Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) /***, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 03-17/96-2018, возбужденного в отношении публичного акционерного общества ***; ИНН: ***; площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург; дата регистрации - 23 декабря 2004 года; ПАО "Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада" "Карелэнерго" ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", сетевая организация, Общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, далее - Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО "МРСК Северо-Запада" по доверенности от 24 апреля 2018 года N 122 "_"
УСТАНОВИЛ:
19 сентября 2018 года в Управление поступило заявление "_" (вх. N 4411) с жалобой на действия сетевой организации, выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28 декабря 2017 года N 34-02627П/17 (далее - договор).
Из предоставленных документов следует, что между ПАО "МРСК Северо-Запада" и "_" заключен договор, в соответствии с условиями которого ПАО "МРСК Северо-Запада" приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявительницы - щит учета для обеспечения энергоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: "_".
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Из пункта 15 Правил технологического присоединения следует, что договор технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Так как датой подписания договора является 14 марта 2018 года (дата подписания договора заявительницей, дата вх. сетевой организации не установлена), мероприятия по технологическому присоединению подлежали выполнению в срок до 14 сентября 2018 года.
В соответствии с условиями пункта 4 договора срок действия технических условий составляет 2 года, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств составляет 550 руб. (пункт 10 договора).
Чек-ордер от 03 апреля 2018 года N 598075 подтверждает произведенную заявительницей оплату по договору.
Техническими условиями от 26 декабря 2017 года N 34-02627П/17-001 (далее - технические условия) предусмотрено, что сетевая организация осуществляет усиление существующей электрической сети; развитие существующей инфраструктуры определяет проектом; строительство объектов электросетевого хозяйства не требуется.
В пункте 10 технических условий указано, что точкой присоединения является опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-55 Л-2 Юргилица, максимальная мощность 15 кВт.
"_" мероприятия, предусмотренные договором и техническими условиями, выполнила в полном объеме, о чем 16 мая 2018 года было уведомлено ПАО "МРСК Северо-Запада".
Актом о выполнении технических условий от 22 мая 2018 года N 34-02627П/17-001 подтвержден факт выполнения заявительницей мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер
В силу пункта 2 Правил технологического присоединения действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации (пункт 15 Правил технологического присоединения).
Сроки технологического присоединения установлены подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности не может превышать 6 месяцев.
Как указано выше, из документов, представленных с заявлением, следует, что в соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения договора составляет 6 месяцев, договор подписан сторонами и вступил в законную силу.
Из представленных документов следует, что мероприятия по технологическому присоединению по вине ПАО "МРСК Северо-Запада" не выполнены в установленный срок - 14 сентября 2018 года, что является нарушением подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и пункта 5 договора.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
Приказом ФСТ России от 03 июня 2010 года N 204-э ПАО "МРСК Северо-Зпада" включено в Реестр субъектов естественных монополий.
Следовательно, при несоблюдении требований, в том числе Правил технологического присоединения, ПАО "МРСК Северо-Запада" подлежит привлечению к административной ответственности как хозяйствующий субъект на основании статьи 9.21 КоАП РФ.
Так, ПАО "МРСК Северо-Запада" неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 20 марта 2017 года по делу N 03-17/10-2017 - штраф 300 тыс. руб.; постановления от 28 марта 2017 года по делам N 03-17/14-2017 и 03-17/15-2017 - штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 21 апреля 2017 года по делам N 03-17/19-2017 и 03-17/20-2017 - штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 02 июня 2017 года по делам N 03-17/34-2017 и 03-17/35-2017 - штраф по 300 тыс. руб.; постановление от 10 июля 2017 года по делу N 03-17/44-2017 - штраф 600 тыс. руб.; постановления от 31 августа 2017 года по делам N 03-17/49-2017 и N 03-17/59-2017 - штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 06 сентября 2017 года по делам N 03-17/63-2017 и N 03-17/65-2017 - штраф по 650 тыс. руб.; постановление от 07 ноября 2017 года по делу N 03-17/74-2017 - штраф 300 тыс. руб.; постановление от 29 ноября 2017 года по делу N 03-17/69-2017 - штраф 300 тыс. руб.; постановление от 08 декабря 2017 года по делу N 03-17/79-2017 - штраф 600 тыс. руб.; постановление от 22 февраля 2018 года по делу N 03-17/01-2018 - штраф 300 тыс. руб.; постановление от 14 марта 2018 года по делу N 03-17/32-2018 - штраф 620 тыс.руб.; постановление от 18 мая 2018 года по делу N 03-17/35-2018 - штраф 300 тыс. руб. ), в связи с чем подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
15 ноября 2018 года в присутствии представителя ПАО "МРСК Северо-Запада" по доверенности, в отсутствие потерпевшей "_", надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении.
При составлении и подписании протокола представителем ПАО "МРСК Северо-Запада" предоставлен приказ от 14 ноября 2018 года N 529 об утверждении актов КС-14, а также сообщено, что в настоящее время оформляются сетевые документы.
Определением от 19 ноября 2018 года "О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 03-17/96-2018", настоящее дело было назначено к рассмотрению на 27 ноября 2018 года в 11 часов 00 минут (получено ПАО "МРСК Северо-Запада" 23 ноября 2018 года).
"_" извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела посредством телефонограммы от 27 ноября 2018 года N 146.
С письмом от 23 ноября 2018 года N МР2/3/119-06/9996 ПАО "МРСК Северо-Запада" предоставило акт от 21 ноября 2018 года N 34-02627П/17-001 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств "_"
ПАО "МРСК Северо-Запада" в объяснениях просило административный орган учесть наличие оснований для снижения размера административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.
Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
ПАО "МРСК Северо-Запада" не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.
Срок давности привлечения ПАО "МРСК Северо-Запада" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.
Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.
Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.
Вместе с тем, пунктом 3.2. части 3 статьи 4.2 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 части 3 статьи 4.2 КоАП РФ).
Учитывая тот факт, что сетевой организацией выполнены мероприятия, предусмотренные техническими условиями от 26 декабря 2017 года N 34-02627П/17-001, осуществлено фактическое присоединение, составлены сетевые документы до вынесения постановления по настоящему делу, полагаю возможным привлечь Общество к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (600 000 рублей/2).
Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО "МРСК Северо-Запада" своих прав и защиты законных интересов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2.1, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 9.15, 23.48, 28.2, 29.9, 29.10, 26.11, 28.7 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин К.Е.,
ПОСТАНОВИЛ:
Наложить на юридическое лицо - ПАО "МРСК Северо-Запада" (ОГРН: 1047855175785; ИНН: 7802312751) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Банк: Отделение-НБ Республика Карелия г. Петрозаводск
БИК 048602001 р/с 40101810600000010006
Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001
Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России, л/с 04061410910)
Код ОКТМО 86701000
КБК 161 1 16 41000 01 6000 140
Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства (дело N 03-17/96-2018)
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 5 декабря 2018 г. N 03-17/96-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.12.2018