Я, главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) <_>, рассмотрев материалы дела N АШ 57-09/18 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении акционерного общества "Газпром газораспределение Сыктывкар" (далее - АО "Газпром газораспределение Сыктывкар"), адрес места нахождения: 167983, г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, д. 33,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Поводом для возбуждения настоящего административного дела в силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ явилось поступившее в антимонопольное управление заявление <_> от 04.09.2018 (вх. N 3143э от 04.09.2018) на действия (бездействия) АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" по факту неосуществления Обществом в срок мероприятий по подключению её дома к газораспределительным сетям.
Определением Коми УФАС России N 02-07/6794 от 28.09.2018 в отношении АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" возбуждено административное дело N АШ 57-09/18 и назначено проведение административного расследования
Заявитель - <_> признана потерпевшей по данному делу.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении N АШ 57-09/18 и проведении административного расследования составлено в присутствии защитника АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" <_> в отсутствии потерпевшей <_>.
Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" <_> разъяснены.
Определением Коми УФАС России N 02-06/7541 от 26.10.2018 срок проведения административного расследования по делу N АШ 57-09/18 продлён.
Для дачи объяснений по факту выявленных признаков нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ со стороны АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", <_> и представителю АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" надлежало явиться 22.11.2018 в 16 часов 00 минут.
АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" обеспечило явку защитника Общества <_>, <_> не явилась.
Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" разъяснены, заявлений, ходатайств, не поступило.
Рассмотрев материалы административного дела N АШ 57-09/18, должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.
Из материалов заявления следует, что между <_> и АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" заключен договор о подключении объекта капитального строительства от 14.12.2016 N УМРГ-124/13-ТУ, согласно п. 5.2 которого срок осуществления мероприятий по подключению объекта, расположенного по адресу: г. Ухта, ул. Заречная, д. 19 (далее - Объект), определен не позднее 14 июня 2018 года. Согласно Техническим условиям N 13-10/10297-1 от 14.12.2016 часовой расход газа на объекте заявителя составляет 0,005 тыс. м3, то есть 5 м3.
Согласно пояснениям заявителя, по состоянию на 04.09.2018 технологическое присоединение её Объекта к сетям газораспределения Общества не осуществлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из содержания ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Поскольку передача газа по трубопроводам неразрывно связана с подключением к газораспределительным сетям, услуги по выполнению мероприятий по подключению к газораспределительной сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи газа потребителю, услуги по осуществлению подключения к газораспределительной системе не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка транспортировки газа, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка, что подтверждается судебной практикой.
АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" осуществляет транспортировку газа по газопроводу в городе Ухта и в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводу в границах присоединенной сети, принадлежащей АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", в МО ГО "Ухта" Республики Коми.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1314), которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
В соответствии с п. 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Согласно п. 60 Правил N 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно п. 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 85 Правил N 1314, в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 342, действовавшей на момент заключения договора о подключении объекта капитального строительства от 14.12.2016 N УМРГ-124/13-ТУ, срок осуществления мероприятий по подключению для заявителей, для заявителей, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе - менее 0,6 МПа включительно, в случаях, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территории не более чем одного муниципального образования, кроме случая, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон, не может превышать 1,5 года.
Дополнительными соглашениями от 11.01.2018 N 1, от 31.08.2018 N 2 к договору о подключении от 14.12.2016 N УМРГ-124/13-ТУ срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) установлен не позднее 31.08.2018 и 14.09.2018 соответственно. Основанием для заключения данных соглашений явились заявления <_> от 11.01.2018 и от 31.08.2018 соответственно.
Таким образом, срок технологического присоединения объекта заявителя к сетям АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" продлен соглашением сторон до 14.09.2018.
Как следует из пояснений АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", представленных письмом от 08.10.2018 N 15-15/3611 (вх. N 4755 от 08.10.2018), от 02.11.2018 N 15-15/3991 (вх. N 5183 от 02.11.2018), заявителем на дату представления Обществом сведений не были выполнены возложенные на неё техническими условиями мероприятия, что не позволило осуществить технологическое присоединение объекта заявителя к сетям газораспределительной организации в установленные договором сроки. Также Общество пояснило, что свою часть мероприятий в соответствии с техническими условиями выполнило 31.08.2018, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газоснабжения от 31.08.2018, составленного АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", ООО "АНТ-Информ", ООО "Севергазстрой" и ООО "Газремонт".
Должностным лицом установлено, что в материалы настоящего административного дела стороны не представили документов, подтверждающих подключение объекта к сети газораспределения АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" по состоянию на 22.11.2018.
В соответствии с пояснениями представителя АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" <_> технологическое присоединение объекта <_> по состоянию на 22.11.2018 не осуществлено, поскольку заявителем не выполнены мероприятия, возложенные на неё техническими условиями.
Таким образом, срок подключения объекта к сети газораспределения, установленный п. 5.1 от 14.12.2016 N УМРГ-124/13-ТУ и п. 85 Правил N 1314, действовавших на момент заключения договора, который был продлен дополнительным соглашением сторон до 14.09.2018, не соблюден.
В соответствии с п. 97 Правил N 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно п. 98 Правил N 1314 Исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
Согласно п. 100 Правил N 1314 Заявитель обязан:
а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);
в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;
г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий;
д) внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.
Должностным лицом установлено, что в соответствии с договором от 14.12.2018 N УМРГ-124/13-ТУ <_> должна осуществить следующие мероприятия:
- в соответствии с п. 3.4.1 выполнить технические условия подключения по подготовке сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению, включая комплекс проектных и строительно-монтажных работ по созданию сети газопотребления на принадлежащем заявителю земельном участке;
- в соответствии с п. 3.4.2 представить исполнителю экземпляр раздела утвержденной в установленном порядке проектной документации объекта, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений или представить исполнителю технические характеристики и сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений не позднее даты уведомления исполнителя о выполнении технических условий;
- в соответствии с п. 3.4.3 уведомить АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" о выполнении технических условий.
Также в соответствии с п. 7 Технических условий от 16.12.2016 N 13-10/10624-2 <_> перед вводом в эксплуатацию объекта должна:
- заключить договор на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обслуживание (аварийное обслуживание) сетей газопотребления и принадлежащего потребителю газопровода-ввода;
- заключить договор поставки газа.
Так, из заявления <_> следует, что в целях строительства наружных и внутренних сетей газоснабжения в границах участка заявителя, заявительница в августе 2018 года обратилась в стороннюю организацию. Копия договора, а также сведения о стадии строительства наружных и внутренних сетей газоснабжения в границах участка заявителя, <_> в материалы настоящего административного дела не представлены.
Из представленных в материалы настоящего административного дела пояснении АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" следует, что <_> договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования не заключала, договор поставки газа в газораспределительную организацию не направляла.
Таким образом, <_> не выполнила мероприятия, возложенных на неё техническими условиями, ни до установленного договором срока технологического присоединения объекта заявителя к сетям АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", ни на 22.11.2018.
Должностным лицом также установлено, что согласно пояснениям АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" от 02.11.2018 N 15-15/3992 (вх. N 5182 от 02.11.2018) подключение объекта <_> зависело от подключения к системе газоснабжения объекта <_> ("Газоснабжение индивидуального жилого дома по адресу: г. Ухта, ул. Заречная, д. 17. Наружный газопровод до границ земельного участка"), поскольку представляют собой единый комплекс взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа.
Однако, исполнительно-техническую документацию по объекту "Газоснабжение индивидуального жилого дома по адресу: г. Ухта, ул. Заречная, д. 17. Наружный газопровод до границ земельного участка" на рассмотрение и подписание направило АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" в адрес Печорского управления Ростехнадзора письмом от 26.10.2018 N 13-10/85848. Акт приемки законченного строительства объекта сети газораспределения приемочной комиссией подписан 13.11.2018.
Вместе с тем, как следует из материалов настоящего административного дела, несмотря на то, что требования, предусмотренные Договором и пунктом 98 Правил N 1314, завершены Обществом 13.11.2018, а обязательства по договору со стороны <_> не выполнены.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае достаточных оснований полагать, что установленный договором от 14.12.2016 N УМРГ-124/13-ТУ срок технологического присоединения объекта к сетям газоснабжения не соблюден по вине АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", не имеется.
Учитывая вышеприведённые обстоятельства, а также исследовав имеющиеся материалы рассматриваемого административного дела, должностное лицо Коми УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в действиях АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу N АШ 57-09/18 об административном правонарушении в отношении АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1. КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Главный специалист-эксперт отдела управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 ноября 2018 г. N АШ 57-09/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.11.2018