Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, <_> (далее - также должностное лицо Кемеровского УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении дела N 406/03-АДМ-2018, возбужденного в отношении должностного лица Общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" (652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул.Милицейская, д. 64; ИНН/КПП 4246004034/424601001, дата регистрации юридического лица 03.03.2004 г., далее - ООО "Теплоснабжение") - исполнительного директора ООО "Теплоснабжение" - <_> (паспорт серии <_>, выдан <_>, зарегистрированного по адресу: <_>), по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по делу N 25/A-10-2017 от 19.12.2017 г. (в полном объеме изготовлено 26.12.2017 г.) ООО "Теплоснабжение" было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразилось в злоупотреблении ООО "Теплоснабжение" доминирующим положением на локальном товарном рынке услуг по поставке тепловой энергии (мощности) в горячей воде в ой сектор в пределах географических границ, определенной территорией Анжеро-Судженского городского округа, в части ненадлежащего исполнения ООО "Теплоснабжение" обязанностей, предусмотренных Правилами N 808, а также пунктом 2.3.2 условий договора от 30.05.2014 г. N 45/2 на поставку тепловой энергии в виде пара на технологические нужды, а именно в неуведомлении ООО "Авексима Сибирь" о перерывах в подаче теплоносителя, результатом которых явилось ущемление интересов ООО "Авексима Сибирь".
На основании ст. 14.31 КоАП за злоупотребление занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом предусмотрена административная ответственность.
Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению деда об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
09.06.2018 г. определением о возбуждении дела об административном правонарушении N 406/03-АДМ-2018 и проведении административного расследования (исх. N 03/5587 от 09.06.2018 г.) управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в отношении должностного лица ООО "Теплоснабжение" - исполнительного директора ООО "Теплоснабжение" - <_> возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В определении от 09.06.2018 г. указано, что исполнительному директору ООО "Теплоснабжение" - <_> надлежит явиться 09.07.2018 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
09.07.2018 г. на процедуру составления и подписания протокола <_> не явился, защитника не направил. Сведениями о надлежащем извещении <_> о дате, времени и месте рассмотрения дела N 406/03-АДМ-2018 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало.
Определением от 09.07.2018 г. срок проведения административного расследования по делу N 406/03-АДМ-2018 об административном правонарушении был продлен до 09.08.2018 г. В определении от 09.07.2018 г. указано, что исполнительному директору ООО "Теплоснабжение" - <_> надлежит явиться 09.08.2018 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
09.08.2018 г. на процедуру составления и подписания протокола <_> не явился, защитника не направил. Сведениями о надлежащем извещении <_> о дате, времени и месте рассмотрения дела N 406/03-АДМ-2018 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало.
Определением от 09.08.2018 г. срок проведения административного расследования по делу N 406/03-АДМ-2018 об административном правонарушении был продлен до 09.09.2018 г. В определении от 09.08.2018 г. указано, что исполнительному директору ООО "Теплоснабжение" - <_> надлежит явиться 07.09.2018 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
07.09.2018 г. на процедуру составления и подписания протокола <_> не явился, защитника не направил. Сведениями о надлежащем извещении <_> о дате, времени и месте рассмотрения дела N 406/03-АДМ-2018 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало.
Определением от 07.09.2018 г. срок проведения административного расследования по делу N 406/03-АДМ-2018 об административном правонарушении был продлен до 09.10.2018 г. В определении от 07.08.2018 г. указано, что исполнительному директору ООО "Теплоснабжение" - <_> надлежит явиться 09.10.2018 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
В назначенное время 09.10.2018 г. на процедуру составления и подписания протокола <_> надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился, защитника не направил.
В отсутствие <_> был составлен и подписан протокол по делу N 406/03-АДМ-2018 об административном правонарушении (исх. N03/9894 от 06.10.2018 г.). Копия протокола направлена в адрес исполнительного директора ООО "Теплоснабжение" - <_>, а также в адрес ООО "Теплоснабжение".
Определением от 09.10.2018 г. (исх. N 03/9907 от 09.10.2018 г.) рассмотрение дела N 406/03-АДМ-2018 об административном правонарушении было назначено на 24.10.2018 г.
23.10.2018 г. от исполнительного директора ООО "Теплоснабжение" - <_> поступило ходатайство о рассмотрении дела N 406/03-АДМ-2018 в его отсутствие (вх.N 5055э, 283-ф). Данное ходатайство было удовлетворено.
Изучив материалы дела N 406/03-АДМ-2018, должностное лицо Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:
30.05.2014 г. между ООО "Авексима Сибирь" (до 20.01.2017 г. имевшим наименование ООО "Анжеро-Судженский химико-фармацевтический завод") заключен договор теплоснабжения N 45/2 на поставку тепловой энергии в виде пара на технологические нужды (далее - договор).
Пунктом 1.1 вышеуказанного договора предусмотрено, что ООО "Теплоснабжение" обязуется поставить ООО "Авексима Сибирь" тепловую энергию в виде пара (далее - "тепловая энергия") на объекты, принадлежащие ООО "Авексима Сибирь", а ООО "Авексима Сибирь" обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 2.3.1 договора ООО "Теплоснабжение" имеет право производить ограничение отпуска тепловой энергии полностью или частично, в отношении объектов, принадлежащих ООО "Авексима Сибирь", в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации.
Договором предусмотрено, что ООО "Теплоснабжение" имеет право в соответствии с пунктом 2.3.2 договора в межотопительный сезон (май-сентябрь) для осуществления ремонта теплоустановок и тепловых сетей теплоснабжающей организации, сделать перерыв в подаче теплоносителя сроком в общей сложности не более 30 дней с предварительным уведомлением ООО "Авексима Сибирь" не позднее, чем за 15 (пятнадцать) дней до такого перерыва.
Согласно пункту 5.4. договора ООО "Теплоснабжение" несет ответственность за необоснованное ограничение режима потребления, нарушения порядка уведомления ООО "Авексима Сибирь", в нарушение Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
11.01.2017 г. ООО "Теплоснабжение" уведомило ООО "Авексима Сибирь" (письмо исх. N 2) о том, что 11.01.2017 г. (08 ч. 00 м.) до 12.01.2017 г. (09 ч. 00-м.) не будет производиться подача пара в связи с аварийной ситуацией на котельной N 25.
16.02.2017 г. ООО "Теплоснабжение" сообщило ООО "Авексима Сибирь" (письмо исх. N 26) о том, что 17.02.2017 г. с 08 ч. 00-м. до 12 ч. 00-м. не будет производиться подача пара в связи с необходимостью проведения ремонтных работ в котельной N 25.
16.03.2017 г. ООО "Теплоснабжение" сообщило ООО "Авексима Сибирь" (письмо исх. N 48) о том, что 17.03.2017 г. с 09 ч. 00-м. до 10 ч. 00-м. не будет производиться подача пара в связи с необходимостью проведения ремонтных работ в котельной N 25.
24.03.2017 г. ООО "Теплоснабжение" сообщило ООО "Авексима Сибирь" о том, что 26.03.2017 г. с 12 ч. 00-м. до 27.03.2017 г. 12 ч. 00-м. не будет производиться подача па в связи с необходимостью проведения ремонтных работ в котельной N 25, частично подача пара будет подаваться пониженным давлением на отопление.
В соответствии со справкой ООО "Теплоснабжение" от 06.04.2017 г. прекращение подачи пара на технологические нужды ООО "Авексима Сибирь" было осуществлено в следующие периоды:
- 26.03.2017 г. (12 ч. 00 м.) до 27.03.2017 г. (12 ч. 00-м.). Общее время отключения составило 24 ч. 00 м.
Кроме того согласно справке ООО "Теплоснабжения" о периодах отсутствия подачи пара на технологические нужды ООО "Авексима Сибирь" от 12.05.2017 г. прекращение подачи пара на технологические нужды ООО "Авексима Сибирь" было осуществлено в следующие периоды:
- с 04.04.2017 г. (17 ч. 00-м.) до 05.04.2017 г. (17 ч. 30-м.), с 10.04.2017 г. (01 ч. 00-м.) до 10.04.2017 г. (21 ч. 00-м.), с 12.04.2017 г. (20 ч. 30-м.) до 13.04.2017 г. (20 ч. 30-м.), а также с 28.04.2017 г. (16 ч. 00-м.) до 30.04.2017 г. (24 ч. 00-м.). Общее время отключения составило 124 ч. 30 м.
В соответствии со справкой ООО "Теплоснабжение" от 05.06.2017 г. прекращение подачи пара на технологические нужды ООО "Авексима Сибирь" было осуществлено в следующие периоды:
- с 01.05.2017 г. (00 ч. 00-м.) до 09.05.2017 г. Общее время отключения составило 200 ч.
01.06.2017 г. ООО "Теплоснабжение" сообщило ООО "Авексима Сибирь" (письмо исх. N 218) о том, что в связи с остановкой котельной N25 на капитальный ремонт 2017 г. 05.06.2017 г. с 00 ч. 00-м. подача горячей воды и пара производиться не будет.
В соответствии со справкой ООО "Теплоснабжение" от 05.06.2017 г. прекращение подачи пара на технологические нужды ООО "Авексима Сибирь" было осуществлено в следующие периоды:
- за июнь 2017 г.: с 05.06.2017 г. (00 ч. 00-м.) до 23.06.2017 г. (10 ч. 30-м.), а также с 28.06.2017 г. (15 ч. 00-м.) до 30.06.2017 г. (24ч.00-м.). Общее время отключения составило 499 ч. 30 м.
19.06.2017 г. ООО "Теплоснабжение" уведомило ООО "Авексима Сибирь" (письмо исх. N 238) о том, что при запуске котла ДКВр-10/13С 19.06.2017 г. согласно графика окончания плановых ремонтов, были выявлены технологические неисправности оборудования (неисправность надтопочной плиты, ротора забрасывателя).
Ввиду невозможности качественной подачи тепловой энергии в виде пара на технологические нужды и опасности выведения из строя котла, было принято решение устранить данные неисправности в кратчайшие сроки.
Кемеровским УФАС России установлено, что данные сведения подтверждены Актом аварийной остановки от 19.06.2017 г.
Вместе с тем 23.06.2017 г. ООО "Теплоснабжение" уведомило ООО "Авексима Сибирь" (письмо исх. N 256) о том, что подача тепловой энергии в виде пара на технологические нужды ООО "Авексима Сибирь" возобновлена.
28.06.2017 г. ООО "Теплоснабжение" сообщило ООО "Авексима Сибирь" (письмо исх. N 266) о том, что 28.06.2017 г. с 12 ч. 00-м. по техническим причинам подача пара производиться не будет. Подача тепловой энергии в виде пара на технологические нужды ООО "Авексима Сибирь" возобновлена 30.06.2017 г.
13.07.2017 г. ООО "Теплоснабжение" сообщило ООО "Авексима Сибирь" (письмо исх. N 278) о том, что 13.07.2017 г. с 13 ч. 00-м. не будет производиться подача пара в связи с аварийным ремонтом забрасывателя котла в котельной N 25 (направлено в адрес ООО "Авексима Сибирь" факсом 13.07.2017 г. в 12:09).
Кроме того 13.11.2017 г. ООО "Теплоснабжение" предоставило в адрес Кемеровского УФАС России сведения (вх. 7562), согласно которым ООО "Теплоснабжение" направляло в адрес ООО "Авексима Сибирь" уведомления об ограничении (прекращении) подачи пара:
- 30.08.2017 г. исх. N 346 - в связи с ремонтными работами в котле N 4 котельной N25 подача пара производиться с 05.09.2017 г. не будет (направлено в адрес ООО "Авексима Сибирь" факсом 30.08.2017 г. в 10:41);
- 05.09.2017 г. исх. N 353 - в связи с незаконченным ремонтом котла N 4 подача пара производиться не будет, о возможности подачи пара будет сообщено дополнительно (направлено в адрес ООО "Авексима Сибирь" факсом 05.09.2017 г. в 09:59);
- 18.09.2017 г. исх. N 370 в связи с поставкой некачественного топлива подача пара возможна с давлением не более 3-4 Атм, о возможности подачи пара в полном объеме будет сообщено дополнительно (направлено в адрес ООО "Авексима Сибирь" факсом 18.09.2017 г. вх. N 1009);
- 20.09.2017 г. исх. N377 - в связи с отключением холодной воды будет прекращена подача пара и тепловой энергии с 20 ч. 00 мин. 25.09.2017 г. до 8 ч. 00 мин. 27.09.2017 г. (направлено в адрес ООО "Авексима Сибирь" факсом 20.09.2017 г. вх. N1027);
- 03.10.2017 г. исх. N 410 в связи с ремонтными работами на котельной N 25 подача пара производиться с 14 ч. 00 мин. 03.10.2017 г. не будет (направлено в адрес ООО "Авексима Сибирь" факсом 03.10.2017 г. в 13:27);
- 05.10.2017 г. исх. N 419 - в связи с аварийным отключением электроэнергии на котельной N25 подача тепловой энергии в виде пара в полном объеме возможна только с 9 ч. 00 мин. 05.10.2017 г. (направлено в адрес ООО "Авексима Сибирь" факсом 05.10.2017 г. в 08:29);
- 05.10.2017 г. исх. N 420 - в связи с необходимостью проведения ремонтных работ кабельной линии котельной N 25 подача тепловой энергии в виде пара будет приостановлена 06.10.2017 г. с 13 ч. 00 мин. до 15 ч. 00 мин. (направлено в адрес ООО "Авексима Сибирь" факсом 05.10.2017 г. в 09:28);
- 13.10.2017 г. исх. N447 - в связи с отключением холодной воды будет прекращена подача пара и тепловой энергии 17.10.2017 г. (00 ч. 00-м.) до 18.10.2017 г. (00 ч. 00-м.) (направлено в адрес ООО "Авексима Сибирь" факсом 13.10.2017 г. в 02:32);
- 30.10.2017 г. исх. N 480 - в связи с аварией на центральном водопроводе -отсутствием холодной воды на котельной N 25, подача пара будет прекращена до устранения аварии и после возобновления подачи холодной воды (направлено в адрес ООО "Авексима Сибирь" факсом 30.10.2017 г. в 14:57);
- 31.10.2017 г. исх. N 487 - в связи с аварией на центральном водопроводе и отсутствии холодной воды через основной водовод в котельную N 25, подача пара будет ограничена с 20 ч. 00-м. - 31.10.2017 г. (направлено в адрес ООО "Авексима Сибирь" факсом 31.10.2017 г. в 15:34).
Кроме того в материалах дела N 25/A-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства имеются Акты аварийной остановки котельной N 25, представленные ООО "Теплоснабжение":
- от 04.04.2017 г. Выход из строя (обрыв) тяги колосниковой решетки. Дата остановки оборудования из-за аварии 04.04.2017 г. (17 ч. 00-м.). Выход оборудования из аварийного ремонта 05.04.2017 г. (17 ч. 30-м.);
- от 28.04.2017 г. Выход из строя запорной арматуры на линии непрерывной продувки. Дата остановки оборудования из-за аварии 28.04.2017 г. (16 ч. 00-м.). Выход оборудования из аварийного ремонта 30.04.2017 г. (24 ч. 00-м.).
- от 01.05.2017 г. Выход из строя элеватора золоудаления. Дата остановки оборудования из-за аварии 01.05.2017 г. (00 ч. 00-м.). Выход оборудования из аварийного ремонта 09.05.2017 г. (08 ч. 00-м.).
- от 19.06.2017 г. Выход из строя грейдерного крана. Дата остановки оборудования из-за аварии 19.06.2017 г. (08 ч. 00-м.). Выход оборудования из аварийного ремонта 23.06.2017 г. (10 ч. 30-м.).
- от 28.06.2017 г. Выход из строя дымососа полотна рабочего колеса. Дата остановки оборудования из-за аварии 28.06.2017 г. (15 ч. 00-м.). Выход оборудования из аварийного ремонта 30.06.2017 г. (24 ч. 00-м.).
- от 01.07.2017 г. Выход из строя забрасывателя. Дата остановки оборудования из-за аварии 01.07.2017 г. (00 ч. 00-м.). Выход оборудования из аварийного ремонта 04.07.2017 г. (13 ч. 30-м.).
- от 21.08.2017 г. Разрушение обмуровки котла. Дата остановки оборудования из-за аварии 21.08.2017 г. (08 ч. 00-м.). Выход оборудования из аварийного ремонта 05.09.2017 г. (08 ч. 00-м.).
- от 05.09.2017 г. Выход из строя дымососа, разрушение подшипника на промвале. Дата остановки оборудования из-за аварии 05.09.2017 г. (08 ч. 00-м.). Выход оборудования из аварийного ремонта 06.09.2017 г. (11 ч. 00-м.).
- от 16.10.2017 г. Выход из строя (обрыв) тяги колосниковой решетки. Дата остановки оборудования из-за аварии 16.10.2017 г. (24 ч. 00-м.). Выход оборудования из аварийного ремонта 18.10.2017 г. (00 ч. 00-м.).
Вместе с тем как установлено Комиссией ООО "Теплоснабжение" не представлено доказательств, подтверждающих немедленное (в случае аварийной ситуации), либо заблаговременного уведомления ООО "Авексима Сибирь" об ограничении подачи энергии, вызванном причинами, за которые абонент не отвечает.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
На основании пункта 3 статьи 546 ГК перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
При этом согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В пункте 2 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении определено, что к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся, в частности утверждение правил организации теплоснабжения.
Частью 1 статьи 21 Закона о теплоснабжения установлено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Согласно части 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
Из пункта 2 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889), следует, что "вывод в ремонт" временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии; "плановый ремонт" - ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей, осуществляемый в сроки, установленные обязательными требованиями нормативных правовых актов и (или) инструкциями по эксплуатации оборудования.
Пунктом 4 Правил N 889 установлено, что вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте.
В материалах заявления имеется график остановок котельных ООО "Теплоснабжение", подающих горячую воду в летний период, для выполнения планового ремонта в 2017 г., согласованный с Администрацией Анжеро-Судженского городского округа. Так, с 05.06.2017 г. по 19.06.2017 г. и с 07.08.2017 г. по 21.08.2017 г. будет остановлена котельная N 25.
Кемеровским УФАС России установлено, что 19.06.2017 г. невозобновлена поставка тепловой энергии в виде пара на технологические нужды с котельной N 25 для ООО "Авексима Сибирь".
Согласно сведениям, предоставленным ООО "Теплоснабжение" в адрес Кемеровского УФАС России (вх. N 6081 от 31.08.2017 г.), невозобновление поставки тепловой энергии в виде пара на технологические нужды 19.06.2017 г. произошло по следующим причинам:
При запуске котла ДКВр-10Л3С 19.06.2017 г. согласно графику окончания плановых ремонтов, были выявлены технологические неисправности оборудования (неисправность надтопочной плиты, ротора забрасывателя).
Ввиду невозможности качественной подачи тепловой энергии в виде пара на технологические нужды и опасности выведения из строя котла, было принято решение устранить данные неисправности в кратчайшие сроки. Были проведены следующие виды работ: ремонт надтопочной плиты, замены ротора забрасывателя. К 23.06.2017 г. возможность качественной подачи тепловой энергии в виде пара на технологические нужды была возобновлена.
Вместе с тем пунктом 81 Правил N 808, установлено, что в случае если проведение ремонтных работ на тепловых сетях или источниках тепловой энергии невозможно без ограничения режима потребления потребителей, теплоснабжающая организация в порядке, установленном договором теплоснабжения, уведомляет потребителя о проведении таких работ. В указанном договоре также устанавливаются порядок согласования теплоснабжающей организацией и потребителем сроков проведения ремонтных работ, ответственность теплоснабжающей организации за неисполнение порядка согласования и превышение согласованных сроков ограничения режима потребления, а также ответственность потребителя за действия (бездействие), препятствующие проведению ремонтных работ.
Согласно пункту 104 Правил N 808 в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения для недопущения длительного и глубокого нарушения температурных и гидравлических режимов систем теплоснабжения, санитарногигиенических требований к качеству теплоносителя допускается полное и (или) частичное ограничение режима потребления (далее - аварийное ограничение), в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер. В таком случае аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования резервов тепловой мощности.
Пунктом 108 Правил N 808 предусмотрено, что графики ограничений потребителей в случае угрозы возникновения аварийной ситуации вводятся в действие единой теплоснабжающей организацией по решению органа местного самоуправления поселения, городского округа, органа исполнительной власти городов федерального значения.
Об ограничениях теплоснабжения теплоснабжающая организация сообщает потребителям:
при возникновении дефицита тепловой мощности и отсутствии резервов на источниках тепловой энергии - за 10 часов до начала ограничений; при дефиците топлива - не более чем за 24 часа до начала ограничений.
При аварийных ситуациях, требующих принятия безотлагательных мер, осуществляется срочное введение графиков ограничения и отключения с последующим в течение часа оповещением потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности отключения.
На основе ожидаемых сроков и длительности ограничения потребитель при наличии технической возможности может принять решение о сливе воды из теплопотребляющих установок по согласованию с теплоснабжающей организацией.
Теплоснабжающая организация обязана обеспечить оперативный контроль за выполнением потребителями распоряжений о введении графиков и размерах ограничения потребления тепловой энергии.
В силу пункта 109 Правил N 808 теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны информировать о введенных аварийных ограничениях и прекращении теплоснабжения соответствующие органы местного самоуправления в течение 1 суток со дня их введения.
Так договором предусмотрено, что ООО "Теплоснабжение" обязано уведомить ООО "Авексима Сибирь" в соответствии с вышеуказанными нормами правил, а также не позднее, чем за 15 (пятнадцать) дней до такого перерыва (в межотопительный сезон (май-сентябрь) для осуществления ремонта теплоустановок и тепловых сетей теплоснабжающей организации), что теплоснабжающей организацией исполнено не было.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению дела N 25/A-10-2017, представителями ООО "Теплоснабжение" было озвучено о несоблюдении вышеуказанного пункта договора. Кроме того доказательств того, что проведение работ, указанных в уведомлениях ООО "Теплоснабжение", направленных в адрес ООО "Авексима Сибирь", невозможно без ограничения режима потребления на объекте, принадлежащем ООО "Авексима Сибирь", в материалах дела не представлено.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области утверждены ООО "Теплоснабжение" тарифы на тепловую энергию и теплоноситель, реализуемые на потребительском рынке г. Анжеро-Судженска на 2016 - 2017 гг.
Кемеровским УФАС России по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде в г. Анжеро-Судженске было установлено, что ООО "Теплоснабжение" занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке услуг по поставке тепловой энергии (мощности) в горячей воде в пределах географических границ, определенной территорией Анжеро-Судженского городского округа.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действ. (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Оценив представленные документы в их совокупности и взаимосвязи, установив факт неправомерных действий ООО "Теплоснабжение", как субъекта занимающего доминирующее положение, в части ненадлежащего исполнения ООО "Теплоснабжение" обязанностей, предусмотренных Правилами N 808, а также пунктом 2.3.2 условий договора от 30.05.2014 г. N 45/2 на поставку тепловой энергии в виде пара на технологические нужды, а именно в неуведомлении ООО "Авексима Сибирь" о перерывах в подаче теплоносителя, Комиссия пришла к выводу о том, что действия общества влекут ущемление законных интересов ООО "Авексима Сибирь", как более слабой стороны в данных правоотношениях и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании ст. 14.31 КоАП за злоупотребление занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом предусмотрена административная ответственность.
Согласно сведениям, представленным ООО "Теплоснабжение" в адрес Кемеровского УФАС России (вх. N 617 от 02.02.2018 г.), ответственным за ненадлежащее исполнение ООО "Теплоснабжение" обязанностей, предусмотренных Правилами N 808, а также пунктом 2.3.2 условий договора от 30.05.2014 г. N 45/2 на поставку тепловой энергии в виде пара на технологические нужды, а именно в неуведомлении ООО "Авексима Сибирь" о перерывах в подаче теплоносителя, является исполнительный директор ООО "Теплоснабжение" - <_>.
На основании вышеизложенного должностное лицо Кемеровского УФАС России пришло к выводу о том, что должностным лицом ООО "Теплоснабжение" - исполнительным директором ООО "Теплоснабжение" - <_> не были предприняты все необходимые меры по соблюдению требований, установленных Правилами N 808, Договором от 30.05.2014 г. N 45/2 на поставку тепловой энергии, и как следствие части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
Согласно ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.21 настоящего Кодекса,-
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Факт совершения должностным лицом ООО "Теплоснабжение" - <_> административного правонарушения подтверждается протоколом по делу N 406/03-АДМ-2018 об административном правонарушении от 09.10.2018 г., а также другими материалами дела.
Время совершения исполнительным директором ООО "Теплоснабжение" - <_> административного правонарушения: с января по октябрь 2017 г.
Место совершения исполнительным директором ООО "Теплоснабжение" - <_> административного правонарушения: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул.Милицейская, 64.
Потерпевшим является ООО "Авексима Сибирь" (ОГРН 1034205050472; ИНН 4205051780).
Согласно ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Срок давности привлечения к административной ответственности ООО "Теплоснабжение" - <_>, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Статьей 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В данном случае у должностного лица ООО "Теплоснабжение" - <_> имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данное лицо сознавало противоправный характер своих действий, предвидев его вредные последствия.
Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, прежде всего, в непринятии всех необходимых мер по соблюдению требований, установленных Правилами N 808, и как следствие части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении данного дела руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области были учтены личность виновного, его имущественное положение, рассмотрен вопрос о наличии, отсутствии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В части 1 статьи 4.2 КоАП РФ перечислен перечень закрепленных смягчающих вину обстоятельств, включая добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим контроль (надзор).
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области также считает возможным, с учетом положений части 2 статьи 4.2 КоАП РФ признать в качестве обстоятельства, смягчающего вину должностного лица ООО "Теплоснабжение" - <_>, совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность должностного лица ООО "Теплоснабжение" - <_> за совершение административного правонарушения, не установлено (ст. 4.3 КоАП РФ).
Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью допущенного правонарушения не усматриваются.
Рассматриваемое правонарушение, совершенное должностным лицом ООО "Теплоснабжение" - <_>, является формальным, в связи с чем, представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.
Кроме того, публичный статус ООО "Теплоснабжение", как организации, осуществляющей деятельность по поставке тепловой энергии предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права действия данной организации, нарушают права граждан и юридических лиц, потребляющих тепловую энергию, а должностные лица ООО "Теплоснабжение" в свою очередь обязаны неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении своих служебных обязанностей.
В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в злоупотреблении должностным лицом ООО "Теплоснабжение" - <_> своих должностных обязанностей.
03.07.2016 г. вступила в действие статья 4.1.1 КоАП РФ, согласно части 1 данной статьи являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем согласно данным Кемеровского УФАС России ООО "Теплоснабжение" не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства. Таким образом, отсутствуют основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину должностного лица ООО "Теплоснабжение" - <_> доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначает административное наказание <_> в пределах санкции, определенной статьей 14.31 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 23.48, ч. 1 ст. 29.9, а также частью 2 ст. 14.31 КоАП РФ, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
ПОСТАНОВИЛА:
Признать должностное лицо Общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" (652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул.Милицейская, д. 64; ИНН/КПП 4246004034/424601001, дата регистрации юридического лица 03.03.2004 г.) - исполнительного директора ООО "Теплоснабжение" - <_> (паспорт серии <_>, выдан <_>, зарегистрированного по адресу: <_>), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, и назначить <_> наказание в виде административного размере 15 000 (пятнадцать тысяч) руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001
УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)
р/с 40101810400000010007
в Отделение КЕМЕРОВО
БИК 043207001
КБК: 161 116 02010 01 6000 140
ОКТМО: 32701000
Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу N 406/03-АДМ-2018.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (3842) 36-77-83.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст. 31.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное Постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 24 октября 2018 г. N 406/03-АДМ-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.10.2018