Резолютивная часть решения объявлена 16.11.2018 г.
Полный текст решения изготовлен 30.11.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В. - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Сафронова О.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Довлатов А.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 284/2018 от 26.06.2018 по признакам нарушения департаментом имущественных отношений Краснодарского края (350000, г.Краснодар, Краснодарский край, ул. Гимназическая, д.36) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя, в присутствии представителя Ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Т.Н.С.,
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение М.Н.Л. от 12.02.2018 г. N 1372 на действия департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица) от принятия заявления в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 50324 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Колос", секция 6, контур 63, кадастровый номер 23:24:0202000:615.
В ходе рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России установлено следующее.
04 июля 2017 г. М.Н.Л. обратилась в Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее ДИО КК) с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 50 324 м.кв., расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Колос", секция 6, контур 63, кадастровый номер 23:24:0202000:615.
Основания предоставления земельного участка без проведения торгов ст. 39.17, п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ.
Письмом ДИО КК от 25.07.2017 г. N 52-24530/17-32-20 М.Н.Л. было отказано в предоставлении земельного участка в аренду без торгов на основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
В ходе рассмотрения обращения М.H.JI. установлено, что согласно информации, размещенной на официальном сайте федеральной налоговой службы о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, М.H.Л. не зарегистрирована в статусе индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Отказ мотивирован тем, что земельные участки сельскохозяйственного назначения для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться только фермерским хозяйством.
Таким образом, согласно доводам департамента имущественных отношений Краснодарского края, так как Заявитель не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, он не имеет права на подачу заявки в предоставлении в аренду земельного участка.
Краснодарским УФАС России департаменту имущественных отношений Краснодарского края в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выдано предупреждение об устранении выявленных нарушений путем повторного рассмотрения заявления М.Н.Л. со сроком исполнения до 25.06.2018 г.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в установленный срок предупреждение не выполнено.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России N249 от 26.06.2018 возбуждено дело N284/2018 по признакам нарушения департаментом имущественных отношений Краснодарского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 06.07.2018 рассмотрение дела назначено на 09.08.2018.
Определением от 09.08.2018 рассмотрение дела отложено на 28.08.2018.
Определением от 28.08.2018 рассмотрение дела отложено на 04.10.2018.
Определением от 04.10.2018 г. продлены сроки рассмотрения дела N284/2018 до 06.04.2019 г.
Определением от 04.10.2018 в целях выдачи заключения об обстоятельствах дела N284/2018 рассмотрение дела отложено на 12.11.2018.
12.11.2018 г. Комиссией Краснодарского УФАС России объявлен перерыв до 16.11.2018 г.
При рассмотрении дела N284/2018 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.
В обоснование своих действий департамент имущественных отношений Краснодарского края представил решение Павловского районного суда Краснодарского края от 18.10.2017 г. N2а-899/2017, а также апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23.01.2018 г. по делу N33а-2212/18, согласно которым земельный участок для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства не может быть предоставлен М.Н.Л., не имеющей соответствующего статуса.
Между тем, согласно части 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности) граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации не только не ограничивает, но прямо предусматривает право граждан на участие в аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Кроме того, согласно части 9 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, в которой установлено, что участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Из указанных положений в их совокупности следует, что лицами, которые заинтересованы в получении земельного участка в собственность или в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, при этом законодателем не установлено такого требования к гражданину как его регистрация в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не указывает, что заявления могут быть поданы только гражданами, создавшими крестьянские (фермерские) хозяйства, а наоборот предусматривает право граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в равной мере претендовать на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данный вывод подтверждается судебной практикой - Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2017 по делу N А54-1257/2016.
Граждане имеют законные основания после победы в проводимых аукционах получить статус предпринимателя и главы КФХ и приступить к освоению земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 указанного Порядка.
Целью настоящего исследования является анализ состояния конкуренции при предоставлении в аренду земельного участка площадью 50 324 м.кв., расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Колос", секция 6, контур 63, кадастровый номер 23:24:0202000:615 для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу N 284/2018.
В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:
- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N 284/2018.
Временной интервал настоящего исследования определен с 04.07.2017 (дата подачи заявления М.Н.Л.) по 25.07.2017 г. включительно (дата отказа в приеме заявления М.Н.Л.).
Предметом предоставления является земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 50324 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Колос", секция 6, контур 63, кадастровый номер 23:24:0202000:615.
При проведении анализа рынка установлен состав лиц, подавших заявления: Н.Л. М..
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При указанных обстоятельствах в действиях департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившихся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица), от принятия заявления о предоставлении земельного участка площадью 50 324 м.кв., расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Колос", секция 6, контур 63, кадастровый номер 23:24:0202000:615, установлено нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Письмом от 31.07.2018 г. (вх.N8439 от 03.08.2018 г.) Микуленко Н.Л. отказалась от заявленных требований.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 47, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях департамента имущественных отношений Краснодарского края факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица), от принятия заявления о предоставлении земельного участка площадью 50 324 м.кв., расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Колос", секция 6, контур 63, кадастровый номер 23:24:0202000:615.
2. В связи с отказом М.Н.Л. от своих требований предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Председатель Комиссии: Р.В.Дегтярева
Члены Комиссии: О.А. Сафронова
А.Н. Довлатов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 ноября 2018 г. N 284/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.11.2018