Резолютивная часть решения объявлена 20.11.2018 г. г. Краснодар
Полный текст решения изготовлен 30.11.2018 г.
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
члены комиссии:
Войченко Е.Г. - заместитель начальника отдела контроля в ТЭК и связи;
Коробкина О.Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи,
рассмотрев дело N 307/2018 по признакам нарушения АО "НЭСК" (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, д.13, оф. 101), АО "НЭСК-электросети" (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, д.13, оф. 103 А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии <_> представителя АО "НЭСК", действующего по доверенности от <_> N<_>, <_>. представителя АО "НЭСК-электросети", действующего по доверенности от <_> N<_>, в отсутствие надлежаще уведомленного ИП <_>,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России из прокуратуры Центрального административного округа г. Краснодара письмом от 17.05.2018 N1р-2018 (вх. от 31.05.2018 N5848, а также вх. от 06.04.2018 N3456) поступили обращения ИП <_.>. на действия АО "НЭСК", АО "НЭСК-электросети", связанные с составлением Акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 22.03.2018 N004583, а также его АО "НЭСК" и выставления ИП <_> счета на оплату электрической энергии в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
По результатам рассмотрения обращения ИП <_> в действиях АО "НЭСК-электросети", АО "НЭСК" установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ИП <_> путем составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 22.03.2018 г. N 004583 на объект ИП <_> - "<_>", расположенная по адресу:
г. Краснодар, <_.. (далее - Объект), а также принятия Акта от 22.03.2018 г. N 004583 о неучтенном потреблении электроэнергии и выставления ИП <_> счета на оплату электрической энергии, рассчитанную на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 22.03.2018 г. N 004583, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
АО "НЭСК" в соответствии с решением РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006 г.
N 45/2006-Э "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" осуществляет деятельность на территории Краснодарского края в качестве гарантирующего поставщика, в границах зона деятельности на территории Краснодарского края.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, АО "НЭСК" занимает доминирующее положение на рынке услуг энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) в границах балансовой принадлежности электрических сетей в соответствующих точках поставки, в том числе МО г. Краснодар, с долей 100%.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
АО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
Приказом от 06.07.2018 N267 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" Краснодарским УФАС России в отношении АО "НЭСК", АО "НЭСК-электросети" возбуждено дело N 307/2018 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 20.07.2018 о назначении дела N 307/2018 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению определена дата рассмотрения дела.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 307/2018 доказательства, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
В Краснодарское УФАС России поступило обращение ИП <_.> на действия АО "НЭСК", АО "НЭСК-электросети", связанные с составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 22.03.2018 г. N 004583 на объект ИП <_> - "производственная база", расположенная по адресу:
г. Краснодар, <_> (далее - Объект), а также принятия Акта от 22.03.2018 г. N 004583 о неучтенном потреблении электроэнергии и выставления ИП <_> счета на оплату электрической энергии, рассчитанную на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 22.03.2018 г. N 004583.
Между АО "НЭСК" и ИП <_> заключен договор энергоснабжения от 19.08.2013 N 80583 (далее - Договор), точкой поставки по которому являются ТП-2240п, расположенная на земельном участке по адресу:
г. Краснодар, <_> (далее - Объект).
В соответствии с Договором гарантирующий поставщик продает электроэнергию (мощность), а потребитель принимает и оплачивает ее на условиях и в количестве, определенных настоящим договором.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
АО "НЭСК" в качестве гарантирующего поставщика осуществляет покупку электрической энергии на оптовом и региональном рынках электроэнергии и мощности и продажу электрической энергии на розничном рынке электроэнергии на основании договоров энергоснабжения и купли-продажи (поставки) электрической энергии.
22.03.2018 в результате технической проверки расчетного прибора учета на Объекте ИП <_>., расположенном по адресу: г. Краснодар, <_>, представителями АО "НЭСК-электросети" выявлено следующее нарушение: "нарушены пломбы энергоснабжающей организации на клеммных крышках вторичных цепей трансформатора тока, также отсутствуют пломбы на клеммных крышках вторичных цепей трансформаторов напряжения, номера ранее установленных пломб не читаются".
По данному факту представителем АО "НЭСК-электросети" составлен Акт от 22.03.2018 N 004583 о неучтенном потреблении электрической энергии.
В связи с выявлением факта неучтенного потребления электрической энергии по Акту N 004583 от 22.03.2018, расчет потребленной электроэнергии произведен АО "НЭСК-электросети" в период с 19.09.2017 (дата последней проверки) по 22.03.2018 по максимальной разрешенной мощности (Р= 320 кВт). Объем безучетно потребленной электроэнергии составил 1 353 478 кВт*ч.
АО "НЭСК" после получения акта от 22.03.2018 N 004583 и расчета к нему выставил потребителю счет на оплату в размере 9 569 478,72 руб.
В связи с отсутствием оплаты от ИП <_>. по Акту, АО "НЭСК" направил в адрес Потребителя Уведомление от 28.04.2018 N10928 о полном ограничении режима потребления электрической энергии с 15.05.2018 в случае неисполнения обязательств по оплате.
В связи с отсутствием оплаты со стороны ИП <_> в указанную дату, АО "НЭСК-электросети" введено ограничение режима электропотребления на Объекте.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 422), регламентированы Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе процедура проверки расчетных приборов учета электрической энергии.
Пунктом 172 Постановления N 442 предусмотрено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Согласно п. 177 Постановления N 442 сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки только в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)).
С учетом того, что при проведенной проверке 06.03.2018 сотрудники АО "НЭСК-электросети" имели доступ к прибору учета, отсутствовала необходимость в уведомлении потребителя в целях обеспечения доступа, согласно п. 177 Постановления N 442.
Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем (пункт 192 Постановления N 442).
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. (абз. 2 п. 172 Правил N 442).
Под безучетным потреблением электрической энергии в соответствии с абзацем 10 п. 2 Постановления N 442 понимается - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
По факту выявленного безучетного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется Акт о неучтенном потреблении электрической энергии (п. 192 Постановления N 442), соответствующий требованиям п. 193 Постановления N 442.
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии) (п. 193 Постановления N 193).
Акт от 22.03.2018 N 004583 о неучтенном потреблении электроэнергии составлен в присутствии: инженера ОТА <_>, инженера ОТА <_>., ИП <_>, с указанием установленного на Объекте, прибора учета Меркурий 230 АRTPQRSIDN N 13047122.
В случае отсутствия информации о проверки приборов учета со стороны как сетевой организации, так и гарантирующего поставщика не приводит к утрате этими лицами права на проверку приборов учета потребителя электрической энергии в последующий период и влечет за собой лишь то последствие, что в период безучетного потребления должен определяться в порядке, установленном абзацем 3 пункта 195 Постановления N 442.4
Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии (абз. 3 п. 195 Постановления N 442).
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии с абз. 3 п. 145 Постановления N 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки (абз. 4 п. 145 Постановления N 442).
В соответствии со статьей 21 Закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения) и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила ограничения 442 (в редакции, действующей на дату введения ограничения).
На основании абз. 2 пп. "б" п. 2 Правил N 442 ограничение потребления электроэнергии вводится за нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
В силу пункта 7 Правил N 442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения: наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления; основания введения ограничения режима потребления; вид подлежащего введению ограничения режима потребления; сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения); сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 названных Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с на-стоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.
Таким образом, пп. "б" п. 2, п. 7 Правил N 442 законодательно установлено право поставщика (продавца) электроэнергии на ограничение потребителя в ее потреблении, а также право на направление соответствующего уведомления, в случае неисполнения или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
Порядок внесения оплаты за электрическую энергию, в том числе авансовых платежей, определен пунктом 82 Основных положений N 442, а также разделом 4 Договора.
Если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию.
30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
В ходе рассмотрения дела N307/2018 со стороны АО "НЭСК-электросети" представлены пояснения о том, что ИП <_> прекратил свою деятельность в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
С учетом вышеизложенного, Управлением установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы - egrul.nalog.ru, по состоянию на 16.04.2018 года <_> прекратил свою деятельность в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Федеральным законом от 05.10.2015 N 275 - ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") внесен ряд изменений.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в редакции, действующей
с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, с 05.01.2016 антимонопольный орган не наделен полномочиями
по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления интересов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также установлению факта нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения таких дел.
На основании вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК", АО "НЭСК-электросети", связанных с составлением Акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 22.03.2018 г. N 004583 на объект <_> - "<_>", расположенная по адресу:
г. Краснодар, <_> (далее - Объект), а также принятия Акта от 22.03.2018 г. N 004583 о неучтенном потреблении электроэнергии и выставления <_> счета на оплату электрической энергии, рассчитанную на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 22.03.2018 г. N 004583, Комиссия по делу N307/2018 не установила нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, п.1 ч.1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N307/2018 в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях АО "НЭСК", АО "НЭСК-электросети" нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Е.Г. Войченко
О.Р. Коробкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 ноября 2018 г. N 307/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.11.2018