монтажных работ: поставка и монтаж УУТЭ с использованием оборудования и материалов исполнителя в соответствии с рабочей документацией (рабочим проектом), оформленным исполнителем в ходе выполнения подготовительных работ, согласованным с Заказчиком, РСО и потребителем коммунальных ресурсов;
выполнение пуско-наладочных работ: проверка правильности монтажа оборудования, подключения электрических цепей питания и связи, программирование вычислителя теплосчетчика на необходимые рабочие параметры. Наладка приборов учета и составных частей УУТЭ с проверкой правильности функционирования приборов. Осуществление опытной эксплуатации УУТЭ;
Организация ввода в эксплуатацию УУТЭ: комплексная наладка УУТЭ со снятием показаний и формированием почасовых (суточных) ведомостей непрерывной работы узла учёта за 3 (трое) суток эксплуатации УУТЭ (за 7 (семь) суток эксплуатации УУТЭ - для объектов с ГВС). Подготовка мест и устройств для пломбировки УУТЭ. Создание от имени Заказчика как владельца узла учета комиссии по вводу УУТЭ в эксплуатацию, в соответствии с требованиями правил, предъявление УУТЭ комиссии для ввода в эксплуатацию, передача Заказчику акта ввода в эксплуатацию УУТЭ, подписанного потребителем и утверждённого РСО. Оформление комплекта отчетной документации, необходимой для приемки выполненных работ.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы и пояснили, что включение в один лот замены (установки) и эксплуатации УУТЭ позволяет:
- обеспечить привлечение участников конкурса, имеющих достаточный опыт, квалификацию и финансовые ресурсы в целях выполнения условий договора, так как согласно условиям конкурсной документации, сумма обеспечения заключения договоров и опыт участников конкурса по поставке, установке, эксплуатации УУТЭ (УСПД) рассчитываются от цены договора;
- снизить бюджетные расходы на ведение договоров с исполнителями, а также на мониторинг исполнения обязательств;
- снизить стоимость установки и эксплуатации УУТЭ, так как благодаря эффекту масштаба у исполнителей сокращаются расходы на административно-управленческий персонал, стоимость производства УУТЭ и УСПД, стоимость эксплуатации УУТЭ.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что согласно проведенным Заказчиком и структурами Правительства Москвы исследованиям, текущие условия Конкурса в отношении УУТЭ позволяют участвовать в нем целому ряду компаний, способных реализовать данный проект. В рамках экспертизы НМЦД получены коммерческие предложения от 5 компаний, которые заинтересованы в участии в Конкурсе на право заключения договора на эксплуатацию и замену (установку) УУТЭ.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно объединены в четыре лота осуществление работ на территории всех административных округов Москвы.
Согласно пункту 8.4 Извещения, пункту 8.4 Информационной карты Документации, а также требованиям Технического задания Документации, по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурсу, исполнителю необходимо выполнить соответствующие работы по следующим административным округам Москвы:
Лот N1. Эксплуатация и замена (установка) узлов учета тепловой энергии (ЗАО, СЗАО, ЦАО);
Лот N2. Эксплуатация и замена (установка) узлов учета тепловой энергии (ТиНАО, ЮАО, ЮЗАО);
Лот N3. Эксплуатация и замена (установка) узлов учета тепловой энергии (ВАО, ЮВАО);
Лот N4. Эксплуатация и замена (установка) узлов учета тепловой энергии (ЗелАО, САО, СВАО).
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы и пояснили, что в целях качественного и своевременного соответствующих работ в Конкурс включено четыре лота, разделение которых осуществлено Заказчиком по признакам наибольшей территориальной близости объектов, на которых требуется выполнение работ по предмету закупки,.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно не размещена в ЕИС проектно-сметная документация.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Приложения N 1 к Техническому заданию Документации, по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурса, исполнителю необходимо выполнить, в том числе, строительно-монтажных работы, а именно: поставка и монтаж УУТЭ с использованием оборудования и материалов исполнителя в соответствии с рабочей документацией (рабочим проектом), оформленным исполнителем в ходе выполнения подготовительных работ, согласованным с Заказчиком, РСО и потребителем коммунальных ресурсов.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы и пояснили, что количество (состав), вид, наименование (марка) средств измерений, оборудования, материалов определяется индивидуально для каждого объекта работ в соответствии с проектной документацией, согласованной РСО. При этом, проектирование УУТЭ осуществляется исполнителем самостоятельно на основании технических условий, выданных ресурсоснабжающей организацией по запросу исполнителя, проведенного предпроектного обследования и технической документации на приборы учёта и средства измерений.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 04.12.2018 N 223-ФЗ-887/18 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в:
неправомерном установлении в Документации требования, согласно которому участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) с пятым уровнем ответственности ОДО (обеспечение договорных обязательств), а также требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок;
неправомерном установлении в Документации требования, согласно которому размер ежегодной банковской гарантии обеспечения исполнения обязательств по договору остается неизменным на протяжении срока действия договора;
неправомерном установлении в Документации права Заказчика направлять запросы участникам закупки о разъяснении положений заявок на участие в Конкурсе, а также уточняющие запросы, в том числе по техническим условиям заявки.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу АО "АЭСТ и С" (ИНН: 7743832883, ОГРН: 1117746834237) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" (ИНН: 7710918359, ОГРН: 1127746615831) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на эксплуатацию и замену (установку) узлов учета тепловой энергии (извещение N 31807117682) необоснованной.
Признать ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку закупка отменена.
В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 04.12.2018 N 223-ФЗ-887/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 декабря 2018 г. N 223-ФЗ-891/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.12.2018