Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
"..."
при участии представителей:
"..."
рассмотрев жалобу ООО "Энергостар" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Атомэнергопроект", оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг "профессиональная уборка-клининговые услуги" для нужд АО "Атомэнергопроект" (818Пр/ОК-018) (извещение N 31807077979), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Энергостар" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Атомэнергопроект" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" (далее - Оператор) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг "профессиональная уборка-клининговые услуги" для нужд АО "Атомэнергопроект" (818Пр/ОК-018) (извещение N 31807077979) (далее - Конкурса, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Госкорпорации "Росатом", утвержден решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (далее - Положение о закупках).
Согласно извещению о проведении Конкурса, Документацией о проведении Запроса котировок (далее - Извещение, Документация) Запрос котировок осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы (далее - ЕИС) и сайта ЭТП АО "ЕЭТП", расположеного по адресу: www.roseltorg.ru.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": www.roseltorg.ru, регулируются Регламентом организации и проведения электронных аукционов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным генеральным директором АО "ЕЭТП" А.А. Емельяновым (далее - Регламент).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Документация размещены в ЕИС - 29.10.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - 35 997 430,49 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 14.11.2018;
Дата рассмотрения заявок - 05.12.2018;
Дата подведения итогов - 06.12.2018.
На участие в Конкурсе подана 1 заявка.
Из Жалобы следует, что Оператор не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, используемых при подачи заявки на участие в Конкурсе, вследствие чего заявка Заявителя возвращена Оператором в связи с отсутствием денежных средств на специальном счете.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора с доводом Жалобы согласился.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 15 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки не заблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из Жалобы следует, что Заявителем 14.11.2018 подана заявка на участие в Конкурсе, при этом согласно графическим материалам представленным Заявителем, 14.11.2018 банком ПАО "ВТБ", в котором открыт специальный счет Заявителя заблокированы денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что заявка возвращена Заявителю ввиду отсутствия на специальном счете денежных средств в размере обеспечения заявки на участия в Конкурсе.
Согласно графическим изображениям представленным Оператором, в ответ на запрос Оператора 14.11.2018 в 09:01 получено сообщение от банка о блокировании денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Закупке, при этом, 14.11.2018 в 09:07 в адрес Оператора направлен ответ о недостаточности денежных средств на специальном счете участника закупки, что послужило основанием для возврата заявки Заявителя на участие в закупке.
Вместе с тем, представитель Оператора не представил сведений, подтверждающих, что при проведении Конкурса обеспечена надежность функционирования программных и технических средств.
Таким образом, действиями оператора нарушена часть 15 статьи 3.4 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Энергостар" (ИНН: 7717547255; ОГРН: 1057749442300) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Атомэнергопроект" (ИНН: 7701796320; ОГРН: 1087746998646), оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" (ИНН: 7707704692; ОГРН: 1097746299353) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг "профессиональная уборка-клининговые услуги" для нужд АО "Атомэнергопроект" (818Пр/ОК-018) (извещение N 31807077979) обоснованной.
2. Признать в действиях АО "ЕЭТП" нарушение части 15 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 06.12.2018 N 223-ФЗ-935/18.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 декабря 2018 г. N 223-ФЗ-935/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.12.2018