Я, <_> (далее также - должностное лицо Кемеровского УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела N 477/03-АДМ-2018 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица Публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (650036, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Ленина, 90/4; ОГРН 106420511093, ИНН 4205109214, дата регистрации юридического лица 01.07.2006) (далее также - ПАО "Кузбассэнергосбыт") - руководителя группы технического аудита Мариинского производственного участка Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - исполнявшего с 31.05.2017 по 09.06.2017 обязанности заместителя начальника Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - руководителя Мариинского производственного участка - <_>, по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по делу N 24/A-10-2017 от 22.12.2017 (в полном объеме изготовлено 15.01.2018) ПАО "Кузбассэнергосбыт" было признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на локальном розничном товарном рынке поставки электрической энергии (мощности) в пределах локального рынка N 1 Кемеровской области (в границах деятельности гарантирующего поставщика), в части указания в уведомлении от введении режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объекта (котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2) ООО "Теплосервис" (письмо исх. N 80-21-29/9433) сведений о необходимости самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии (ниже уровня аварийной брони электроснабжения), а также во введении полного ограничения режима потребления на вышеуказанном объекте ООО "Теплосервис" в течение июня-июля 2017 г., что привело к ущемлению интересов ООО "Теплосервис" в сфере предпринимательской деятельности и к прекращению в часы ограничения оказания услуг горячего водоснабжения гражданам-потребителям и предпринимателям.
Статьей 14.31 КоАП РФ за злоупотребление занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
По сведениям, представленным ПАО "Кузбассэнергосбыт" в адрес Кемеровского УФАС России, должностным лицом ПАО "Кузбассэнергосбыт", ответственным за направление уведомления от введении режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объекта (котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2) ООО "Теплосервис" (письмо исх. N 80-21-29/9433), а также за введения режима ограничения потребления на вышеуказанном объекте ООО "Теплосервис" является руководитель группы технического аудита Мариинского производственного участка Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - <_>, исполнявший обязанности заместителя начальника Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - руководителя Мариинского производственного участка - <_>.
25.07.2018 Кемеровским УФАС России в адрес <_> было направлено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 478/03-АДМ-2018 и проведения административного расследования (исх. N 03/7300), в котором было указано, что должностному лицу надлежит явиться 24.08.2018 в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
20.08.2018 в адрес Кемеровское УФАС России поступило ходатайство <...> (вх. N 5242) о переносе даты составления протокола по делу N 478/03-АДМ-2018 об административном правонарушении в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств. Данное ходатайство было удовлетворено.
24.08.2018 определением о продлении срока проведения административного расследования процедура составления протокола по делу N 478/03-АДМ-2018 об административном правонарушении была отложена на 24.09.2018.
В назначенное время 24.09.2018 на процедуру составления и подписания протокола должностное лицо ПАО "Кузбассэнергосбыт" <_>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился, защитника не направил.
На основании ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, ввиду неявки указанных лиц, с учетом имеющихся сведений о надлежащем уведомлении <_> Протокол об административном правонарушении по делу N 478/03-АДМ-2018 об административном правонарушении (исх. N 03/9296 от 24.09.2018) был составлен в их отсутствие. Копия протокола направлена в адрес <_>, а также в адрес работодателя - ПАО "Кузбассэнергосбыт".
Определением от 24.09.2018 (исх. N 03/9560 от 26.09.2018) рассмотрение дела N 477/03-АДМ-2018 об административном правонарушении было назначено на 09.10.2018.
08.10.2018 в адрес Кемеровское УФАС России поступило ходатайство <_> (вх. N 4818э) об отложении рассмотрения дела N 478/03-АДМ-2018 об административном правонарушении в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств. Данное ходатайство было удовлетворено.
Определением от 09.10.2018 (исх. N 03/9938 от 10.10.2018) рассмотрение дела N 478/03-АДМ-2018 об административном правонарушении было отложено на 09.11.2018.
01.11.2018 в адрес Кемеровское УФАС России поступило ходатайство <_> (вх. N 6850) об отложении рассмотрения дела N 478/03-АДМ-2018 об административном правонарушении в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств. Данное ходатайство было удовлетворено.
Определением от 09.11.2018 (исх. N 03/10991 от 09.11.2018) рассмотрение дела N 478/03-АДМ-2018 об административном правонарушении было отложено на 07.12.2018.
09.10.2018. на рассмотрение дела N 478/03-АДМ-2018 об административном правонарушении явился <_>.
<_> вину в совершении правонарушения признал, в содеянном раскаялся.
Изучив материалы дела N 478/03-АДМ-2018 об административном правонарушении, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:
01.07.2016 между ООО "Теплосервис" (далее также - потребитель) и ПАО "Кузбассэнергосбыт" (далее также - гарантирующий поставщик) был заключен договор электроснабжения N 35604 (договор действует в редакции Протокола согласования протокола урегулирования протокола разногласий от 02.09.2016, далее - Договор N 350604), по условиям которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию в порядке и в сроки, установленные настоящим договором (перечень объектов электроснабжения (адресов поставки) и актов разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства согласован сторонами и приведен в Приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью договора). Дополнительным соглашением от 01.02.2017. Приложения N 1, N 2, N 3, N 4, N 7.2, N к Договору N 35604 приняты в новой редакции.
Договор N 35604 в отношении объекта (Котельная N 2, ул. Сибиряков - Гвардейцев, д. 2) заключен, в том числе на основании Акта раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон б/н от 22.07.2016, составленных ООО "Теплосервис" и ООО "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭнК"), согласно которым максимальная мощность объекта ООО "Теплосервис" (Котельная 2, ул. Сибиряков Гвардейцев, д. 2) составляет 400 кВт, категория надежности электроснабжения вторая.
Согласно Акту раздела границ балансовой принадлежности сторон от 22.07.2016 на балансе сетевой организации ООО "КЭнК" находится фидер Ф-0, 4-3, КТП-004 10/0,4 кВ, фидер Ф-10-1-М, КТП-118 10/0,4 кВ, фидер Ф-10-15-М; на балансе потребителя ООО "Теплосервис" находятся ВУ-0,4 кВ Котельной N 2, расчетные приборы учета электрической энергии, внутренние электрические сети и электрооборудование.
Границы раздела балансовой принадлежности сторон установлены в точке N 1: на контактном соединении наконечников КЛ-0,4 кВ, в РУНН КТП-004п (1 источник), на контактном соединении наконечников КЛ-0,4 кВ, в РУНН КТП- 118 (2 источник).
ООО "Теплосервис" является теплоснабжающей организацией на территории Мариинского городского поселения.
Из материалов заявления ООО "Теплосервис" следует, что у общества по Договору N 350604 перед гарантирующим поставщиком сформировалась просроченная задолженность за поставленную электрическую энергию.
Согласно Акту сверки расчетов за электрическую энергию, подписанному сторонами по состоянию на 31.03.2017 задолженность ООО "Теплосервис" составила 5 524 893,90 руб.
Из реестра неоплаченных счетов за электрическую энергию, представленного ПАО "Кузбассэнергосбыт" в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что задолженность ООО "Теплосервис" по состоянию на 01.07.2017 по Договору N 350604 составила 3 847 952,53 руб.
ПАО "Кузбассэнергосбыт" в адрес ООО "Теплосервис" неоднократно направлялись претензии, в связи с непогашенной задолженностью за потребленную электрическую энергию.
Кроме того установлено, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" регулярно производит взыскание с ООО "Теплосервис" задолженности в судебном порядке.
09.06.2017 в связи с наличием задолженности по оплате за электрическую энергию по Договору N 350604 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "Теплосервис" уведомление о введении режима ограничения потребления на объекте, являющемся точкой поставки по договору, и о необходимости погашения задолженности (письмо исх. N 80-21-29/9433), имеется отметка ООО "Теплосервис" о получении 09.06.2017 (вх. N 160).
В данном уведомлении указано, что при невыполнении требования о погашении задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию по Договору N 350604 (в размере 4 155 764,56 руб.) в отношении предприятия, начиная с 20.06.2017 с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, до даты погашения задолженности (кроме праздничных и выходных дней) будет усилено ограничение режима потребления электрической энергии.
Также указано на то, что в присутствии представителя ПАО "Кузбассэнергосбыт" ООО "Теплосервис" необходимо отключить следующие энергопринимающие устройства: котельная (ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2).
К указанному сроку ООО "Теплосервис" необходимо принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением режима ограничения.
20.06.2017 представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис" составлен Акт ограничения режима потребления на объекте ООО "Теплосервис" (Котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев) (далее - Акт ограничения от 20.06.2017), из которого следует, что в отношении энергопринимающих устройств введено частичное ограничение потребления электрической энергии (ограничение по точке поставки на 4 часа).
В Акте ограничения от 20.06.2017 содержатся сведения, что опломбированы двери щитовой. Общая отключаемая мощность 400 кВт. При этом содержится указание, что после отключения электроустановки являются действующими.
Акт ограничения от 20.06.2017 подписан представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис".
Аналогичные Акты ограничения режима потребления на объекте ООО "Теплосервис" (Котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев) также были составлены 21-23, 26-30 июня, 03-06 июля включительно.
07.07.2017 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "Теплосервис" уведомление (письмо исх. N 80-21-29/10800), согласно которому ограничение режима потребления электрической энергии по уведомлению от 09.06.2017 (исх. N 80-2129/9433) переносится с 07.07.2017 на время с 13 часов 00 минут до 17 часов 00 минут.
07 июля, а также 10-12 июля включительно представителями ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис" были составлены аналогичные Акты ограничения режима потребления на объекте ООО "Теплосервис" (котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев).
12.07.2017 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "Теплосервис" уведомление на включение, в котором указало на то, что ограничение режима потребления по уведомлению от 07.07.2017 (исх. N 80-21-29/10800) отменяется с 12.07.2017 без указания причин.
Во всех случаях введения режима ограничения потребления электрической энергии Акты ограничения были подписаны представителями ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис", при этом указывалось, что электроустановки после отключения являются действующими.
12.07.2017 между потребителем ООО "Теплосервис" и ООО "КЭнК" согласованы Акты технологической и аварийной брони электроснабжения.
Согласно данному акту, нагрузка электроприемников технологической брони электроснабжения на котельной N 2 составляет в зимний период 45 кВт, в летний период 30 кВт (электроприемниками, включенными в технологическую броню электроснабжения, являются: сетевой насос - 30 кВт, дымосос - 15 кВт, время завершения технологического процесса час, допустимое время перерыва электроснабжения 1 час), нагрузка электроприемников аварийной брони электроснабжения составляет 5 кВт (аварийное освещение).
В соответствии с п. 2 ч. 2 Акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения питающие линии N 1-6 из графы 3 могут быть отключены на время, указанное в графе N 11.
Согласно с п. 3 ч. 2 Акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения Питающие линии N 1-6 могут быть отключены по истечении времени, указанного в графе 10.
Из вышеуказанных актов следует, что электроснабжение объекта (Котельной N 2) ООО "Теплосервис" (в том числе электроприемников технологической и аварийной брони электроснабжения) осуществляется по второй категории надежности от фидеров Ф-10-1-М; КПТ-004 п, (ПС 35/10 кВ "Авангард"), Ф-10-15-М; КТП-118 (ПС "Мариинская городская").
Вышеуказанные фидеры (графа 3 Акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения) могут быть отключены на срок не превышающий час (графа 11).
Из заявления ООО "Теплосервис" от 29.06.2017 следует, что в связи с отключением электроустановок котельной N 2, прекратится подача горячей воды гражданам-потребителям и в социально-значимые объекты Мариинского городского поселения, в том числе не имеющим задолженности за услуги горячего водоснабжения.
Также ООО "Теплосервис" указало на то, что в ввиду отсутствия резервных теплоснабжающих установок общество не сможет обеспечить подачу потребителям горячей воды в необходимых объемах.
ООО "Теплосервис" выполнило требования гарантирующего поставщика по введению режима ограничения режима потребления на своем объекте, также представителем общества были подписаны все составленные ПАО "Кузбассэнергосбыт" Акты ограничения.
Согласно письму ПАО "Кузбассэнергосбыт", представленному в адрес Кемеровского УФАС России (вх. N 5173 от 19.07.2017), направление уведомления потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления, а также вышеуказанное введение ограничения режима потребления электрической энергии, не нарушает требования Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления), поскольку Правилами ограничения режима потребления предусмотрено право гарантирующего поставщика на введение режима ограничения в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате за потребленную электрическую энергию вплоть до уровня аварийной брони.
ПАО "Кузбассэнергосбыт", ссылаясь на п. 7 Правил ограничения режима потребления, также указало на то, что введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО "Теплосервис" производилось по части точек поставки по Договору N 350604, что является частичным ограничением и не противоречит Правилам ограничения режима потребления, в том числе в вопросе обеспечения надежного электроснабжения электроприемников аварийной брони на объекте (Котельная N 2) ООО "Теплосервис".
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках предусмотрены Основными положениями,
В соответствии с п. 1 Правил ограничения режима потребления настоящие Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.
На основании пп. "б" п. 2 Правил ограничения режима потребления ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией (далее - ЭСО) или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
На основании пп. "а" п. 4 Правил ограничения режима потребления ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пп. "а", абзацах втором, четвертом и пятом пп. "б", в пп. "е", "ж" и "к" п. 2 настоящих Правил, по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.
Согласно пп. "а" п. 15 Правил ограничения режима потребления введение ограничения режима ограничения потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем пп. "б", пп. "д" п. 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводи. ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:
размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;
даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения.
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил ограничения режима потребления в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:
введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с п. 9 или п. 1 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок; введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в п. 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется.
Вид подлежащего введению режима ограничения потребления электрической энергии определен в п. 7 Правил ограничения режима потребления, а именно: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю).
Действующим законодательством Российской Федерации предоставлено право гарантирующему поставщику на введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате, а также предоставлена определенная свобода в выборе уровня ограничения и объектов потребителя, на которых данное ограничение вводится.
При этом согласно п. 11 Правил ограничения режима потребления при невыполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, и отсутствии технической возможности введения ограничения режима потребления, в том числе в случаях, указанных в п. 8 и п. 9 настоящих Правил, исполнитель вправе потребовать от потребителя осуществления им действий по самостоятельному ограничению режима потребления в принадлежащих ему энергопринимающих устройствах (на объектах электросетевого хозяйства) в присутствии исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем в присутствии исполнителя совместно с субисполнителем либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в указанных мероприятиях).
Согласно п. 18 Правил ограничения режима потребления в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
На основании п. 2 Приложения к Правилам ограничения режима потребления к обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние к данной категории потребителей отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, в - отношении этих объектов.
Котельная N 2 ООО "Теплосервис" является объектом централизованного водоснабжения, следовательно, введение режима потребления ниже уровня аварийной брони не допустимо.
На основании п. 37 Правил ограничения режима потребления электроприемники аварийной брони электроснабжения должны быть выделены потребителем или сетевой организацией за счет потребителя на отдельные питающие линии, по которым подача электрической энергии (мощности) не подлежит временному отключению. При отсутствии у потребителей, включенных в указанный перечень, акта согласования аварийной брони величина аварийной брони учитывается в размере, определенном гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем, но не менее 10 % максимальной мощности соответствующих энергопринимающих устройств потребителя.
Согласно абз. 6 п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), непосредственно, а в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых заключается договор, - непосредственно либо через сетевую организацию предоставляет гарантирующему поставщику документ, подтверждающий наличие технологической и (или) аварийной брони (предоставляется при его наличии у заявителя).
В соответствии с п. 14(2) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным.
При осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, используемых в производственном цикле, акт согласования технологической и (или) аварийной брони составляется в случае, если в заявке, подаваемой таким заявителем в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, указано о необходимости наличия технологической и (или) аварийной брони.
Аварийная и (или) технологическая броня определяется на основании содержащейся в проектной документации схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
Проект акта согласования технологической и (или) аварийной брони составляется заявителем в 2 экземплярах и направляется в сетевую организацию. Сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони обязана рассмотреть его, подписать и направить экземпляр акта заявителю.
В случае несогласия сетевой организации с представленным заявителем проектом акта согласования технологической и (или) аварийной брони такой проект акта подписывается сетевой организацией с замечаниями, которые прилагаются к каждому экземпляру акта. В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони подписан сетевой организацией с замечаниями к величине технологической и (или) аварийной брони, то в качестве согласованной величины технологической и (или) аварийной брони принимается величина, указанная в замечаниях сетевой организации. Величина технологической и (или) аварийной брони и требования к энергопринимающим устройствам, подключенным к токоприемникам технологической и (или) аварийной брони, определяются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения (ГАО) режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.
Акт согласования технологической и (или) аварийной брони содержит перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам технологической брони, величину технологической брони, сроки и объемы сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони (при ее наличии) либо до полного ограничения и (или) перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам аварийной брони, величину аварийной брони и сроки и объемы сокращения электроснабжения до полного ограничения (за исключением случаев, когда сокращение электроснабжения не может быть осуществлено ниже уровня аварийной брони).
Отсутствие подписанного сторонами акта согласования технологической и (или) аварийной брони не является основанием для невыполнения сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и (или) для отказа в подписании документов о технологическом присоединении.
В соответствии с пунктом 31 (1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) акт технологической и (или) аварийной брони подлежит включению в договор в качестве приложения вплоть до истечения срока его действия либо до расторжения договора. Если этот акт был составлен после заключения договора, то он подлежит включению в договор в качестве приложения с даты его согласования с сетевой организацией.
Как было указано выше между потребителем ООО "Теплосервис" и ООО "КЭнК" Акты согласования технологической и аварийной брони электроснабжения были подписаны только 12.07.2017. Сведений о дате направлении Акта согласования технологической и аварийной брони в адрес гарантирующего поставщика в материалах дела не имеется.
Согласно п. 53 Правил разработки ГАО величина технологической брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительность времени, необходимые для завершения технологического процесса, цикла производства потребителя, использующего в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического процесса и (или) опасность для жизни людей, окружающей среды, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств, с учетом следующего.
Продолжительность времени, необходимая вышеуказанному потребителю для завершения технологического процесса, цикла производства, устанавливается на основании проектной документации, а при ее отсутствии определяется по взаимному согласованию сетевой организации и потребителя в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.
Наименьшая потребляемая мощность признается равной величине максимальной мощности токоприемников, необходимой для завершения технологического процесса, цикла производства в указанное время и определяемой на основании проектной документации, а при ее отсутствии по взаимному согласованию между сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.
Акты согласования технологической и аварийной брони электроснабжения были подписаны только 12.07.2017 в летний период нагрузка электроприемников технологической брони электроснабжения составляет 30 кВт, время необходимое для безаварийного прекращения технологического процесса составляет 1 час.
Вместе с тем из Актов ограничения усматривается, что отключение производилось мгновенно, путем отключения коммутационного аппарата в вводно-распределительном устройстве, с последующей опломбировкой дверей щитовой.
Введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельной N 2 ООО "Теплосервис" вводилось до составления Акта согласования технологической брони электроснабжения. Между тем вне зависимости от наличия согласования технологической брони электроснабжения и способа определения времени обеспечения технологической брони электроснабжения необходимого для остановки технологического процесса, данное время, необходимо объективно, поскольку мгновенное отключение электроустановок создает угрозу разрушения электрооборудования и технологических механизмов, повышенное энергопотребление, а также угрозу аварии, связанной с запуском технологии после отмены ограничения потребления, поскольку технологические механизмы не могли быть разгружены и надлежащим образом остановлены во время введения режима ограничения потребления.
В соответствии с п. 54 Правил разработки ГАО величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.
Таким образом, при согласовании Актов технологической (аварийной) брони электроснабжения имеют значения, как уровень потребления, так и время, в течение которого необходимо надежно поддерживать электроснабжение электрооборудования технологической (аварийной) брони.
Из изложенного следует, что акты (технологической) аварийной брони разрабатываются в целях выявления на конкретном объекте электроснабжения энергопотребляющих устройств, указанных в п. 54 Правил разработки ГАО (мощности), для обеспечения их бесперебойного электроснабжения при аварийном введении режима ограничения потребления электрической энергии (раздел IV Правил ограничения режима потребления).
Из системного толкования норм права, указанных в п. 17, п. 18 Правил ограничения режима потребления, в п. 2 Приложения к Правилам ограничения режима потребления, в п. 54 Правил разработки ГАО следует, что требование об обеспечении бесперебойного электроснабжения электроприемников аварийной брони электроснабжения, определенных в Акте согласования аварийной брони, а при отсутствии такового в объеме не менее 10 % максимальной мощности соответствующих энергопринимающих устройств потребителя на каждом объекте потребителя, отнесенных к объектам централизованного водоснабжения населенных пунктов, для обеспечения безопасности нахождения персонала на объектах (которая должна быть обеспечена на каждом из таких объектов).
В связи с изложенным довод ПАО "Кузбассэнергосбыт" о том, что обществом было введено в отношении потребителя ООО "Теплосервис" по Договору N 350604 частичное ограничение режима потребления электрической энергии путем введения полного режима ограничения по части точек поставки, при этом обществом соблюдены требования п. 17, п. 18 Правил ограничения режима потребления для объекта централизованного водоснабжения Котельной N 2, основан на неверном толковании вышеуказанных норм материального права и является необоснованным.
Указание в уведомлении ПАО "Кузбассэнергосбыт" от 09.06.2017 г. (письмо исх. N 80-21-29/9433), что введение режима ограничения потребления электрической энергии до уровня технологической брони должно осуществляться путем отключения энергопринимающих устройств Котельной N 2 (ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2), ущемляет права и законные интересы ООО "Теплосервис" в сфере предпринимательской деятельности, создает угрозу нахождения персонала ООО "Теплосервис" на данном объекте.
Данное указание является прямым предписанием гарантирующего поставщика потребителю о совершении конкретных действий в случае введения в отношении него режима ограничения потребления, при этом несоблюдение потребителем требований гарантирующего поставщика по введению режима ограничения режима потребления может повлечь привлечение потребителя к административной ответственности.
В связи с изложенным действиями ПАО "Кузбассэнергосбыт" по направлению уведомления от 09.06.2017 (письмо исх. N 80-21-29/9433) в адрес ООО "Теплосервис", предусматривающего введение полного режима ограничения (отключения) электрической энергии в отношении объекта централизованного водоснабжения (Котельная N 2), и по введению соответствующего полного режима ограничения на данном объекте был нарушен порядок введения режима ограничения, установленный в п. 17, 18 Правил ограничения режима потребления, а именно необеспечение надежного электроснабжения электроприемников аварийной брони электроснабжения в период ограничения в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующего объекта.
Довод представителей ПАО "Кузбассэнергосбыт", что введенное ПАО "Кузбассэнергосбыт" 21-23, 26-30 июня, 03-12.07.2017 на объекте (Котельной N 2) ООО "Теплосервис" ограничение потребления электрической энергии не является полным, поскольку электроснабжение объекта осуществляется от двух источников питания и потребитель в любое время мог осуществлять потребление электрической энергии в нужном ему объеме путем переключения коммутационного аппарата в щитовой (ВРУ 0,4 кВ котельной), находящегося согласно Акту раздела границ в границах балансовой и эксплуатационной ответственности Заявителя, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права и не соответствующий фактически установленным в деле обстоятельствам.
Согласно п. 1.2 Договора N 350604 объем взаимных обязательств по настоящему договору определяется в точках поставки на розничном рынке, расположенных, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) потребителя и сетевой организации определенной в Акте разграничения балансовой принадлежности электросетей от 22.07.2016 (4 шт.).
В силу п. 4.4 раздела 4 Договора N 350604 "Требования к качеству и надежности снабжения потребителя электрической энергии" категория надежности снабжения потребителя устанавливается в соответствии с осуществленным технологическим присоединением.
Согласно Акту раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон б/н от 22.07.2016, мощность объекта ООО "Теплоснаб" (Котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев) составляет 400 кВт, категория надежности электроснабжения вторая.
В соответствии с п. 14(1) Правил технологического присоединения технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания.
Согласно п. 1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее - ПТЭП), потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов.
В соответствии с п. 1.2.17 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 (далее - ПУЭ), категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
На основании п. 1.2.20 ПУЭ электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа "энергопринимающими устройствами потребителя" являются находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Таким образом, пояснения представителя ПАО "Кузбассэнергосбыт" о том, что введение ограничения осуществлялось путем отключения одного из вводов в щитовой на котельной N 2 ООО "Теплосервис" принципиально противоречит понятию режима ограничения потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами (преобразованию электрической энергии в другие виды энергии), поскольку при этом режим ограничения не вводится (режим работы электроустановок, следовательно, и уровень потребления не изменяется), между тем, искусственно понижается категория надежности электроснабжения.
Отключение одного ввода в нормальном (неаварийном) режиме грубо нарушает требования ПТЭП, ПУЭ, раздела 4 Договора N 350604 и, исходя из п. 7 Правил ограничения режима потребления, является прямым его нарушением.
Вместе с тем из материалов дела N 24/A-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что в соответствии с уведомлением от 09.06.2017 ПАО "Кузбассэнергосбыт" на объекте (Котельной N 2) ООО "Теплосервис" было введено полное ограничение потребления электрической энергии.
В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа "максимальная мощность" наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов элекгросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемой в мегаваттах.
В соответствии с Актом раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон б/н от 22.07.2016 максимальная мощность объекта (Котельная N 2) ООО "Теплоснаб" 400 кВт.
Согласно всем Актам ограничения режима потребления на объекте (Котельная N 2) СОО "Теплосервис", составленным ПАО "Кузбассэнергосбыт" 20-23, 26-30 июня, 03-12 июля включительно общая отключаемая мощность составила 400 кВт, что соответствует максимальной мощности объекта, допущенной сетевой организацией к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами.
В актах указано, что инспектором ПАО "Кузбассэнергосбыт" были опломбированы двери щитовой, что исключает проведение каких-либо переключений в щитовой (ВРУ 0,4кВ) в период введения ограничения потребления, без нарушения наложенных пломб.
Кроме того, все Акты ограничения режима потребления на объекте (Котельная N 2) ООО "Теплосервис" подписаны представителем ООО "Теплосервис", на которого возложена ответственность за сохранность пломб.
Таким образом, из материалов дела следует, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" 20-23, 26-30 июня, 03-12.07.2017 включительно на объекте (Котельная N 2) ООО "Теплосервис" ввело полное ограничение потребление электрической энергии сроком на 4 часа (Акты возобновления режима потребления гарантирующим поставщиком не составлялись), при этом требование п. 17, 18 Правил ограничения режима потребления в части обеспечения бесперебойного электроснабжения электроприемников аварийной брони электроснабжения в объеме не менее 10 % максимальной мощности соответствующих энергопринимающих устройств потребителя на каждом объекте потребителя, отнесенных к объектам централизованного водоснабжения населенных пунктов, для обеспечения безопасности нахождения персонала на объектах (которая должна быть обеспечена на каждом из таких объектов) ПАО "Кузбассэнергосбыт" не выполнено.
Также из материалов дела N 24/A-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, письменных и устных пояснений представителя ООО "Теплосервис" следует, что в период введения полного ограничения потребления электрической энергии объекте (Котельная N 2) ООО "Теплосервис" производство теплоносителя для оказания услуг горячего водоснабжения невозможно, поскольку работа всего технологического оборудования связана с потреблением электрической энергии.
Остановка котельной в часы введения гарантирующим поставщиком режима ограничения, нарушает право граждан, проживающих в Мариинском городском поселении, на благоприятную среду обитания.
В материалы дела N 24/A-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства представлен перечень потребителей тепловой энергии и горячего водоснабжения по Котельной 2 ООО "Теплосервис", из которого следует, что услуги горячего водоснабжения оказываются обществом гражданам потребителям в жилые и многоквартирные дома по следующим адресам: ул. Сибиряков-Гвардейцев д. N 13, N 2ж, N 7, N 9, N па, N 15, N 17, N 2, N 15 а, N 2а, N 1, N 3, N 5, N 2в, N 2г, предпринимателям <_>, <_.>, <_>.
По информации с официального сайта Государственной жилищной инспекции Кемеровской области в сети Интернет: МУП "МЦЖКУ" (ИНН 4213011043) оказывает услуги по управлению общедомовым имуществом в многоквартирных домах (имеющих подключение к тепловым сетям от Котельной N 2), по следующим адресам: ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. N 1, N 2, N 2а, N 2в, N 2г, N 13.
Согласно письму МУП "МЦЖКУ", представленному в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" (исх. N 205 от 18.10.2017), уведомление ООО "Теплосервис" о прекращении ГВС в связи с проведением ремонтных работ с 03.07.2017 по 24.07.2017 поступило в адрес МУП "МЦЖКУ" 21.06.2017 до указанного периода ГВС осуществлялось в полном объеме.
Вместе с тем из материалов дела следует, что 14.06.2017 ООО "Теплосервис" направило в адрес МУП "МЦЖКУ" письмо (исх. N 742, получено МУП "МЦЖКУ" 21.06.2017), где срок проведения ремонта указан с 03.07.2017 по 31.07.2017.
Однако 16.06.2017 срок проведения ремонта был сокращен до 14 суток, об этом МУП "МЦЖКУ" до окончания проведения ремонтных работ не уведомлялось. Таким образом, в письме МУП "МЦЖКУ", от 18.10.2017 содержится неверная информация о планируемых относительно запланированных ООО "Теплосервис" сроках ремонта Котельной N 2.
Довод ПАО "Кузбассэнергосбыт", основанный на письме МУП "МЦЖКУ" в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" (исх. N 205 от 18.10.2017 г.), что вследствие введения обществом режима ограничения потребления электрической энергии на 20-23, 26-30 июня, 03-12 июля 2017 г. включительно на объекте (Котельная N 2) ООО "Теплосервис" оказание услуг горячего водоснабжения гражданам-потребителям и предпринимателям не прерывалось, отклоняется в связи со следующим.
МУП "МЦЖКУ" оказывает услуги по управлению не во всех домах, подключенных к тепловым сетям от Котельной N 2 ООО "Теплосервис" и не может обладать данной информацией по всему жилому фонду и нежилым помещениям предпринимателей, обслуживаемым ООО "Теплосервис".
Письмо МУП "МЦЖКУ" содержит пояснение, не подкрепленное никакими доказательствами, кроме того, не раскрывается понятие "в полном объеме", неизвестно, регистрировался управляющей организацией в управляемом жилом фонде фактический перерыв либо снижение нормативных показателей качества подаваемой горячей воды.
Данное письмо предоставлено заинтересованному лицу.
Между тем, Комиссией отмечено, что введение режима полного ограничения потребления электрической энергии на объекте (Котельной N 2) ООО "Теплосервис" создает угрозу прекращения в период ограничения производства теплоносителя, необходимого для оказания ООО "Теплосервис" услуг горячего водоснабжения требуемого качества.
Кроме того, п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным ремонта Котельной N 2 с 03.07.2017, на срок не более 14 дней (согласно СанПиН 2.1.4.2496-09) до 16.07.2017.
Вместе с тем из письма ООО "Теплосервис" следует (вх. N 7737 от 22.11.2017), что фактически ремонт осуществлялся с 03.07.2017 по 24.07.2017, поскольку во время проведения ремонтных работ с 03.07.2017 по 12.07.2017 ежедневно производилось ограничение потребления электрической энергии, препятствующее проведению ремонтных работ на котельной.
Дата начала оказания услуг горячего водоснабжения после проведения ремонта следует из Акта ООО "Теплосервис" б/н от 24.07.2017, а также из письма ООО "Теплосервис" в адрес МУП "МЦЖКУ" (исх. N 897 от 07.08.2017).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (данная норма права корреспондируется ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
При этом согласно ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Запрет на злоупотребление правом носит абсолютный характер и не подлежит государственной охране.
Гарантирующему поставщику предоставлено право защиты охраняемых государством прав и интересов, путем судебного взыскания задолженности за потребленную электрическую энергию, а также требования выплаты неустойки, в том числе на основании ст. 37 Закона об электроэнергетике.
Вместе с тем ПАО "Кузбассэнергосбыт" не представило в материалы дела N 24/A-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства сведения о необходимости выбора именно способа полного ограничения потребления электрической энергии на объекте (Котельной N 2) ООО "Теплосервис", также не указало, как данными действиями будут защищены права и законные интересы общества.
Пунктом 1 ст. 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Согласно ст. 546 ГК РФ, ст. 38 Закона об электроэнергетике, п. 78, 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, п. 2, 4 Правил ограничения предоставлено право гарантирующего поставщика приостановить исполнение обязательств по договору электроснабжения путем прекращения (ограничения) поставки электрической энергии потребителю.
На основании п. 1. ст. 548 ГК РФ Правила, предусмотренные ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По смыслу вышеуказанные нормы права приняты в развитие более общих нормы права, установленных ст. 523, ч. 5 ст. 486 ГК РФ, предусматривающих право одностороннего отказа от исполнения договора поставки (полностью или частично), одностороннее его изменение либо приостановку, в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 4 ст. 450.1 ГК РФ), до полного погашения поставленных ранее товаров, в том числе с целью ограничения роста дебиторской задолженности и непроизводительного потребления электрической энергии потребителем-должником, вместе с тем принципиально не являются правовым инструментом досудебного (внесудебного) взыскания просроченной дебиторской задолженности с контрагента, путем создания для контрагента заведомо неисполнимых условий, создающих угрозу прекращения основной его деятельности, препятствованию оказания услуг и получения прибыли, в том числе для расчета за поставленную электрическую энергию, созданию оснований для привлечения контрагента (должностных лиц) к юридической ответственности вплоть до уголовной за прекращение оказание услуг конечным потребителям.
ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис" являются организациями, добровольно принявшими на себя публичный статус и, как следствие, несут перед конечными потребителями ответственность за бесперебойную поставку энергетических ресурсов, вытекающую из публичных договоров, заключенных на соответствующих товарных рынках.
В целях защиты особо охраняемых государством прав и законных интересов конечных потребителей взаимоотношения сторон по прекращению поставки энергоресурсов прямо регулируются законодательством Российской Федерации.
ООО "Теплосервис" при невозможности своевременной оплаты потребленной электрической энергии не вправе отказаться от закупки электрической энергии в необходимом количестве для подготовки теплоносителя в целях оказания услуг горячего водоснабжения (теплоснабжения) и проведения мероприятий по подготовке источников тепла к следующему отопительному периоду.
Таким образом, действия ПАО "Кузбассэнергосбыт" по введению полного ограничения потребления электрической энергии с целью понуждения погашения просроченной дебиторской задолженности противоречат основам охраняемого государством правопорядка и прямо запрещены ст. 10 ГК РФ.
Согласно проведенному анализу состояния рыночной конкуренции на розничном рынке поставки электрической энергии (мощности) в Кемеровской области в 2015 г., 2016 г. ПАО "Кузбассэнергосбыт" занимало доминирующее положение на данном товарном рынке.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 30.06.2008 г. "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 30) к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, ст. 1 ГК РФ, и ст. 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Частью 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом необходимо учитывать правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ N 30, согласно которым суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Таким образом, действия по уведомлению о введении режима ограничения потреблении электрической энергии в отношении объекта (Котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2) ООО "Теплосервис" (письмо исх. N 8021-29/9433) сведений о необходимости самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии путем полного отключения энергопринимающих устройств от электроснабжения (ниже уровня аварийной брони электроснабжения), а также во введении полного ограничения режима потребления на вышеуказанном объекте ООО "Теплосервис" в течение июня-июля 2017 г., что привело к ущемлению интересов ООО "Теплосервис" в сфере предпринимательской деятельности и к прекращению в часы ограничения оказания услуг горячего водоснабжения гражданам-потребителям и предпринимателям, являются злоупотреблением доминирующим положением на вышеуказанном товарном рынке, запрет на которое, установлен ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно сведениям, представленным ПАО "Кузбассэнергосбыт" в адрес Кемеровского УФАС России (вх. N 598 от 02.02.2018), ответственным за направление уведомления от введении режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объекта (котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2) ООО "Теплосервис" (письмо исх. N 80-21-29/9433), а также за введения режима ограничения потребления на вышеуказанном объекте ООО "Теплосервис" является руководитель группы технического аудита Мариинского производственного участка Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - <_>, исполнявший обязанности заместителя начальника Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - руководителя Мариинского производственного участка - <_>.
09.01.2013 между ПАО "Кузбассэнергосбыт" и <_> был заключен трудовой договор N 80-09/1730 (действует в редакции дополнительного соглашения от 10.02.2014 г., далее - Трудовой договор).
В соответствии с п. 2.1.1. Трудового договора работник обязуется добросовестно выполнять трудовые обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, руководствоваться в работе действующим законодательством, локальными нормативными актами, действующими в обществе в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 7.1 Трудового договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, федеральными законами стороны договора несут дисциплинарную, материальную и иную ответственность в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела N 477/03-АДМ-2018 об административном правонарушении следует, что Приказом генерального директора ПАО "Кузбассэнергосбыт" от 31.05.2017 N 671-лс на <_> - руководителя группы технического аудита Мариинского производственного участка Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" с его согласия с 31.05.2017 по 09.06.2017 г. были возложены обязанности заместителя начальника Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - руководителя Мариинского производственного участка - <_> с доплатой 10% от должностного оклада.
Согласно пункту 2.1 должностной инструкции заместителя начальника ВМО - руководителя Мариинского ПУ ПАО "Кузбассэнергосбыт" <_> (далее - Должностная инструкция) руководитель Мариинского производственного участка должен знать основы законодательства Российской Федерации, регламентирующего договорные отношения в части энергоснабжения потребителей, в т.ч. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также иные методические, нормативные и руководящие документы по роду своей профессиональной деятельности.
Разделом 3 Должностной инструкции предусмотрено, что основными задачами работника являются: организация и контроль за работой персонала Производственного участка по формированию и выполнению плана сбора денежных средств за электроэнергию с юридических лиц и граждан-потребителей, а также за соблюдением персоналом требований внутренних локальных документов Общества и действующего законодательства при обслуживании потребителей.
В соответствии с Должностной инструкцией для выполнения основных задач работник, в том числе, обязан организовывать работу и осуществлять контроль по вводу ограничения режима потребления электроэнергии и мощности потребителям (п. 3.14).
В силу п. 5.2 Должностной инструкции заместитель начальника ВМО - руководитель Мариинского ПУ ПАО "Кузбассэнергосбыт" несет ответственность за ненадлежащие исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из чего усматривается, что действия (бездействие), приведшие к нарушению Закона о защите конкуренции, совершены (допущены) <_> исполнявшим обязанности заместителя начальника Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - руководителя Мариинского производственного участка и были в пределах его полномочий и контроля.
Таким образом, действия должностного лица ПАО "Кузбассэнергосбыт" <_>, приведшие к нарушению требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, является ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
На основании вышеизложенного в действиях должностного лица ПАО "Кузбассэнергосбыт" - руководителя группы технического аудита Мариинского производственного участка Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - <_>, исполнявшего обязанности заместителя начальника Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - руководителя Мариинского производственного участка - <_>, выразившихся в несоблюдении требований, установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, присутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена ст. 14.31 КоАП РФ.
Факт нарушения <_> ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, установлен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
Объектом правонарушения являются охраняемые государством права и законные интересы ООО "Теплосервис" в сфере предпринимательской деятельности.
Субъектом правонарушения является <_>.
Время совершения <_> административного правонарушения:
- 09.06.2017 (дата направления уведомления о введении режима ограничения потребления электрической энергии).
Место совершения административного правонарушения: г. Анжеро-Судженск, ул. им. 50-летия ВЛКСМ, д. 2.
Потерпевшим является ООО "Теплосервис" (652707, Кемеровская область, г. Мариинск, ул. Трудовая, д. 2).
Согласно ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Срок давности привлечения к административной ответственности <_>, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В силу ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Фактов, свидетельствующих об умысле <_> в совершении вменяемого ему административного правонарушения не установлено.
Однако из материалов дела N 477/03-АДМ-2018 об административном правонарушении следует, что <_> в силу наделенных полномочий и наличия специальных знаний мог и обязан был предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Документов, указывающих на наличие чрезвычайных событий, обстоятельств, воспрепятствовавших <...> выполнить требования действующего законодательства, лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Рассматриваемое правонарушение, совершенное <_>, является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий. Кроме того, характер совершенного <_> правонарушения не позволяет признать данное правонарушение малозначительным.
Таким образом, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания учитываются характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ приведен перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность привлекаемого лица.
Частью 1 ст. 4.3 КоАП РФ установлен перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность привлекаемого лица (с учетом примечания 3 к ст. 14.31 КоАП РФ).
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность <...>, должностным лицом Кемеровского УФАС России признано раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность <_>, должностным лицом Кемеровского УФАС России не установлено.
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем оснований для применения к <_> ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в деле N 478/03-АДМ-2018 об административном правонарушении не установлено.
Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Кемеровского УФАС России находит вину <_>, доказанной, а действия верно квалифицированными по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ и назначает административное наказание <_>, в пределах санкции ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 23.48, ч. 1 ст. 29.9, а также ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, <_>,
ПОСТАНОВИЛА:
Признать должностное лицо ПАО "Кузбассэнергосбыт" - руководителя группы технического аудита Мариинского производственного участка Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - <_>, исполнявшего с 31.05.2017 по 09.06.2017 обязанности заместителя начальника Восточного межрайонного отделения ПАО "Кузбассэнергосбыт" - руководителя Мариинского производственного участка - <_>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, и назначить должностному лицу наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001
УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)
р/с 40101810400000010007 Отделение Кемерово
БИК 043207001
КБК: 161 116 02010 01 6000 140
ОКТМО: 32701000
Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу N 478/03-АДМ-2018.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (3842) 36-77-83.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
<_> <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 7 декабря 2018 г. N 478/03-АДМ-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.12.2018