Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителя от ООО "Газэнергоинформ" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от АО "Газпром газораспределение Иваново" (далее - Заказчик) и от ООО "Бисер" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.11.2018 вх. N 30418-ЭП/18) ООО "Бисер" на действия закупочной комиссии Организатора торгов ООО "Газэнергоинформ" (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 175430 на право заключения договора по номенклатурной группе: "Средства индивидуальной защиты" (извещение N 31807115207), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
07 ноября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31807115207 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 175430 на право заключения договора по номенклатурной группе: "Средства индивидуальной защиты" (далее - Закупка), включая Документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Газпром газораспределение Иваново" (далее - Положение о закупках) в редакции от 01.03.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 379 626 ,50 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
07.11.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
19.11.2018 в 11:59 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
26.11.2018 в 11:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196140, г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, Петербургское ш., д. 66, корп. 2, лит. А, БЦ N 2, 4-й этаж. |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31807115207 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Бисер" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Газпром газораспределение Иваново" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Бисер" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/35527/18 от 04.12.2018 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/35527/18 от 04.12.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
На основании ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников, подведения итогов Закупки N 175430 от 27.11.2018 заявка ООО "Бисер" была отклонена по следующим основаниям: "Подпункт "о" пункта 1.4.1 Документации. В составе заявки на участие в закупочной процедуре представлены Сведения из реестра СМСП без усиленной квалифицированной электронной подписи налогового органа; Пункт 6.6.4 Положения о закупках Заказчика".
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пп. "а" п. 2.9.2.1 Документации организатор запроса предложений рассматривает заявки на участие в запросе предложений на наличие документов, определенных настоящей Документацией.
Как следует из пп. "о" п. 1.4.1 Документации, участники должны включить в состав заявки один из следующих документов:
Сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированные не ранее, чем за 14 календарных дней до даты опубликования извещения об осуществлении запроса предложений (п. 3.4 настоящей Документации), с использованием сервиса "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства" и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа, в случае, если участник не является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, подготовленную по форме, утвержденной Постановлением Правительства от 11.12.2014 г. N 1352, и подписанную участником закупки, если участник является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
При этом к вновь созданным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям относятся: хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели.
Пунктом 1.4.2 Документации установлено, что документы, указанные в п.п. 1.4.1, 1.4.2 Документации - в зависимости от их вида предоставляются в форме подлинников, нотариально заверенных копий или копий, заверенных подписью лица, имеющего право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от имени участника без доверенности (далее - "Руководитель") или надлежащим образом уполномоченным им лицом на основании доверенности (далее - "Уполномоченное лицо").
Также согласно п. 1.4.1 Документации все копии документов, указанных в пп. "б" - "к" настоящего пункта, должны быть скреплены печатью и заверены подписью лица, уполномоченного на подписание заявки от имени участника.
Представление в составе заявки Сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства регламентировано подпунктом "о" пункта 1.4.1 Документации и не входит в вышеуказанный перечень.
Представитель Организатора торгов пояснила, что в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации, представленным Заявителем ООО "Бисер" в составе заявки, ООО "Бисер" было создано 06 сентября 2016, таким образом, Заявитель не относится ко вновь созданным юридическим лицам и должно было включить в состав заявки Сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в форме электронного документа, сформированного с использованием сервиса "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства" и подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.
Определение усиленной электронной подписи содержится в пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ). Данный вид электронной цифровой подписи должен соответствовать в том числе следующим признакам:
1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".
Согласно положениям пункта 3 статьи 12 Закона N 61-ФЗ при проверке электронной подписи средства электронной подписи должны:
1) показывать самостоятельно или с использованием программных, программно-аппаратных и технических средств, необходимых для отображения информации, подписанной с использованием указанных средств, содержание электронного документа, подписанного электронной подписью;
2) показывать информацию о внесении изменений в подписанный электронной подписью электронный документ;
3) указывать на лицо, с использованием ключа электронной подписи которого подписаны электронные документы.
Согласно пп. "а" п. 2.9.2.3 Документации по результатам рассмотрения заявок участников и проверки информации об участниках, организатор вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в случае отсутствия в составе заявки на участие в Закупке документов, определенных настоящей Документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике Закупки или о товарах, на поставку которых размещается заказ.
На основании п. 1.6.1 Документации организатор Закупки/комиссия имеет право отклонить заявку участника и тем самым отстранить ее от дальнейшего участия в Закупке на любом этапе ее проведения в случае несоответствия заявки на участие в Закупке требованиям настоящей Документации.
Пунктом 6.6.4 Положения о закупках установлено, что по результатам рассмотрения и проверки информации об участниках запроса предложений Организатор вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в случае отсутствия в составе заявки на участие в запросе предложений документов, определенных документацией о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о поставляемых товарах (выполняемых работах, оказываемых услугах), а также в случае несоответствия заявки, поданной участником запроса предложений, требованиям документации о запросе предложений и настоящего Положения.
Представитель Организатора торгов пояснила, что Заявитель ООО "Бисер" в составе заявки представил копию Сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, заверенную подписью управляющего, которая содержала визуализацию электронной цифровой подписи налогового органа в виде простого графического изображения и не подлежала проверке при помощи соответствующего программного обеспечения. В виду указанных обстоятельств Закупочная комиссия не смогла проверить подлинность электронной цифровой подписи налогового органа и приняла решение об отклонении заявки ООО "Бисер" от участия в закупочной процедуре.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Бисер", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "Бисер" в составе заявки представил перенесенную на бумажный носитель копию Сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, заверенную подписью ООО "Бисер", которая содержала лишь графическое изображение усиленной квалифицированной электронной подписи налогового органа, не позволяющее удостоверится в подлинности содержащихся в документе сведений, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "Бисер" согласно пп. "а" п. 2.9.2.3, п. 1.6.1 Документации и п. 6.6.4 Положения о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО "Бисер" от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 29.11.2018 вх. N 30418-ЭП/18) ООО "Бисер" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ООО "Газэнергоинформ" (ИНН: 7728696530, ОГРН: 1097746173249) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 175430 на право заключения договора по номенклатурной группе: "Средства индивидуальной защиты" (извещение N 31807115207) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 декабря 2018 г. N Т02-492/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.12.2018