Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Иванов С.А. - начальник отдела по борьбе с картелями, член Комиссии;
Митченко Е.С. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Омникомм Инвест" на действия Заказчика ФГУП "ЖКХ ННЦ" при размещении запроса котировок в электронной форме на ЕЭТП на установку и наладку навигационного оборудования (извещение N 31807164967),
в отсутствии представителя заявителя ООО "Омникомм Инвест" надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
в присутствии представителя по доверенности ФГУП "ЖКХ ННЦ" - "_" (доверенность N 96 от 23.11.20148г.),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО "Омникомм Инвест" (вх.N 7597э от 27.11.2018 г.) на действия Заказчика ФГУП "ЖКХ ННЦ" при размещении запроса котировок в электронной форме на ЕЭТП на установку и накладку навигационного оборудования (извещение N 31807164967 от 19.11.2018 г. опубликовано на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщил следующее.
19.11.2018 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, было размещено извещение N 31807164967 Установка и наладка навигационного оборудования, лот 1: Установка и наладка навигационного оборудования.
ООО "Омникомм Инвест" направил Заказчику через электронную площадку http://www.roseltorg.ru/ два запроса разъяснений по Техническому заданию с целью уточнения возможности предложения аналогов, так как Заказчик прописал наименования товаров бортовое навигационно-связное оборудование ГЛОНАСС (БНСО)-СМАРТ S-2333 и датчик уровня топлива Италон 1000, без возможности поставки оборудования других производителей и ограничивает конкуренцию ст.17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции". Ограничение конкуренции на рынке навигационного оборудования и создание организатором закупки преимуществ для одного участника, тем самым дискриминируя остальных участников. Навигационное оборудование, указанное Заказчиком, не является уникальным продуктом на российском рынке навигационного оборудования. В нем реализован стандартный функционал множества подобного оборудования.
Указание конкретной марки/модели оборудования определенного производителя и все вышеизложенное, является не обоснованным ограничением конкуренции исходя из положений п.2 ч.1 ст.З Закона N 223-ФЗ, устанавливающее, что при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Во втором запросе разъяснений заявитель попросили Заказчика предоставить следующую информацию: "работоспособность системы обеспечивается протоколом обмена данными между оборудованием и программным обеспечением системы мониторинга. Большинство производителей оборудования, а также программного обеспечения поддерживают единые протоколы обмена данных в целях поддержки совместимости. Заявитель просил уточнить поддерживаемые протоколы обмена данных программного обеспечения и наименование программного обеспечения системы мониторинга". Однако, заказчик выразил нежелание рассматривать аналоги.
ФГУП "ЖКХ ННЦ" представил следующие возражения на жалобу (вх.N 9897 от 03.12.2018 г.).
ФГУП "ЖКХ ННЦ" выступило заказчиком по закупке, проведенной в форме запроса котировок в электронной форме ЕЭТП, объектом которой являлись услуги по установке и наладке навигационного оборудования, а именно, бортового навигационно-связного оборудования ГЛОНАСС (БНСО)-СМАРТ S-2333, датчиков уровня топлива Италон 1000.
Извещение о проведении закупки N 31807164967 размещено на сайте единой информационной системы АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru 19.11.2018 г. Срок окончания приема заявок установлен 27.11.2018 г. (до 09:00:00 [GMT +7 Красноярск]).
На момент окончания срока подачи заявок были поданы две заявки от участников ООО "Авто-Скан" и ООО "Спутниковые системы мониторинга".
"Омникомм Инвест" заявку на участие в закупке не подавал, направлялись запросы разъяснений 20.11.2018 г., 21.11.2018 г., на которые были даны соответствующие ответы 21.11.2018 г.
С доводами жалобы ФГУП "ЖКХ ННЦ" не согласно, считает ее необоснованной по следующим причинам.
Считаем, ФГУП "ЖКХ ННЦ" не допущено нарушений федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЭ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Так, указание в документации о закупке конкретной марки/модели направлено на определение потребностей ФГУП "ЖКХ ННЦ", выявление товара в наилучшей степени отвечающего требованиям, что согласуется с одним из установленных п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ принципов закупок товаров, работ и услуг - принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
В силу п. 2 ч 6.1 ст. 3 Закон N 223-ФЗ в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. "а" п. 3 ч 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
При этом согласно п. 5.1.6. Положения о закупке товаров (работ, услуг) ФГУП "ЖКХ ННЦ" при описании предмета закупки в документации о конкурентной закупке могут содержаться указания на товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара или наименование производителя, позволяющие наилучшим образом определить соответствие поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, при условии, что это не влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Полагаем, указание конкретных производителя и модели поставляемого товара не повлекло за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, но является для ФГУП "ЖКХ ННЦ" принципиально важным и необходимым в виду следующего.
На транспортных средствах, принадлежащих ФГУП "ЖКХ ННЦ", ранее использовалось навигационное оборудование указанной в документации о закупке торговой марки ГЛОНАСС (БНСО)-СМАРТ S-2333, Италон 1000. В ноябре 2018 года при разрешении вопроса о замене навигационного оборудования, датчиков уровня топлива было принято решение об установке идентичного с целью обеспечения технологической совместимости, а также по причине того, что указанное оборудование за время его использования зарекомендовало себя с лучшей стороны, полностью удовлетворяет Заказчика по своим основным характеристикам и эксплуатационным свойствам.
Кроме того, в марте 2018 года по результатам электронного аукциона на некоторые транспортные средства Заказчика было установлено оборудование стоимостью 65 тыс. руб., являющееся эквивалентом ранее установленному, а именно, бортовое навигационно-связное оборудование GSM/GPS/ЛОНАСС АвтоКонтроль v2.7.0, а также датчик уровня топлива Автосенсор ДУТ-КВ-Р4. Указанное оборудование на протяжении 2018 года не функционирует должным образом: возникли проблемы с применяемым типом топлива, информация, поступающая с аппаратуры искажается, предоставляются ложные сведений о режиме работы транспортных средств, им оборудованных. В результате, ненадлежащая работа "эквивалентного" оборудования приводит к ежемесячным финансовым потерям ФГУП "ЖКХ ННЦ".
Вместе с тем, закупленные Заказчиком дополнительные датчики уровня топлива Италон 1000, бортовое навигационно-связное оборудование ГЛОНАСС (БНСО)-СМАРТ S-2333 зарекомендовали себя положительно как надежные в эксплуатации.
Необходимо отметить, что требование предъявлено Заказчиком не к участникам закупки, а к оборудованию определенного производителя, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, не ограничен в праве на заключение договора. Такая возможность предусмотрена для неограниченного числа заинтересованных лиц. Отсутствие у ООО "Омникомм Инвест", иных лиц возможности установить оборудование указанного производителя не свидетельствует о нарушении ФГУП "ЖКХ ННЦ" их прав, а также об ограничении числа участников закупки.
Таким образом, действия ФГУП "ЖКХ ННЦ", установившего в техническом задании требования к товарному знаку и модели оборудования, являются экономически обоснованными, не нарушают положения Закона N 223-ФЗ, из которого следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к объекту закупки.
Кроме того, действия ФГУП "ЖКХ ННЦ" не направлены на ограничение конкуренции. Ограничительные требования к участникам закупки ФГУП "ЖКХ ННЦ" не предъявлялись. А сам по себе факт установления определенных характеристик оборудования не свидетельствует об ограничении количества участников закупки и нарушении ст. 17 Закона о защите конкуренции, так как количество участников, потенциально способных установить оборудование, не ограничено. Указанное в документации о закупке "бортовое навигационно-связного оборудование ГЛОНАСС (БНСО)-СМАРТ S-2333", "датчик уровня топлива Италон 1000" может поставить неограниченный круг лиц, о чем свидетельствует поступление заявок от двух участников закупки. Отдельного внимания заслуживают следующее обстоятельство. ФГУП "ЖКХ ННЦ" были приняты исчерпывающие меры, направленные на исключение необоснованного ограничения конкуренции и прозрачности при проведении закупки. Так, согласно п. "ж" ч. 12.2 Положения о закупке товаров (работ, услуг) ФГУП "ЖКХ ННЦ" Заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если цена договора не превышает 500 ООО (пятьсот тысяч) рублей.
Однако, руководствуясь принципами закупок товаров, работ и услуг, установленными ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ФГУП "ЖКХ ННЦ" было принято решение о проведении торгов для заключения договора на оказание услуг по установке и наладке навигационного оборудования.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
19.11.2018 г. на официальном сайте единой информационной системы закупок (http://zakupki.gov.ru), организатор закупки ФГУП "ЖКХ ННЦ" в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" было размещено Извещение N 31807164967 на установку и наладку навигационного оборудования.
Для участия в запросе котировок в электронной форме ЕЭТП, заявки поступили от двух участников.
В соответствии с п.1, п.2 Технического задания (Приложение N1 к закупочной документации) участник закупки должен предоставить конкретное бортовое навигационно-связное оборудование торговой марки ГЛОНАСС (БНСО)-СМАРТ S-2333, и датчик уровня топлива Италон 1000 .
Заявитель направил запрос разъяснений по Техническому заданию с целью уточнения возможности предложения аналогов.
В соответствии с пп "а", п. 6.1 ст. 3 ФЗ-223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно п. 5.1.6. Положения о закупке товаров (работ, услуг) ФГУП "ЖКХ ННЦ" при описании предмета закупки в документации о конкурентной закупке могут содержаться указания на товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара или наименование производителя, позволяющие наилучшим образом определить соответствие поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, при условии, что это не влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Комиссия Новосибирского УФАС России принимает во внимания довод о том, что на транспортных средствах, принадлежащих ФГУП "ЖКХ ННЦ", ранее использовалось навигационное оборудование указанной в документации о закупке торговой марки ГЛОНАСС (БНСО)-СМАРТ S-2333, Италон 1000. В ноябре 2018 года при разрешении вопроса о замене навигационного оборудования, датчиков уровня топлива ФГУП "ЖКХ ННЦ" было принято решение об установке идентичного с целью обеспечения технологической совместимости, а также по причине того, что указанное оборудование за время его использования зарекомендовало себя с лучшей стороны, полностью удовлетворяет Заказчика по своим основным характеристикам и эксплуатационным свойствам.
Кроме того, в марте 2018 года по результатам электронного аукциона на некоторые транспортные средства Заказчика было установлено оборудование стоимостью 65 тыс. руб., являющееся эквивалентом ранее установленному, а именно, бортовое навигационно-связное оборудование GSM/GPS/ЛОНАСС АвтоКонтроль v2.7.0, а также датчик уровня топлива Автосенсор ДУТ-КВ-Р4. Указанное оборудование на протяжении 2018 года не функционирует должным образом: возникли проблемы с применяемым типом топлива, информация, поступающая с аппаратуры искажается, предоставляются ложные сведений о режиме работы транспортных средств, им оборудованных. В результате, ненадлежащая работа "эквивалентного" оборудования приводит к ежемесячным финансовым потерям ФГУП "ЖКХ ННЦ".
Таким образом, действия ФГУП "ЖКХ ННЦ", установившего в техническом задании требования к товарному знаку и модели оборудования, являются экономически обоснованными, не нарушают положения Закона N 223-ФЗ, из которого следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к объекту закупки.
Таким образом, на основании вышеизложенного, в действиях организатора закупки - ФГУП "ЖКХ ННЦ", нарушение порядка организации и проведения открытого запроса котировок в электронной форме ЕЭТП не усматривается.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Омникомм Инвест" (вх.N 7597э от 27.11.2018 г.) на действия Заказчика ФГУП "Жилищно- Коммунальное Хозяйство Новосибирского Научного Центра" при размещении запроса котировок в электронной форме на ЕЭТП на установку и наладку навигационного оборудования (извещение N 31807164967 от 19.11.2018 г. опубликовано на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 декабря 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.12.2018