На основании приказа от 24.08.2018 N02/441-пр (в редакции приказа от 12.09.2018 г. N01/457-пр) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Актанышского муниципального района Республики Татарстан.
По результатам проведения проверки установлено следующее.
На основании договора аренды земельного участка N М 14-071-2450 от 07.08.2018 г., заключенного между Исполнительным комитетом Актанышского муниципального района РТ (арендодатель) и ООО "Алга" (арендатор), в соответствии с распоряжением Руководителя Исполнительного комитета от 07.08.2018 N755-р, арендатору переданы земельные участки сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером <_>, общей площадью 2 071 000 кв. м.;
- с кадастровым номером <_>, общей площадью 570 000 кв. м.
Срок аренды с 07.08.2018 г. по 07.08.2067 г.
Как следует из представленных документов, земельные участки были предоставлены без проведения торгов на основании опубликованного извещения в газете "Актаныштаннары" N 28 (10268) от 20.04.2018 г. и на сайте www.torgi.gov.ru NN 200418/0054497/01, 200418/0054497/02.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Особенности предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации установлены Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указанный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения участниками отношений, регулируемых указанных Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В связи с чем юридические лица являются участниками правоотношений, связанные с владением, пользованием земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены статьей ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, порядок, установленный ст. 39.18 ЗК РФ, применяется в случае предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду на срок до пяти лет.
В рассматриваемом случае, договор аренды земельного участка N М 14-071-2450 от 07.08.2018 г. заключен между Исполнительным комитетом Актанышского муниципального района РТ и ООО "Алга" со сроком 49 лет.
Таким образом, договор аренды земельного участка N М 14-071-2450 от 07.08.2018 г. мог быть заключен исключительно по результатам проведения аукциона.
Таким образом, Исполнительный комитет Актанышского муниципального района РТ, предоставив ООО "Алга" земельные участки с кадастровыми номерами 16:04:240302:73; 16:04:240302:72 без проведения торгов, создало для конкретного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении земельного участка в аренду.
Согласно Положению, утвержденному Решением Совета Актанышского муниципального района РТ от 08.02.2006 N 5, Палата имущественных и земельных отношений Актанышского муниципального района РТ является органом местного самоуправления, осуществляющим управление, владение и распоряжение муниципальным имуществом.
На основании вышеизложенного, органами местного самоуправления нарушен порядок заключения договора аренды N М 14-071-2450 от 07.08.2018 г.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, действия Исполнительного комитета Актанышского муниципального района РТ, Палаты имущественных и земельных отношений Актанышского муниципального района РТ по предоставлению ООО "Алга" земельных участков сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером <_>, общей площадью 2 071 000 кв. м.;
- с кадастровым номером <_>, общей площадью 570 000 кв. м.,
без проведения торгов содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
В связи с наличием в действиях (бездействии) Исполнительного комитета Актанышского муниципального района РТ, Палаты имущественных и земельных отношений Актанышского муниципального района РТ признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления ООО "Алга" земельных участков сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения нарушения путем обеспечения возврата земельных участков сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером <_>, общей площадью 2 071 000 кв. м.;
- с кадастровым номером <_>, общей площадью 570 000 кв. м. из пользования ООО "Алга".
Предупреждение необходимо выполнить в течение 60 дней с момента получения.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
<_> <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 6 декабря 2018 г. N ИП-06/19453
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.12.2018