Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2018 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении
протокола судебного заседания помощником судьи Восканян М.А., рассмотрев в
судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Газпром
межрегионгаз Краснодар", г. Краснодар (наименование заявителя)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г.
Краснодар (наименование ответчика)
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора :
1. Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная фирма
"Верлиока", г. Сочи,
2. Федеральное бюджетное учреждение "Краснодарский ЦСМ", г. Краснодар,
о признании недействительным решения и предписания,
при участии в заседании:
от заявителя: Тищенко В.С., Муравьёва О.В.- представителей,
от ответчика: Войченко Е.Г. - представителя,
от 3-х лиц : 1. Тигетова И.Н.-представителя,
2. Гончаровой О.В., Травиной В.В.- представителей,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар"
(далее заявитель, общество, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар") обратилось с
требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому
краю (далее ответчик, управление) о признании недействительным решения от 13.06.2018
по делу N 4-70/2018 и предписания от 13.06.2018 N 4-70/2018.
Заявитель поддержал требования и указал на следующее.
Общество в 2017 году и 2018 году поставляло газ на котельную теплиц,
расположенную по адресу: г. Сочи, п. Якорная щель, ул. Череповецкая, 11, на основание
договоров поставки газа от 19.10.2016 N 25-4-12588/17 и от 29.09.2017 N 25-4-12713/18,
заключенных с Обществом с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная
фирма "Верлиока" (далее ООО СХФ "Верлиока").
Пунктом 12 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил
поставки газа в Российской Федерации" (далее - Правила поставки газа ), определена
обязанность покупателя отбирать газ, в количестве, определенном в договоре поставки
2 лист решения от 26.11.18 по делу N А32-31431/18
газа. Пунктом 30 Правил поставки газа определено, что поставка и его отбор
осуществляются исключительно на возмездной основе.
Пунктом 28 Правил поставки газа предусмотрено, что сторона, ведущая учет газа,
ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт
об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи
газа.
При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она
подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе
обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в
соответствие с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.
Таким образом, Правилами поставки газа предусмотрен судебный порядок
урегулирования спора по поставленным объемам, в случае если сторона не согласна с
выставленным объемом. В данном случае, согласно представленным в материалы дела
актам поданного-принятого газа, ООО СХФ "Верлиока" не подписывает акты и не
выражает в них особого мнения, в суд ООО СХФ "Верлиока" так же не обращалось,
следовательно, объем поставленного газа принимается согласно актам поданного-
принятого газа общества.
Согласно пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О
некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами
антимонопольного законодательства" разъяснено, что исходя из системного толкования
положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о
защите конкуренции) для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления
доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из
перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения
конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд
или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного
законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10
Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не
является исчерпывающим.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление
доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2
статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять,
были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских
прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся
необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с частью 2 пункта 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008
N 30 антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать
гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от
12.07.2006 N 1812/06, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения
сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по
требованию одной из сторон в судебном порядке.
Вменяемые обществу нарушения в области расчетов за газ (в данном случае возник
спор о правильном начислении задолженности за потребленный газ) не подпадают под
признаки злоупотребления доминирующим положением, запрет на которое предусмотрен
статьей 10 Закона о защите конкуренции, поскольку возникший в данном случае по
договорам поставки газа гражданско-правовой спор не свидетельствует о направленности
действий Общества на сохранение, либо укрепление своего положения на товарном рынке
с использованием запрещенных методов, негативно воздействующих на конкурентную
среду и наносящий ущерб контрагентам.
3 лист решения от 26.11.18 по делу N А32-31431/18
Поставка природного газа осуществляется для нужд коммерческой организации.
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными
организациями и газораспределительными организациями определяются Правилами
поставки газа, а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго
России от 30.12.2013 N 961, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской
Федерации 30.04.2014 N32168 (далее Правила учета газа).
Таким образом, исходя из системного толкования норм Закона о защите
конкуренции и части 2 пункта 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30,
антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-
правовые споры хозяйствующих субъектов относительно расчетов за оказываемые услуги.
Из жалобы ООО СХФ "Верлиока" следует, что фактически заявитель не согласен с
начисленной суммой задолженности образованной в связи с расчетом объемов газа по
мощности работающего газоиспользующего оборудования. В связи с чем управление не
имело право подменять собой судебные органы и разрешать гражданский спор за
пределами своей компетенции.
Заявитель отмечает, что в Арбитражном суде Краснодарского края на
рассмотрении находится дело NА32-9764/18 по иску ООО "Газпром межрегионгаз
Краснодар" о взыскании задолженности за поставленный газ в спорный период.
В силу пункта 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние
и поверку средств измерений учета газа возложена на организации, которым принадлежат
средства измерений.
Согласно статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении единства
измерений" N102-ФЗ от 26.06.2008 измерения, относящиеся к сфере государственного
регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным
методикам (методам) измерений. Согласно пункта 2.9 Правил учета газа измерения
объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам
(методам) измерения.
С 01.10.2016 введен в действие ГОСТ Р8.899-2015, который устанавливает
требования по проведению и оформлению результатов аттестации методики измерений,
регламентированной в ГОСТ 8.586.5-2005 и реализованной с применением измерительных
комплексов на базе стандартных сужающих устройств по ГОСТ 8.586.2-2005. ГОСТ
Р8.899-2015 регламентирует порядок первичного и периодического контроля сужающих
устройств и измерительных комплексов при эксплуатации.
На предприятии ООО СХФ "Верлиока" отсутствует акт отражающий результаты
аттестации методики измерений (п. 6.10.1 ГОСТ Р8.899-2015).
Если методика измерений газа на предприятии была кем-то аттестована, то в таком
случае, должно быть свидетельство об аттестации, как об этом говорит п.6.7 ГОСТ Р8.563-
2009 (п. 6.10.3 ГОСТ Р 8.899-2015).
Методика выполнения измерений определяет требования к показателям точности
измерений, которые регламентированы Приказом Министерства энергетики РФ от
15.03.2016 N179.
На основании заявленных показателей точности измерения определяются:
- требования к средствам измерений, вспомогательным устройствам
(указываются метрологические, технические и другие характеристики СИ, которые
необходимо контролировать и соблюдать);
- требования к условиям измерений;
- подготовка к выполнению измерений;
- порядок выполнения измерений;
- оформление результатов измерений;
- контроль точности результатов измерений.
Для обеспечения вышеуказанных предписаний в Методику выполнения измерений
включены требования к квалификации обслуживающего персонала. Общество в силу
4 лист решения от 26.11.18 по делу N А32-31431/18
своей деятельности не имеет специалистов которые могут оценить все эти требования,
общество может только лишь фиксировать установленное оборудование, о чем
работниками общества составляется соответствующий акт проверки.
Данный факт подтвержден специалистами ФБУ "Краснодарский ЦСМ" при
обследовании узла учета газа ООО "СХФ "Верлиока", г. Сочи, ул. Череповецкая, 11. В
результате обследования составлен "Акт измерений внутреннего ИТ и проверки
соблюдения требований к его изготовлению согласно ГОСТ 8.586.1-5-2005" в котором
указано: "Измерительный трубопровод не соответствует пкнета 6.4.1 ГОСТ 8.586.2-2005 и
пункта 7.1.5 ГОСТ 8.586.1-2005", следовательно, установленный у потребителя узел учета
газа не соответствует указанным требованиям Закона. Соответственно не соблюдены
требования п. 6.1 ГОСТ Р 8.899-15 "Государственная система обеспечения единства
измерений (ГСИ). Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью
стандартных сужающих устройств. Аттестация методики измерений", пункта 7.2.1 ГОСТ
Р 8.586.1-2005 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).
Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих
устройств. Часть 1. Принцип метода измерений и общие требования (с Поправкой)",
пункта 6.2 ГОСТ Р 8.586.2-2005 "Государственная система обеспечения единства
измерений (ГСИ). Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью
стандартных сужающих устройств. Часть 2. Диафрагмы. Технические требования (с
Поправкой)".
В связи с этим обществом принято решение о приведении узла учета газа в
соответствии с действующими техническим нормами и законодательством РФ, поэтому
ООО "СХФ "Верлиока" обществом было дано время для приведения узла учета в
соответствие, в связи с чем общество направило ООО "СХФ "Верлиока" письмо от
09.08.2017 N 19.33-05/3001, о приведении в соответствие узла учета газа, в котором
предупредило, что в случае не приведения узла учета газа в соответствие расчет
потребленного газа будет производится согласно пункта 4.3 договора.
В октябре 2017 года общество повторно направило письмо от 26.10.2017 N 19.33-
05/4174, о приведении в соответствие узла учета газа, однако и после второго
уведомления Покупатель не привел в соответствие узел учета газа, о чем в ноябре 2017
года, в процессе проведенной проверки узла учета газа ООО "СХФ "Верлиока", был
составлен актN 395/1 от 15.11.2017.
17.11.2017 обществом составлен акт пуска данной котельной, после остановки, т.к.
спорная котельная является сезонной, по заявке ООО "СХФ "Верлиока".
Таким образом, управление в решении на стр. 5 безосновательно указывает на то,
что общество не учитывало длительное действие ГОСТ Р 8.899-2015.
Общество провело 2 проверки узла учета газа ООО "СХФ "Верлиока" на базе
сужающего устройства 24.11.2017 и 29.11.2017, в результате которых составлены акты N
241117 и N 101, которые также подтвердили несоответствие узла учета газа. Данные акты
подписаны представителем и директором ООО "СХФ "Верлиока".
На основании проведенных проверок и ранее направленных писем общество,
письмами от 01.12.2017 N 19.33-05/4668 и от 29.12.2017 N 19.33-05/5098, вновь
предупредило ООО "СХФ "Верлиока" о проведении расчета объемов газа в ноябре и
декабре 2017 года, в соответствии с п. 3.9 Правил учета газа, , по проектной мощности
неопломбированного газоиспользующего оборудования, до приведения узла учета газа в
соответствие.
ООО "СХФ "Верлиока" на многочисленные предупреждения общества не
реагировало, также никаких писем в адрес общества должник не направлял, в том числе о
своих действиях по урегулированию взаимоотношений с ФБУ "Краснодарский ЦСМ".
В связи с произведенным обществом расчетом объемов газа по мощности
работающего газоиспользующего оборудования и периодической неоплатой за
5 лист решения от 26.11.18 по делу N А32-31431/18
потребленный газ за ООО "СХФ "Верлиока" на конец января 2018 года сформировалась
задолженность в размере 13 478 396,89 руб.
Общество было вынуждено принять крайние меры и осуществить ограничение
поставки газа на объект ООО "СХФ "Верлиока", направив 19.01.2018 покупателю, в
соответствии с пунктом 8 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа,
утверждленными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N
1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании
утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации" (далее
Правила ограничения поставки газа ), не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой
даты введения ограничения (15.02.2018) уведомление N 19.33-05/85. Актом от 15.02.2018,
составленным представителями газораспределительной организации, было зафиксировано
ограничение газоснабжения на объект: котельная теплиц, расположенный по адресу: г.
Сочи, п. Якорная щель, ул. Череповецкая, 11.
Таким образом, общество не нарушило порядок ограничения подачи газа, а также
не нарушало своими действиями законодательство РФ, регулирующее взаимоотношения
сторон по поставке объемов газа.
Ответчик (управление) требования не признаёт, доводы изложены в отзыве.
3-е лицо ООО СХФ "Верлиока" поддерживает позицию управления, требования
не признаёт.
3-е лицо ФБУ "Краснодарский ЦСМ" представило отзыв, в котором указало, что
вывод управления о том, что ООО СХФ "Верлиока" предприняло все необходимые меры
для своевроеменной аттестации методики измерений узла учета газа, не соответствуют
действительности; акт пуска узла учета в эксплуатацию от 17.11.2017, установленного на
объекта ООО СХФ "Верлиока", не может свидетельствоввать о соответствии
установленного узла учета ГОСТ Р 8.899-2015 "ГСИ. Измерение расхода и количества
жидкостей и газов с помощью стндартных сужающих устройств. Аттестация методик
измерений".
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по
следующим основаниям.
Суд установил, что управлением по обращениям ООО СХФ "Верлиока" на
действия ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" возбуждено дело N 70/2018.
По итогам рассмотрения дела N 70/2018 Комиссией Краснодарского УФАС
России в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" установлен факт нарушения
части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов
ООО СХФ "Верлиока" путем необоснованном прекращения 15.02.2018 поставки газа на
Объект - котельная теплиц, расположенная по адресу г. Сочи, п. Якорная щель, ул.
Череповецкая, в нарушении требований Правил ограничения подачи (поставки) и отбора
газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016
N 1245.
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" выдано предписание о прекращении
нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в срок до 01.10.2018 г., путем
принятия мер по возобновлению поставки газа на Объекте ООО СХФ "Верлиока".
Также управлением принято решение о передаче материалов дела N 70/2018 по
факту нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" части 1 статьи 10 Закона о
защите конкуренции должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель обратился в
арбитражный суд.
При принятии решения суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела N 70/2018 между ООО "Газпром межрегионгаз
Краснодар" и ООО СХФ "Верлиока" 29.09.2017 заключен договор поставки природного
6 лист решения от 26.11.18 по делу N А32-31431/18
газа N 25-4-12713/18 для отопления тепличного комплекса с 1 января по 31 декабря 2018
года.
В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета
его объема не допускаются.
Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством
энергетики Российской Федерации.
При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны
объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны,
а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему
проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в
течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным
методом, предусмотренным договором.
Монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке,
устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства
средств измерений (пункт 24 Правил поставки газа).
Согласно статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении
единства средств измерений" измерения, относящиеся к сфере государственного
регулирования обеспечения единства средств измерений, должны выполняться по
аттестованным методикам (методам) измерений.
Как следует из пункта 2.9 Правил учета газа измерение объема газа выполняются
по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерения.
С 01.01.2016 введен в действие ГОСТ Р8.899-2015, который устанавливает
требования по проведению и оформлению результатов аттестации методики измерений,
регламентированной в ГОСТ 8.586.5-2005 и реализованной с применением измерительных
комплексов на базе стандартных - сужающих устройств по ГОСТ 8.586.5-2005.
Сферой деятельности ГОСТ Р8.899-2015 является проведение Аттестации
методики измерения перед вводом Измерительного комплекса в эксплуатацию и после
реконструкции. Аттестацию после реконструкции проводят в части, затрагивающей
изменяемые компоненты Измерительного комплекса (далее также ИК).
Под реконструкцией измерительного комплекса понимается изменение
количественных и/или качественных параметров Измерительного комплекса,
оказывающих влияние на результаты и/или метрологические характеристики измеренир
расхода и количества среды.
В соответствии с актом от 15.11.2017 N395/1 на Объекте ООО СХФ "Верлиока"
установлено сужающее устройство, данный акт составлен и подписан представителем
Поставщика газа, ООО СХФ "Верлиока" и представителем Газораспределительной
организации АО "Сочигоргаз".
В дальнейшем акт от 15.11.2017 N395/1 об установке сужающего устройства и акт
измерений внутреннего диаметра измерительного трубопровода от 07.05.2003 направлен в
адрес ФБУ "Краснодарский ЦСМ" для прохождения Аттестации методики измерений в
соответствии с ГОСТ 8.899-2015.
При этом согласно Акту проверки узла учета газа (УУГ) на базе сужающего
устройства (СУ) от 17.11.2017, составленным и подписанным с участием Поставщика
газа и ООО СХФ "Верлиока", узел учета газа, установленный на Объекте ЮОО СХФ
"Верлиока" принят в эксплуатацию, учет расхода газа производить по ГиперФлоу - 3Пм.
Также 17.11.2017 на Объект ООО СХФ "Верлиока" осуществлен пуск газа на
установленное газовое оборудование на Объекте
В свою очередь, с момента пуска - 17.11.2017 газа на объект ООО СХФ "Верлиока"
расчет за поставленный газ с указанного периода начал производится по мощности
работающего газоиспользующего оборудования, установленного на Объекте,
допущенного к эксплуатации АО "Газпром межрегионгаз Краснодар" и АО
"Сочигоргаз".
7 лист решения от 26.11.18 по делу N А32-31431/18
В связи с чем, по состоянию на конец января 2018 у ООО "СХФ "Верлиока"
сформировалась задолженность в сумме 13478396,89 руб.
Ввиду возникновения задолженности в размере 13478396, 89 руб, в соответствии с
пунктом 8 Правилами ограничения поставки газа, ООО "Газпром межрегионгаз
Краснодар" направило в адрес ООО СХФ "Верлиока" уведомление от 19.01.2018 N 19.33-
05/85, в котором указано, что при непогашении задолженности в срок до 15.02.2018 отбор
газа на объекты газопотребления должен быть полностью ограничен Потребителем
самостоятельно в срок до 10-00 15.02.2018. В случае уклонения Потребителя от
совершения действий по самостоятельному полному прекращению отбора газа в
указанный срок, работы по полному принудительному ограничению подачи (поставки) и
отбора газа будут производиться Поставщиком, посредством проведения мероприятий
технического характера, начиная с 10-00 15.02.2018.
Согласно акту от 15.02.2018, составленным и подписанным между Поставщиком
газа, ООО СХФ "Верлиока" и АО "Сочигоргаз", 15.02.2018 в 10-30 произведено полное
прекращение поставки газа на Объект. До настоящего времени поставка газа на Объект не
возобновлена.
Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям (далее - потребители) установлен постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 "О порядке ограничения
подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых
актов правительства Российской Федерации".
Согласно подпункта "е" пункта 2 Правил ограничения поставки газа основаниями
для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются, в том числе полное
или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате
поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок,
допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения
ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г"
пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием
основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа (пункт
8 Правил ограничения поставки газа).
Исследовав доводы сторон, материалы представленные в рамках дела N 70/2018,
суд пришел к выводу о том, что управлением сделан обоснованный вывод о том, что у
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" отсутствовали основания для прекращения
15.02.2018 поставки газа на Объект ООО СХФ "Верлиока".
Так, расчет по мощности работающего газоиспользующего оборудования,
установленного на Объекте ООО СХФ "Верлиока", произведен необоснованно, так как
согласно Акту проверки узла учета газа (УУГ) на базе сужающего устройства (СУ) от
17.11.2017, составленному и подписанному с участием Поставщика газа и ООО СХФ
"Верлиока", узел учета газа, установленный на Объекте ООО СХФ "Верлиока", принят в
эксплуатацию, учет расхода газа производится по ГиперФлоу - 3Пм.
Основанием для отказа в расчете по установленному узлу учету расхода газа
ГиперФлоу - 3Пм, ввиду отсутствия аттестации методики установленного газового
(оборудования, произведенной юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем
аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об
аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение аттестации методик
(методов) измерений, в данном деле ФБУ "Краснодарский ЦСМ", которое ООО СХФ
"Верлиока" выбрало самостоятельно, у поставщика газа с ноября 2017 года по март 2018
года включительно не имелось.
Заключение о несоответствии методики измерений установленным
метрологическим требованиям ФБУ "Краснодарский ЦСМ" сделано лишь 29.03.2018.
8 лист решения от 26.11.18 по делу N А32-31431/18
Довод ФБУ "Краснодарский ЦСМ" о том, что управлением сделан неверный
вывод о том, что ООО СХФ "Верлиока" предприняло все необходимые меры для
своевроеменной аттестации методики измерений узла учета газа, отклонен судом как
необоснованный.
Как видно из материалов дела ООО СХФ "Верлиока" неоднократно принимало
попытки по проведению ФБУ "Краснодарский ЦСМ" аттестации Узла учета газа на базе
сужающего устройства ГиперФлоу-3Пм (письма от 27.01.2017 N 023, от 14.02.2017 N
044, от 30.03.2017 N 084, от 14.09.2017 N 272, от 01.11.2017 N 294).
Так же из письменных пояснений, представленных ФБУ "Краснодарский ЦСМ",
следует, что с 01.10.2016 согласно приказу Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 16.11.2015N 1813-ст, введен в действие национальный
стандарт ГОСТ Р 8.899-2015 ГСИ "Изменение расхода количества жидкостей и газов с
помощью стандартных сужающих устройств. Аттестация методик измерений".
С момента введения в действие ГОСТ Р 8.899-2015 работы по аттестации узлов
учета газа ФБУ "Краснодарский ЦСМ" не проводились, так как велись консультации с
разработчиком ПО по порядку его применения и оформления пакета документов для
дальнейшей регистрации методики измерений в Федеральном информационном фонде.
Между ООО СХФ "Верлиока" и ФБУ "Краснодарский ЦСМ" был заключен договор от
14.11.2017 N 01-2304/МИ на проведение аттестации узла учета газа. Из пояснений ФБУ
"Краснодарский ЦСМ" следует , что ООО СХФ "Верлиока" своевременно произвело
оплату по договору.
Изложенное свидетельствсует о том, что ООО СХФ "Верлиока" предпринимались
достаточные меры для аттестации узлов учета газа.
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" является поставщиком газа по договорам
конечным потребителям в МО г. Сочи.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим
признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного
товара превышает пятьдесят процентов.
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" занимает доминирующее положение на
рынке поставки газа конечным потребителям, в границах МО г. Сочи, с долей 100%.
Согласно требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции
запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение
хозяйствующего субъекта результатом которых являются или могут являться
недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других
лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо
неопределенного круга потребителей.
Согласно требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции
запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение
хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться
недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других
лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо
неопределенного круга потребителей.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что управлением сделан обоснованный
вывод о том, что ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", злоупотребив своим
доминирующим положением, необоснованно прекратило поставку газа на объект
15.02.2018, без учета длительного срока действия ГОСТ Р 8.899-2015 и неприменения к
ООО СХФ "Верлиока" с момента начала его действия, а также непринятие к сведению
действий ООО СХФ "Верлиока" по урегулированию взаимоотношений с ФБУ
"Краснодарский ЦСМ" с начала 2017 года по проведению аттестации методики
измерений установленного ИК на Объекте.
9 лист решения от 26.11.18 по делу N А32-31431/18
Суд считает что до утверждения новой методики измерений оснований считать
действующий прибор учета газа неисправным и применять Правила чета газа в части
расчета потребления по максимальной мощности прибора у заявителя не имелось.
Ha основании вышеизложенного, в действиях ООО "Газпром межрегионгаз
Краснодар", ущемляющих интересы ООО СХФ "Верлиока", обоснованно установлен
факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в
необоснованном прекращении 15.02.2018 поставки газа на Объект - котельная теплиц,
расположенная по адресу г. Сочи, п. Якорная щель, ул. Череповецкая, в нарушении
требований Правил ограничения поставки газа.
Доводы общества о том, что управление вмешивается в гражданско-правовые
отношения между обществом и ООО СХФ "Верлиока" отклонены судом как
необоснованные. Вопрос о размере задолженности управлением не рассматривался.
Действительно предметом рассмотрения являлась жалоба на отключение поставки
газа в связи с наличием задолженности. Однако подавляющая часть задолженности
образовалась в связи с расчетом потребленного газа по по максимальной мощности
прибора учета газа. Этим обстоятельствам в оспариваемом решении дана правовая
оценка. Решение принято в пределах предоставленных управлению полномочий. Спор о
размере задолженности будет разрешен при рассмотрении дела NА32-9764/18.
Другим доводам общества при рассмотрении дела N 70/2018 управлением дана
надлежащая оценка и оснований для иных выводов у суда не имеется.
В соответствии со статьёй 50 Закона о защите конкуренции по результатам
рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании
решения по делу Комиссия управления выдает предписание ответчику по делу.
Поскольку управление установило нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите
конкуренции, то у ответчика имелись правовые основания для выдачи заявителю
предписания.
Учитывая изложенное, суд считает, что основания для признания
недействительными решения и предписания управления отсутствуют.
В связи с изложенным суд пришел к выводу о необоснованности заявленных
требований.
Судебные расходлы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями статьями 29, 65, 71,
110, 167-171, 176, 201, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
через Арбитражный суд Краснодарского края в месячный срок со дня принятия.
Судья И.П.Гонзус
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 ноября 2018 г. N А32-31431/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.11.2018