Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
Банка ВТБ (ПАО) (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО "Рашн Апрэйзл" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.N30283-ЭП/18 от 29.11.2018) ООО "Рашн Апрэйзл" на действия закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке объектов недвижимого имущества Банка ВТБ (ПАО) (извещение N 31807056045), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
23 октября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение
N 31807056045 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке объектов недвижимого имущества Банка ВТБ (ПАО) (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг Банка ВТБ (ПАО) (далее - Положение о закупках), версия 16 от 18.10.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
21 000 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
23.10.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
02.11.2018 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
30.11.2018 в 12:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Москва, Пресненская наб., д. 12 |
2. По мнению Заявителя закупочной комиссией Организатора торгов (далее - Закупочная комиссия) принято необоснованное решение об отклонении заявки ООО "Рашн Апрэйзл" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель указывает, что согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 22.11.2018 Закупочная комиссия приняла решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО "Рашн Апрэйзл" в соответствии с п. 4.5.3 Положения о закупках, вместе с тем, Заявитель полагает принятое решение неправомерным.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N 78/35504/18 от 04.12.2018 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
Также со стороны Организатора торгов представлен договор от 04.12.2018 N18НЕ240РО, заключенный с ЗАО "РОСОЦЕНКА" по итогам процедуры Закупки.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Банк ВТБ (ПАО) относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 22.11.2018 Закупочная комиссия приняла решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО "Рашн Апрэйзл" со следующим пояснением:
"Заявка на участие в открытом запросе предложений отклонена в соответствии с п. 4.5.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг в Банке ВТБ (ПАО) в связи с тем, что предложенная в ней цена договора в сочетании с другими сведениями, указанными в заявке, занижена более чем на 25 процентов от средней цены договора, определяемой как среднеарифметическое значение цен договора, указанных во всех заявках на участие в процедуре закупки Претендентов, за исключением заявок, содержащих наименьшее и наибольшее значение цены договора и у Единой комиссии возникли обоснованные сомнения в способности Претендента исполнить договор на предложенных условиях".
В соответствии с п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Пунктом 4.4.2 Положения о закупках определено, что в целях проверки соответствия Претендента, участника процедуры закупки требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, Заказчик вправе направлять запросы в соответствующие органы и организации, в том числе и Претендентам, участникам процедуры закупки.
Согласно п. 4.5.1 Положения о закупках в случае, если на участие в процедуре закупки представлено более двух заявок, Комиссия на этапе рассмотрения заявок на участие в процедуре закупки вправе отклонить заявку, предоставленную Претендентом, если предложенная в ней цена договора (цена лота), цена за единицу продукции в сочетании с другими сведениями, указанными в такой заявке, занижена на 25 (двадцать пять процентов) или более процентов от средней цены договора (цены лота), цены за единицу продукции, определяемой как среднеарифметическое значение цен договора (цен лота), цен за единицу продукции, указанных во всех заявках на участие в процедуре закупки Претендентов, за исключением заявок, содержащих наименьшее и наибольшее значение цены договора (цены лота), цены за единицу продукции, и у Комиссии возникли обоснованные сомнения в способности Претендента исполнить договор на предложенных условиях.
Пунктом 4.5.2 Положения о закупках предусмотрено, что Комиссия вправе запросить у Претендента, предоставившего заявку с заниженной, как определено в подпункте 4.5.1. настоящего Положения, ценой договора (ценой лота), ценой за единицу продукции, структуру предлагаемой цены и обоснование такой цены. Комиссия в сроки, установленные документацией процедуры закупки для проведения этапа рассмотрения заявок на участие в процедуре закупки, проводит анализ всей информации, предоставленной Претендентом.
В соответствии с п. 4.5.3 Положения о закупках если Претендент не предоставил информацию, установленную в подпункте 4.5.2. настоящего Положения, в установленные Комиссией сроки, или Комиссия пришла к обоснованному решению, что Претендент не способен исполнить договор на условиях, предложенных таким Претендентом и установленных документацией процедуры закупки, Комиссия отклоняет заявку на участие в процедуре закупки такого Претендента с указанием причин отклонения.
Документацией при этом не регламентируется порядок действия Закупочной комиссии или участника Закупки при предложении последним заниженной на 25% цены договора.
На участие в Закупке поступило 5 заявок, включая заявку ООО "Рашн Апрэйзл", при этом цена предложения Заявителя была снижена на 41% по отношению к среднему значению предложенных цен участниками Закупки.
Представитель Организатора торгов пояснила, что на основании предусмотренного подпунктом 4.4.2 Положения о закупках права проверки соответствия претендентов, участников процедуры закупки требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, у всех претендентов, участников были запрошены уточняющие сведения о квалификации персонала участников, планируемого исполнять договор закупки, об описании опыта участия в аналогичных проектах с учетом важности для качественного исполнения договора по предмету закупки в установленные для оказания услуг сроки. С этими же целями проведены очные встречи с представителями претендентов, участников.
Со стороны Заявителя запрошенные Организатором торгов сведения были представлены в надлежащем виде и в запрашиваемый срок.
Представитель Организатора торгов указала, что Закупочная комиссия, проанализировав заявки участников Закупки, включая заявку Заявителя с заниженной, как определено в подпункте 4,5.1 Положения о закупках Заказчика, ценой, Закупочной комиссией принято решение о том, что Заявитель не способен исполнить договор на условиях, предложенных Заявителем и установленных Документацией, что являлось основанием отказа такому претенденту в допуске к участию в процедуре закупки в соответствии с п. 4.5.1 Положения о закупках.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что ни Документацией, ни Положением о закупках не определен порядок оценки представленных участниками Закупки уточняющих сведений о квалификации персонала участников, планируемого исполнять договор закупки, об описании опыта участия в аналогичных проектах с учетом важности для качественного исполнения договора по предмету закупки в установленные для оказания услуг сроки.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что закупочной комиссией Организатора торгов оценка представленных Заявителем уточняющих сведений осуществлена в порядке, не соответствующем Документации и Положению о закупках.
Кроме того, согласно п. 4.4.1 Положения о закупках Организатором торгов определено, что заявка участника подлежит отклонению в том числе в случае несоответствия установленным Заказчиком в настоящем Положении и документации процедуры закупки требованиям к участникам процедуры закупки, несоответствия предлагаемой продукции установленным Заказчиком в настоящем Положении и документации процедуры закупки требованиям к закупаемой продукции.
Пунктом 8 Документации Организатором торгов определены требования к Участникам процедуры закупки, закупаемой продукции и перечень документов, предоставляемых в составе заявки для подтверждения соответствия установленным требованиям.
Поданная на участие в Закупке заявка ООО "Рашн Апрэйзл" в полной мере соответствовала установленным Организатором торгов требованиям к участникам процедуры Закупки, в том числе к квалификации, опыта и условий выполнения договора.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что решение закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении от участия в Закупке заявки ООО "Рашн Апрэйзл", согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 22.11.2018, принято в порядке, не соответствующем Документации и Положению о закупках.
На основании изложенного по доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению от участия в Закупке заявки ООО "Рашн Апрэйзл" в порядке, не соответствующем Документации и Положению о закупках, нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении требований положения о закупках, в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх.N30283-ЭП/18 от 29.11.2018) ООО "Рашн Апрэйзл" на действия закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке объектов недвижимого имущества Банка ВТБ (ПАО) (извещение N 31807056045), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх.N30283-ЭП/18 от 29.11.2018) ООО "Рашн Апрэйзл" на действия закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке объектов недвижимого имущества Банка ВТБ (ПАО) (извещение N 31807056045) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке объектов недвижимого имущества Банка ВТБ (ПАО) (извещение N 31807056045) нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении требований положения о закупках, в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения от участия в Закупке заявки ООО "Рашн Апрэйзл" в порядке, не соответствующем Документации и Положению о закупках.
3. Не выдавать закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) предписание об устранении выявленных нарушений при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке объектов недвижимого имущества Банка ВТБ (ПАО) (извещение N 31807056045) ввиду наличия договора от 04.12.2018 N18НЕ240РО, заключенного Организатора торгов с ЗАО "РОСОЦЕНКА" по итогам процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 декабря 2018 г. N Т02-490/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.12.2018